Формирование нового поколения, готового к вызовам XXI века, является одной из приоритетных задач Российской Федерации. Современные реалии требуют от молодежи не только глубоких знаний и универсальных умений, но и приверженности традиционным нравственным ценностям, готовности к мирному созиданию, защите Родины и осознанию своей роли в глобальном обществе.
Программы воспитания определяют ключевые стратегические ориентиры в формировании гармоничной личности и воспитании гражданина России. Такой гражданин сочетает в себе зрелость, ответственность, любовь к своей большой и малой Родине, чувство общенациональной и этнической идентичности, уважение к культуре и традициям окружающих.
В условиях цифровизации и трансформации образовательной среды мы предлагаем для обсуждения методические указания к программе воспитания, которые помогут адаптировать воспитательную деятельность к современным вызовам, сохраняя ее ценностную основу.
Введение
Методические указания разработаны в поддержку реализации рабочей программы воспитания с акцентом на аксиологический подход. В условиях трансформации университетского образования и цифровизации современного мира воспитание становится частью образовательного процесса, направленного на формирование у студентов ценностного отношения к окружающему миру, к людям, себе и своей профессиональной деятельности.
Аксиологический подход в воспитательной деятельности позволяет:
− развивать аксиологический потенциал личности студентов;
− сохранить ценностное самоопределение студентов в быстро меняющемся −социокультурном и профессиональном пространстве;
− организовать воспитательное взаимодействие на принципах взаимопонимания и сотрудничества.
Основой данных методических рекомендаций стали научные исследования в рамках темы госбюджетной НИР «Аксиология трансформации образования в условиях цифровизации современного мира» (руководитель — д.п.н. А.В. Кирьякова). В соответствии с концептуальными идеями аксиологии воспитательная деятельность в университете строится на таких ключевых ценностях, как ответственность, человеколюбие, академическая честность, креативность и профессиональное развитие.
Настоящие рекомендации направлены на раскрытие путей реализации программы воспитания, включая:
− развитие у студентов способностей к осмысленному выбору жизненных и профессиональных ценностей;
− сохранение их субъектности, развитие креативного мышления и межкультурной коммуникации;
− обеспечение ценностного взаимодействия в системе «преподаватель — студент», усиливающего воспитательное влияние.
Проектируя программу воспитания через призму аксиологического подхода, позволяет придать ей инновационное направление, отвечающее вызовам цифровой эпохи и проблемам профессионального становления студентов.
Аксиология изучает природу ценностей, их структуру, функции и место в жизни человека. В контексте педагогики аксиология рассматривает воспитание как процесс трансляции и формирования ценностей, обеспечивающий развитие личности, её социальную адаптацию и профессиональное самоопределение.
Аксиологический подход в воспитании основывается на признании ценностей как базового элемента образовательного и воспитательного процесса.
Ценности выступают:
− Содержательной основой воспитания: что считать важным, достойным и значимым.
− Критерием для оценки поведения: определение правильного и ошибочного.
− Мотивирующим фактором: выбор жизненного пути, профессии и социального поведения.
В рамках аксиологического подхода выделяют следующие типы ценностей:
Гуманистические – ценности, отражающие уважение к человеку, его свободе, достоинству и уникальности (жизнь, здоровье, свобода, творчество).
Социальные – ценности, обеспечивающие гармоничное сосуществование человека в обществе (мораль, справедливость, толерантность).
Профессиональные – ценности, связанные с развитием профессиональной идентичности и качественного выполнения профессиональных обязанностей (компетентность, ответственность, этика).
Культурные – ценности, отражающие национальное и культурное многообразие (язык, искусство, традиции).
Экзистенциальные – ценности самореализации, свободы выбора и смысловой жизни.
Аксиологический подход подчёркивает, что воспитание – это не навязывание ценностей, а помощь в их осознании, усвоении и применении.
Роль аксиологии в воспитании:
− Формирование личностного смысла. В процессе воспитания ценности становятся внутренними мотивами поведения и выбора.
− Развитие рефлексии. Студенты учатся анализировать свои действия, решения и их соотнесение с жизненными приоритетами.
− Обеспечение преемственности. Аксиологический подход связывает ценности прошлого, настоящего и будущего, создавая основу для их сохранения и передачи.
Основные принципы аксиологического подхода
− Ценностно-ориентированное взаимодействие: отношения между участниками воспитательного процесса строятся на основе взаимного уважения и доверия.
− Субъектность воспитания: студент воспринимается не как объект воздействия, а как активный участник, способный к самостоятельному выбору ценностей.
− Диалогичность: воспитательный процесс должен предполагать диалог, где студент свободно выражает свои мысли и ценности.
− Интегративность: ценности должны быть включены во все аспекты образовательной среды – от содержания учебных дисциплин до внеучебной деятельности.
Современные условия цифровизации образования требуют переосмысления традиционных подходов к воспитанию.
Аксиологический подход помогает:
− Развивать ценностное самоопределение в цифровой среде: умение находить иерархию ценностей среди большого объёма информации.
