В условиях стремительного развития информационно-коммуникационных технологий современное общество испытывает значительные изменения во всех сферах своей жизнедеятельности. Эти трансформации не только меняют потребительскую и досуговую сферы, но и способствуют возникновению новых субкультур, среди которых особенно выделяется гик-культура. Ранее субкультуры ассоциировались преимущественно с молодежью. Но в наше время массы взрослых людей увлекаются виртуальным миром, в котором могут найти, место для творчества и самовыражения или людей похожих на них самих.
Субкультура — это общность людей, которая выделяется из более широкого общества и имеет свои уникальные ценности и нормы, отличные от доминирующей культуры [3]. С социальной точки зрения субкультура может оказывать влияние на общество в целом, способствуя его развитию и трансформации. Представители субкультуры могут изменять жизненные сценарии и расширять границы восприятия мира, поскольку перестраивают уже существующие нормы, которые их не устраивают. С индивидуальной точки зрения, люди приобщаются к субкультурам для поиска себя и своего места в мире, и формирования своей идентичности.
В свою очередь гик-культура представляет собой суперсубкультуру цифрового общества, объединяющую менее многочисленные субкультуры (отаку, геймеры, косплееры и др.), а центром её формирования является увлечённость виртуальными мирами, что становится важной частью образа жизни и самоидентификации её последователей.
В настоящее время основными элементами гик-культуры являются: видеоигры, визуальные новеллы, комиксы, супергеройские и фантастические фильмы и сериалы, японские манга и аниме (отдельное название людей, увлекающихся только ими-отаку), а также косплей [1].
Представленное исследование проводилось в группе респондентов среднего возраста. Обоснованием возрастной категории респондентов является то, что кризисный период среднего возраста характеризуется как период переосмысления жизненных ценностей, поиска новых смыслов и стремления к самореализации [2]. И одним из вариантов выхода из возрастного кризиса являются увлечения, в том числе, гик-культурой.
Цель исследования: изучить и сравнить личностные характеристики людей среднего возраста, увлекающихся гик-культурой, с личностными характеристиками людей среднего возраста, не увлеченных этой культурой.
Объект: свойства личности.
Предмет исследования: личностные характеристики людей среднего возраста такие как: экстраверсия/интроверсия, привязанность/обособленность, импульсивность/контролирование, эмоциональная устойчивость/неустойчивость, практичность/ экспрессивность, увлечённых гик-культурой.
Гипотеза: Люди среднего возраста, увлекающиеся гик-культурой, проявляют более высокие показатели интроверсии, обособленности, контролирования, эмоциональной неустойчивости и экспрессивности по сравнению с контрольной группой.
Эмпирическая база: 10 человек, увлекающихся гик-культурой не менее 3 лет и 10 человек, не увлекающихся данной культурой. Возраст участников исследования от 25 до 45 лет.
Методики: пятифакторный опросник личности 5PFQ (сост. Хийджиро Теуйн) в адаптации А.Б. Хромова.
Выраженные личностные характеристики людей, увлеченных и не увлеченных гик-культурой показаны на рисунке 1.
Рис. 1 Личностные характеристики испытуемой и контрольной групп
Таблица 1. Результаты исследования личностных характеристик респондентов, увлеченных гик- культурой
Количество человек с высокими баллами |
Основные факторы |
Количество человек с низкими баллами |
0 |
Экстраверсия – интроверсия |
7 |
1 |
Привязанность- обособленность |
3 |
6 |
Контролирование- импульсивность |
0 |
4 |
Эмоциональная неустойчивость – устойчивость |
3 |
7 |
Экспрессивность- практичность |
1 |
Люди, увлеченные гик-культурой, в основном являются интровертами. Для них характерна большая зависимость от своих внутренних сил и желаний, чем от мнений окружающих. Они черпают энергию от уединения с самим с собой, а не от общения с другими людьми.
Выраженные компоненты фактора «интроверсия»: активность, доминирование, избегание впечатлений, привлечение внимания.
У людей, увлекающихся гик-культурой, выражен фактор «обособленность», что указывает на их стремление к независимости и самостоятельности. Они предпочитают сохранять дистанцию и занимать независимую позицию в общении с окружающими. Их собственные интересы для них важнее интересов других, и они готовы отстаивать их в условиях конкурентной борьбы.
Выраженные компоненты фактора «обособленность»: теплота, сотрудничество, подозрительность, понимание, уважение других.
Высокие показатели по фактору «контролирование» говорят о том, что такие люди любят порядок и комфорт, они настойчивы в деятельности и обычно достигают в ней высоких результатов. Они придерживаются моральных принципов, не нарушают общепринятых норм поведения в обществе и соблюдают их даже тогда, когда нормы и правила кажутся пустой формальностью. Для них характерны такие черты личности, как добросовестность, ответственность, обязательность, точность и аккуратность в делах.
Выраженные компоненты фактора «контролирование»: аккуратность, настойчивость, ответственность, самоконтроль, предусмотрительность.
У «гиков» не ярко выражен фактор «эмоциональная неустойчивость», что указывает на то, что они могут испытывать трудности в контроле своих эмоций и импульсов, но в целом способны справляться с ними.
Выраженные компоненты фактора «эмоциональная неустойчивость»: тревожность, напряженность, самокритика, эмоциональная лабильность.
