На современном этапе развития нашего общества отмечается гуманизация уголовной политики России, которая проявляется в сокращении сферы применения наказания в виде лишения свободы за счет применения альтернативных мер и дифференциации подхода при вынесении приговора (гуманность закона в отношении лиц, которые не совершили тяжкие преступления) [3].
Лишение свободы и другие виды социальной изоляции означают, принудительное помещение человека в особую систему социального времени, где точками отсчета становятся не начало нового года, год рождения человека, а начало и окончание срока социальной изоляции. Поэтому каждый осужденный человек живет как бы в трех измерениях: к прошлому относится все то, что было до момента ареста (задержания, направления в спецучреждение) и связано с совершением правонарушения (преступления). Временной период от начала срока и до освобождения (выпуска) из исправительного и специального воспитательного учреждения составляет настоящее, к которому нужно оптимально приспособиться (адаптироваться). Все, что наступит после освобождения – это будущее, о котором можно только мечтать, намечать соответствующие перспективы [3].
Цель данной работы – исследование представлений о будущем у впервые осужденных, находящихся на этапе освобождения.
Предметом исследования является представление о будущем у впервые осужденных.
В психодиагностическом исследовании приняли участие 8 человек, находящихся на этапе освобождения, являющиеся впервые осужденными. Исследование проводилось на базе одной из колоний-поселения ГУ ФСИН по Приморскому краю.
Для проведения исследования были использованы следующие методы: анкетирование; проективный метод: рисунок на тему «Дорога».
Для изучения предмета «Представление о будущем», а также на основании ответов респондентов, мы выделили несколько категорий, которые позволили бы впервые осужденным представить свое будущее в определенных сферах жизни, а именно: 1) отношение к близким (оценка отношения испытуемым своей семьи, друзей, коллег по работе); 2) понимание деятельности в будущем (способность принимать адекватные решения в пользу профессионального становления или постановка целей в пользу определенной деятельности; оценка перспективы, степени активности индивида, как субъекта процесса построения собственной профессиональной траектории); 3) уровень самосознания (наличие адекватных представлений о себе, сформированность определенных личностных качеств. Степень сознания возможностей, желаний, планов); 4) жизненная перспектива (структурирование будущего и установление в нем целей, смысловой и временной связи с настоящим; способность респондента видеть себя в будущем, способность изменять настоящее, чтобы достичь цели, поставленной в будущем).
Результаты анкетирования показали следующее: по критерию «Отношение к близким» мы можем предположить, что для данной категории людей важно наличие теплых отношений с семьей, важно получать внимание, поддержку и заботу от близкого окружения, а также очень ценным является вера семьи в то, что у респондентов все получится. В данной группе прослеживается желание создавать свою семью, быть для нее опорой и стремиться улучшить свое положение для нее.
По данному критерию мы получили следующие результаты: положительно окрашенное отношение к семейным отношениям проявилось в результатах 6 респондентов; положительное отношение к супружеской жизни имеют 6 респондентов; негативно окрашенное отношение к супружеской жизни проявляется у 2 респондентов.
На основе результатов по критерию «Понимание деятельности в будущем» можно сделать вывод о том, что адекватное представление о будущей деятельности сформировано у 3 респондентов; 4 человека сосредоточены на той ситуации, которая является актуальной и имеют неопределенность в представлении своей будущей деятельности; 1 человек отказался от ответа.
Результаты позволяют предположить, что для респондентов исследуемой группы характерно «застревание» в ситуации отбывания наказания, полная сосредоточенность на ней, на основе чего у них может возникать чувство безнадежности, неумение представить свою деятельность в будущем и нежелание предпринимать действия по улучшению ситуации.
Результаты по критерию «Уровень самосознания» распределились следующим образом: у 4 человек из группы сформировано представление о себе, своих целях, мотивах, желаниях; 4 человека имеют слабо сформированное представление о себе, наблюдается выраженная тенденция видеть свою значимость только в кругу семьи.
На основе данных результатов можно предположить, что для исследуемой группы характерно сформированное или слабо сформированное представление о себе. Сформированное представление о себе выражает наличие у респондента склонности к самоанализу, представление своей значимости среди других, знание своих особенностей, своих недостатков, умение сформировать свою деятельность и представление о ней на основе знаний о себе, своих мотивах, целей, желаний, потребностей. Для респондентов со слабо сформированным представлением о себе, как правило, ценностью является семья, где их признают, ценят, любят. У таких респондентов развито целеполагание, но может быть снижена мотивация и неумение планировать свою деятельность в силу надежды на помощь близкого окружения или изменение ситуации самой по себе.
На основе полученных результатов по критерию «Жизненная перспектива» у впервые осужденных прослеживается тенденция к несформированности жизненной перспективы - 4 человека; слабо сформировано представление жизненной перспективы у 1 человека; сформированность жизненной перспективы прослеживается у 2 респондентов; 1 человек отказался от выполнения задания.
На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что для нашей исследуемой группы более характерным является невозможность построить жизненную перспективу на основе сложившейся ситуации изоляции. Респонденты в ней чувствуют себя бессильными, нуждаются во внимании, поддержке, заботе близкого окружения и снисходительности и помощи от окружения в целом. Тема будущего у данной группы респондентов вызывает тревогу, страх неизвестности, слабое целеполагание и возможность планирования деятельности, зависимость от окружающих людей.
На основе результатов рисуночной методики на тему «Дорога» можно сделать вывод о том, что для впервые осужденных, находящихся на этапе освобождения в большей степени характерно наличие таких качеств, как стремление к контролю ситуации (об этом свидетельствует наличие четких, прорисованных с сильным нажимом, линий, иногда обведенных несколько раз), которая вызывает у них напряжение, ощущение бессилия, тревогу. Так же можно предположить, что у некоторых респондентов, наличие в рисунке особо четко подчеркнутых и выделенных линий, что является признаком наличия повышенного самоконтроля, тревоги, стремления скрывать от окружающих свои проблемы и переживания.
