ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ 10-Х КЛАССОВ ЛИЦЕЯ МГУ ИМ. АДМ. Г.И. НЕВЕЛЬСКОГО - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ 10-Х КЛАССОВ ЛИЦЕЯ МГУ ИМ. АДМ. Г.И. НЕВЕЛЬСКОГО

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Выбор профессии для подростков является одним из главных жизненных выборов, от которого зависит вся их дальнейшая жизнь. И значительная часть школьников испытывает страх перед принятием столь важных решений. С одной стороны, они сталкиваются со стремительными изменениями, происходящими в нашем обществе, которые затрагивают экономические, политические, социальные и духовные сферы общественной жизни. Научно-технические преобразования, экономические кризисы, сложные политические и нравственные вопросы определяют затруднения в определении будущей профессиональной деятельности. С другой стороны, изменения касаются и самих подростков. Профессиональный выбор они вынуждены совершать в один из самых сложных социально-биологических периодов жизни человека. Этот период характеризуется сменой социальных ролей, пубертатными изменениями, необходимостью прогноза соответствия собственных личностных особенностей и возможностей требованиям выбранного пути [4].

Учитывая эти обстоятельства, становится понятным, насколько старшекласснику затруднительно совершить профессиональный выбор. По данным исследований образовательной компании «Maximum Education» за 2022 год, свыше 40% одиннадцатиклассников не определились с будущей профессией, а ещё 28% считают, что не стоит строить каких-либо планов на этот счёт [5]. И, конечно, в этом смысле целенаправленное изучение профессиональной направленности старших школьников, упор на её формирование и развитие имеют одно из ключевых значений в успешности не только их будущей профессиональной карьеры, но и жизни в целом. Данные исследования необходимы для общего представления учащихся об их профессиональном потенциале, соотнесении своих профессиональных предпочтений и запросов с имеющимися личностными возможностями и требованиями, предъявляемыми к человеку с различными профессиями. Под профессиональной направленностью понимается системное качество личности, определяющее отношение к профессии, устойчивое представление, потребность и готовность к ней [3]. Профессиональная направленность тесно связана с личностным и профессиональным самоопределением подростка и включена в процесс совершения профессионального выбора [1]. Целью исследования является изучение профессиональной направленности учащихся старших классов лицея МГУ им. адм. Г.И. Невельского.

В исследовании приняли участие 28 учащихся 10-х классов лицея МГУ им. адм. Г.И. Невельского в возрасте от 15 до 16 лет.

Методики исследования: Дифференциально-диагностический опросник «ДДО» Е.А. Климова (в адаптации А. Азбель), «Карта интересов» А. Е. Голомштока (в адаптации А. Азбель и А. Грецова) [2].

Результаты исследования склонности респондентов к различным предметам труда по методике «ДДО» представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Частота встречаемости выраженных склонностей к предметам труда

Полученные данные свидетельствуют о том, что наиболее выраженные склонности учащихся десятых классов лицея МГУ им. адм. Г. И. Невельского соответствуют предмету труда «человек-человек» (10 человек). Для учащихся привлекательны профессии, характерной чертой которых является необходимость непосредственного взаимодействия с другим человеком (группой людей) и воздействием на них. Для успешной деятельности в рамках профессий данной сферы необходимо обладать развитыми коммуникативными навыками и организаторскими способностями, эмоциональной устойчивостью, выраженным стремлением к общению. Высокие требования предъявляются к таким качествам личности специалистов как доброжелательность, стрессоустойчивость, креативность. Направленность на технические специальности демонстрируют 9 человек. Профессии из этой сферы связаны с применением в работе различных технических устройств. Деятельность специалистов предполагает развитое техническое мышление, высокий уровень оперативной памяти, высокий уровень концентрации, переключения и распределения внимания, устойчивость нервной системы к внешним раздражителям, а также способность переносить состояние монотонии. Менее всего свою будущую деятельность респонденты связывают с профессиями, предметом труда которых является природа (2 человека).