У людей, увлеченных гик-культурой, ярко выражен фактор «экспрессивности», что свидетельствует о том, что они воспринимают жизнь как игру, и их поступки могут казаться окружающим легкомысленными. Они стремятся удовлетворить свое любопытство, проявляя интерес к различным аспектам жизни. Такие люди часто не различают вымысел и реальность, предпочитая доверять своим чувствам и интуиции, а не здравому смыслу. Они мало внимания уделяют повседневным делам и обязанностям, избегая рутинной работы. Эти люди эмоциональны, экспрессивны и обладают хорошо развитыми эстетическими и художественными вкусами.
Выраженные компоненты фактора «экспрессивность»: любопытство, мечтательность, артистичность, сензитивность, пластичность.
Таблица 2. Результаты исследования личностных характеристик у людей среднего возраста, не увлекающихся гик-культурой
Количество человек с высокими баллами |
Основные факторы |
Количество человек с низкими баллами |
5 |
Экстраверсия – интроверсия |
1 |
8 |
Привязанность- обособленность |
1 |
10 |
Контролирование- импульсивность |
0 |
4 |
Эмоциональная неустойчивость – устойчивость |
1 |
6 |
Экспрессивность- практичность |
0 |
Проанализировав данные таблицы 2, можно заключить, что люди, не увлеченные гик-культурой, в основном являются экстравертами. Они отличаются высокой общительностью, любят развлечения и коллективные мероприятия, имеют широкий круг друзей и знакомых.
Выраженные компоненты фактора «экстраверсия»: активность, доминирование, общительность, поиск впечатлений, привлечение внимания.
Высокие показатели по фактору «привязанность» говорят о том, что такие лица испытывают потребность быть рядом с другими людьми. Как правило, это добрые, отзывчивые люди, они хорошо понимают других людей, терпимо относятся к недостаткам других людей. Умеют сопереживать, поддерживают коллективные мероприятия и чувствуют ответственность за общее дело, добросовестно и ответственно выполняют взятые на себя поручения.
Выраженные компоненты фактора «привязанность»: теплота, сотрудничество, доверчивость, понимание, уважение других.
У людей, не увлеченных гик-культурой ярко выражен фактор «контролирование». Их отличают такие личностные качества, как старательность, ответственность, исполнительность, точность и внимательность в выполнении задач.
Выраженные компоненты фактора «контролирование»: аккуратность, настойчивость, ответственность, самоконтроль, предусмотрительность.
Высокие показатели по фактору «эмоциональная неустойчивость» у «не гиков» указывают на их трудности в контроле эмоций и импульсивность. Это проявляется в их поведении как уклонение от реальности и капризность. Такие люди могут ощущают себя беспомощными и не в состоянии справиться с жизненными трудностями. Их действия во многом зависят от обстоятельств. Они с тревогой ожидают неприятностей и, столкнувшись с неудачами, легко впадают в отчаяние и депрессивные состояния. В стрессовых ситуациях они, как правило, демонстрируют низкую эффективность и испытывают психологическое напряжение. У них может быть занижена самооценка, они обидчивы и могут чувствовать себя неудачниками.
Выраженные компоненты фактора «эмоциональная устойчивость»: тревожность, напряженность, депрессивность, самокритика, эмоциональная лабильность.
У людей, не увлеченных гик-культурой, ярко выражен фактор «экспрессивности», что свидетельствует о том, что для них характерно легкое отношение к жизни. Они производят впечатление беззаботных и безответственных людей, которым сложно понять тех, кто рассчитывает каждый свой шаг, отдает свои силы созданию материального благополучия. Они стремятся удовлетворить свое любопытство, проявляя интерес к различным аспектам жизни. Такие люди часто не различают вымысел и реальность, предпочитая доверять своим чувствам и интуиции, а не логике. Они не придают большого значения повседневным делам и обязанностям, избегая рутинной работы. Эти люди эмоциональны, экспрессивны и обладают хорошо развитыми эстетическими и художественными вкусами.
Выраженные компоненты фактора «экспрессивность»: любопытство, мечтательность, артистичность, сензитивность, пластичность.
Таким образом, проведенный анализ результатов исследования личностных характеристик людей, увлеченных гик-культурой, позволил выделить следующие отличия выраженности. Люди, увлекающиеся гик-культурой в большей степени интровертированы, стремятся к обособленности от социума. А респонденты, не увлеченные гик-культурой более экставертированы, с выраженной привязанностью к людям. Не были выявлены существенные различия по таким факторам как контролирование, эмоциональная неустойчивость и экспансивность. Из этого следует, что гипотеза подтверждена частично. Наряду с этим, полученные результаты подчеркивают актуальность исследования. Полученные данные могут быть полезны как для дальнейших исследований в области психологии, так и для практического применения в работе с представителями данной субкультуры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Брушкова, Л. А. Гик-культура как молодежная суперсубкультура цифрового общества. Мир науки. Социология, филология, культурология − 2019. − №2(10). – [Электронный ресурс]. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/22SCSK219.pdf (доступ свободный). Дата обращения: 20.11.2024.
Кручинин, В.А., Комарова Н.Ф.; Психология развития и возрастная психология. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. – 219 с. ISBN 978-5-528-00112-8а. 2018. № 31. С. 65–73.
Марцинковская, Т.Д. Психология субкультуры. /, Т.Д. Марцинковская// Вестник РГНФ. —2014. — №4. — С. 116−126. Текст: электронный.