Цветовая гамма в рисунках респондентов отличается наличием преимущественно желтого, коричневого, синего, зеленого и черного цветов. Данное цветовое сочетание может свидетельствовать о наличии у респондентов бессилия перед ситуацией, возможно наличие целей, но нехватка ресурсов на их осуществления, ощущение «подвешенного состояния», незнания что делать дальше и неумение справиться с ситуацией. Ограничение свободы у большинства респондентов вызывает напористость, мотивацию бороться с данной ситуацией, но из-за потери ресурсов для борьбы возникает ощущение неопределенности в выборе, что делать дальше, ощущение потери своей свободы и сил, сильное психическое напряжение, тревога и вплоть до наличия депрессивного состояния [1].
Само сочетание данных цветов между собой в рисунке вызывает предположение о том, что в данной ситуации человек испытывает страдание, напряжение, разочарование, тревожность (черный цвет), желание покоя и уединения, ухода в простую жизнь с телесными радостями, в данной ситуации можно предположить, что это связано с недомоганием или опустошением после стресса (коричневый цвет), желание отстраниться от ситуации, возможно, от людей, закрыться и уйти от реальности (серый цвет), желание освободиться от угнетающих обстоятельств (желтый цвет) [2].
Рисунки респондентов очень редко насыщены деталями, что свидетельствует о астеничном состоянии респондентов, у некоторых вероятно наличие импульсивности, низкая эмоциональность, замкнутость, иногда наличие депрессивного состояния. Также низкая детализированность рисунка может свидетельствовать о быстрой утомляемости, эмоциональной чувствительности, психической неустойчивости.
На основе анализа результатов, полученных в психодиагностическом исследовании, можно составить обобщенный портрет представлений о будущем у впервые осужденных, находящихся на этапе освобождения:
Таблица 1 – «Портрет представлений» у впервые осужденных
Эмоциональный аспект в представлении будущего |
Эмоциональный окрас при представлении будущего впервые осужденными, в основном носит набор положительных характеристик. Оно представляется светлым, ярким, хорошим, спокойным, в окружении близких, отличается наличием свободы, эмоциональное отношение к данному критерию тоже положительно и желанно респондентами. Будущее, по мнению большинства, содержит в себе что-то новое и интересное и является желанным, но зачастую пугает респондентов тем, что является непонятным, неопределенным в плане построения планов, целей. |
Коммуникативный аспект в представлении будущего |
Коммуникативный аспект в представлении будущего у впервые осужденных сужен до коммуникации с семьей, редко с коллегами, еще реже с друзьями. |
Наличие связи между настоящим и возможным будущим |
Настоящее воспринимается угнетающим, наполненным неприятностями, мучительным, вызывает у респондентов тревогу, стресс, возможно депрессивное состояние. На основе восприятия настоящей ситуации строится представление о возможном будущем, поэтому зачастую респонденты не могут сформировать свое представление о нем из-за наличия негативного отношения к настоящему, которое вызывает неуверенность в себе, бессилие, чувство беспомощности и безнадежности. Данное ощущение себя в ситуации изоляции является препятствием к способности формировать свое будущее. |
Оценка себя в перспективе будущего («Какой я в будущем?») |
Зачастую оценка своих способностей, сил, ресурсов для достижения целей в будущем неадекватна. Прослеживается зависимость от семьи, видение себя, как личности, только в семейном кругу. Возможно неопределенное представление о себе, если нет поддержки со стороны семьи или семейные отношения негативно окрашены. Поэтому можно сделать вывод о том, что представление себя, как личности, у впервые осужденных слабо сформировано, является неясным, иногда неадекватно реальности, в силу сниженной или завышенной самооценки. |
Сформированность представлений о будущем |
Представления о будущем у большинства респондентов слабо сформированы или не сформированы совсем. Будущее представляется чем-то хорошим, но предпринять определенные действия для того, чтобы оно стало хорошим респонденты не готовы. Мы предполагаем, что это связано со слабой мотивацией и нестабильным эмоциональным состоянием. |
Таким образом, представление о будущем у большинства респондентов слабо сформированы. Будущее у респондентов приобретает положительный эмоциональный окрас, связано с чем-то хорошим, у многих с опорой на семью, но в то же время оно их пугает, так как кроме эмоционального отношения оно, как правило, не включает в себя конкретных планов и действий, является неопределенным, представляется размыто. У респондентов, как правило, есть цели в жизни, которые придают ей осмысленность, направленность и перспективу, но низкий уровень мотивации для их реализации. Создается впечатление того, что оно само по себе должно стать хорошим и позитивным, без участия респондента. Данный настрой может свидетельствовать о том, что впервые осужденные не готовы нести ответственность за свое будущее и предпочитают, чтобы все устроилось само собой или с помощью других людей.
Полученные нами практические данные могут внести вклад в психологическую работу по сопровождению и социальной адаптации впервые осужденных для обеспечения эффективности процесса их исправления.
Список литературы
Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. – М: Владос-Пресс, 2003. – 160 с.
Лебедева Л. Д., Никонорова Ю. В., Тараканова Н. А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. – СПб.: Речь, 2006. – 336 с.
Скрипка Л. В. Эмоциональные состояния впервые осуждённых в процессе отбывания наказания // Прикладная юридическая психология 2014. № 3. С. 98-102. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnye-sostoyaniya-vpervye-osuzhdennyh-v-protsesse-otbyvaniya-nakazaniya