Следует отметить, что 8 респондентов демонстрируют направленность более, чем на один предмет труда. Наиболее популярно сочетание сфер «Человек-человек» и «Человек-знаковая система». В этом случае речь может идти о профессиях, предполагающих взаимодействие как с людьми, так и со знаковой системой различного профессионального характера. Примерами таких профессий являются педагог, юрист, переводчик, участвующий в переговорных процессах, библиотекарь. Также выделяется сочетание «Человек-человек» и «Человек-художественный образ». Вероятно, для такого сочетания характерна деятельность, предполагающая создание, воплощение и передачу художественных образов при одновременном взаимодействии с людьми. К подобным профессиям относятся актёр театра и кино, фотограф, певец, музыкант, художник-постановщик, костюмер.

По результатам методики «Карта интересов» выявлено, что наибольшую привлекательность у респондентов вызывает сфера деятельности «Управление бизнесом», в качестве приоритетной для себя её выбирают 14 человек. 10 человек имеют выраженный интерес к сфере «Изобразительное искусство, дизайн». По 8 человек имеют направленность на сферы деятельности «Строительство», «Инженерно-техническая сфера», «Физкультура и спорт». По 7 человек выражают интерес к сферам «Физика, математика», «Информационные технологии», «Юриспруденция», «Музыкальное и сценическое искусство». Сферы «Туризм», «Иностранные языки», «Экономика, финансы» интересуют по 6 человек. Для 5 человек направленность проявляется к сфере «Сфера услуг, торговля». 4 человека выражают интерес к сфере «Биология, химия», а также к сфере «Образование». Наименьшее количество выборов получили сферы «Медицина», «Транспорт, логистика», «Силовые структуры», «Общественно-политическая сфера», «Журналистика». Наглядно результаты исследования представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Частота встречаемости выраженного интереса к различным сферам деятельности по методике «Карта интересов»

Таким образом, профессиональная направленность респондентов преимущественно связана со сферой организации и управления бизнесом. Вероятнее всего, учащиеся заинтересованы в деятельности, которая предполагает возможность планирования, организации и контроля задач различного характера, они проявляют стремления к руководству другими, направлению их действий и ответственности за общий результат. Высокая степень интереса также представлена в области изобразительного искусства и дизайна. Респонденты, вероятно, обладают развитыми художественными навыками и творческими способностями, что является важным аспектом для многих профессий в сфере искусства и дизайна. Вполне возможно, их будущая деятельность может быть связана с дизайном (графическим, веб, интерьерным и т.д.), архитектурой, живописью, анимацией.

Значимость для исследования профессиональной направленности представляет соотнесение высоких показателей склонности к определённому предмету труда с показателями наиболее выраженных интересов к тому или иному виду деятельности у респондентов. На таблицах 2 и 3 представлено соотнесение результатов каждого респондента по методикам Дифференциально-диагностический опросник и «Карта интересов»:

Таблица 1 – Соотнесение результатов по методикам «ДДО» и «Карта интересов»

Методики

ДДО

Карта интересов

1.

Человек-техника

Физика, математика; Силовые структуры; Строительство; Инф.технологии

2.

Человек-человек, человек-знаковая система

Физкультура и спорт; Экономика, финансы

3.

Человек-техника

Строительство; Инженерно-техническая сфера

4.

Человек-техника

Инженерно-техническая сфера

5.

Человек-техника

Инф.технологии; Строительство;

Инженерно-техническая сфера; Экономика, финансы; Управление бизнесом; Сфера услуг, торговля

6.

Человек-худ.образ

Физика, математика; Изобразит.искусство, дизайн

7.

Человек-человек, человек-техника

Управление бизнесом

8.

Человек-худ.образ

Изобразит.искусство, дизайн; Музыкал. и сценическое искусство

9.

Человек-человек, человек-худ.образ

Туризм; Иностранные языки;

Образование; Сфера услуг, торговля; Музыкал. и сценическое искусство; Изобразит.искусство, дизайн

10.

Человек-техника, человек-худ.образ

Строительство; Инженерно-техническая сфера

11.

Человек-техника

-

12.

Человек-техника

Физика, математика; Строительство;

Инженерно-техническая сфера;

Изобразит. искусство, дизайн

13.

Человек-человек, человек-техника

Иностранные языки; Изобразит. искусство, дизайн

14.

Человек-техника, человек-знаковая система

Экономика, финансы

Методики

ДДО

Карта интересов

15.

Человек-худ.образ

Физкультура и спорт;

Изобразительное искусство, дизайн

16.

Человек-природа

Физика, математика; Управление бизнесом

17.

Человек-техника, человек-худ.образ

Инженерно-техническая сфера; Силовые структуры

18.

Человек-человек, человек-природа

Журналистика; Образование

19.

Человек-природа

Физика, математика; Биология, химия

20.

Человек-знаковая система

Изобразительное искусство, дизайн

21.

Человек-человек

Управление бизнесом; Иностранные языки

22.

Человек-человек

Туризм; Иностранные языки

23.

Человек-человек, человек-худ.образ

Иностранные языки; Образование; Сфера услуг, торговля;

Музыкал. и сценическое искусство

24.

Человек-человек

Туризм; Иностранные языки; Общественно-политическая сфера; Журналистика; Юриспруденция;

Музыкал. и сценическое искусство;

Изобразит.искусство, дизайн

25.

Человек-человек

Управление бизнесом

26.

Человек-человек, человек-знаковая система

Управление бизнесом; Физкультура и спорт

27.

Человек-знаковая система

Управление бизнесом

28.

Человек-знаковая система

Физика, математика; Физкультура и спорт

Таблица 1 – Соотнесение результатов по методикам «ДДО» и «Карта интересов»

В результате соотнесения полученных данных по методикам «ДДО» и «Карта интересов» было установлено соответствие между направленностью на предмет труда и интересом к определённым видам деятельности у респондентов. Выбор областей будущей профессиональной деятельности, представляющих интерес для исследуемых, включён в предпочитаемые ими предметы труда. Исключением является один респондент, у которого не наблюдается выраженного интереса ни к одной из представленных областей по методике «Карта интересов» при выраженной направленности на технический предмет труда.

На основе результатов исследования профессиональной направленности учащихся 10-х классов лицея МГУ им. адм. Г.И. Невельского мы можем сделать вывод, что респонденты преимущественно направлены на виды деятельности, которые связаны с непосредственным взаимодействием с людьми. Данная профессиональная сфера предполагает развитые коммуникативные навыки и организаторские способности, эмоциональную устойчивость, стремление к общению с большим количеством людей на постоянной основе. Выраженной является и склонность к профессиям, которые связаны с производством, обслуживанием и проектированием технических устройств и моделей. Деятельность специалистов этой сферы требует развитое техническое мышление, высокий уровень оперативной памяти, высокий уровень концентрации, переключения и распределения внимания, устойчивость нервной системы к внешним раздражителям, а также способность переносить состояние монотонии. Ярко выраженный интерес для будущих профессионалов представляет деятельность «Управление бизнесом», которая предполагает возможность планирования, организации и контроля задач различного характера, проявление стремления к руководству над другими, направлению действий команды и ответственности за общий результат. Высокий профессиональный интерес также наблюдается по отношению к профессиям, которые связаны с изобразительным искусством и дизайном, что указывает на потенциал для успешной профессиональной реализации в областях, требующих развитых художественных навыков, способностям к визуальному творчеству и проявлению креативности.

Полученные результаты исследования могут быть использованы при составлении профориентационной программы с учётом направленности учащихся к определённым сферам и областям профессиональной деятельности.

Список литературы

  1. Алтенова, Г.С. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старших школьников / Г.С. Алтенова, Т.Ю. Тодышева. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/103/23779 (дата обращения: 20.11.2024).

  2. Грецов А., Азбель А. Психологические тесты для старшекласников и студентов. — СПб.: Питер, 2012. — 208 с.

  3. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития: учебное пособие для вузов / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. 234 с. — (Высшее образование). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/541417 (дата обращения: 19.11.2024).

  4. Попова, А. Е. Профессиональная мотивация курсантов-судоводителей / А. Е. Попова, С. А. Данченко // Социально-педагогические технологии в социализации будущего профессионала : Материалы V Всероссийской мультиформатной научно-практической конференции представителей академической науки и специалистов-практиков в области воспитательной деятельности и молодежной политики в высшей школе, Хабаровск, 01–14 марта 2023 года / Под редакцией М.В. Надорожной и Ю.А. Тюриной. – Хабаровск: Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 2023. – С. 153-157.

  5. Maximum Education: проблема выбора профессии в 11 классе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://blog.maximumtest.ru/post/problema-vybora-professii-u-odinnadcatiklassnikov.html (дата обращения 19.11.2024).

Просмотров работы: 40