− Формировать цифровую этику: ответственное поведение в онлайн-пространстве.
− Развивать критическое мышление: анализировать цифровой контент через призму ценностной значимости.
Практическая реализация аксиологического подхода в воспитании включает:
− Создание условий для самостоятельного выбора иерархии ценностей.
− Организацию воспитательных мероприятий, стимулирующих ценностное взаимодействие и рефлексию.
− Введение учебных ситуаций, моделирующих моральные дилеммы и профессионально-этические вопросы.
Таким образом, аксиологическая основа воспитания формирует личность, способную осознанно выбирать свои жизненные и профессиональные ориентиры, адаптироваться в условиях быстро меняющегося мира и быть носителем устойчивых моральных и гуманистических ценностей.
Интеграция воспитательных мероприятий в образовательный процесс
Интеграция воспитательных мероприятий в образовательный процесс требует системного подхода, чтобы эти мероприятия органично дополняли обучение, способствуя личностному и профессиональному развитию студентов.
Воспитательные мероприятия должны быть нацелены на развитие ценностного потенциала студентов, включая осознание ими значимости гуманистических, профессиональных и личностных ценностей.
Аксиологическая основа воспитания:
− Включение обсуждения ценностей в содержание учебных дисциплин (например, этические аспекты профессиональной деятельности).
− Создание ситуаций, где студенты могут проявить и обсудить свои ценностные ориентации (дискуссии, кейс-методы).
Проектирование событийно-ориентированных форм воспитания предполагает создание учебных ситуаций, где студенты становятся активными участниками событий, значимых для них и предполагает:
− организацию образовательных проектов с воспитательным компонентом, например, социальные акции или научно-исследовательские проекты.
− включение в учебный процесс ролевых игр, мастер-классов, направленных на развитие soft skills.
Интеграция воспитательных мероприятий через связь с профессиональной подготовкой предполагает:
− практические занятия с участием представителей профессии, акцентирующих внимание на этических и ценностных аспектах.
− курсовые работы, проекты и эссе с темами, раскрывающими ценностные ориентиры и значимость профессии.
Ценностное взаимодействие в образовательной среде формирование доверительных отношений между преподавателями и студентами предполагает:
− использование наставничества для индивидуальной работы со студентами, обсуждения их ценностных ориентиров и жизненных целей.
− организацию круглых столов, встреч «без галстуков» для обсуждения вопросов, волнующих студентов.
Межкультурная коммуникация и цифровые технологии.
Использование современных технологий и многообразие культурных подходов как средство воспитания предполагает:
− проведение онлайн-семинаров с участием студентов из других регионов и стран, акцент на культурное и ценностное разнообразие.
− создание цифровых платформ, где студенты могут делиться своими идеями и участвовать в обсуждениях, связанных с ценностями.
Мероприятия, интегрированные в образовательный процесс
Примеры:
− Этические пятиминутки: начало практического занятия с обсуждения этических дилемм или актуальных событий.
− Ценностные паузы: задания для анализа ценностных конфликтов в профессиональной деятельности.
Дни науки и творчества: организация мероприятий, где студенты демонстрируют свои достижения в контексте культурных и профессиональных ценностей.
Важно! Воспитательные мероприятия не должны восприниматься студентами как внешняя нагрузка. Они должны быть естественным продолжением образовательного процесса, стимулируя рефлексию, развитие креативности и самостоятельности.
Виды деятельности обучающихся в воспитательной системе образовательной организации высшего образования
Проектная деятельность как коллективное творческое дело
Проектная деятельность в образовательной организации высшего образования имеет творческую, научно-исследовательскую и практико-ориентированную направленность. Она строится на принципах проблемного обучения и активизации интереса обучающихся, что способствует развитию их самостоятельности. Проектная технология также играет важную роль в социализации обучающихся, так как предполагает решение задач, связанных с актуальными потребностями общества.
Виды проектов по ведущей деятельности:
Исследовательские проекты;
Стратегические проекты;
Организационные проекты;
Социальные проекты;
Технические проекты;
Информационные проекты;
Телекоммуникационные проекты;
Арт-проекты.
Перспективность проектной деятельности для обучающихся заключается в открывающихся перед ними профессиональных возможностях и перспективах трудоустройства. Это связано с тем, что в реализацию проектов часто вовлекаются работодатели и социальные партнеры, что позволяет студентам установить полезные контакты и получить практический опыт.
Коллективное творческое дело (КТД) – это форма совместной деятельности, основанная на сотрудничестве, созидании и креативности. КТД предполагает единство мыслей и воли участников, их совместный поиск оптимальных решений и нестандартных подходов к решению задач.
Виды КТД:
Профессионально-трудовые;
Научно-исследовательские;
Художественно-эстетические;
Физкультурно-спортивные;
Событийные;
Общественно-политические;
Культурно-творческие;
Социально-культурные;
Иные.
Добровольческая (волонтерская) деятельность и примерные направления добровольчества
Волонтерская деятельность – это широкий спектр созидательной деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи, самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия.
Добровольчество способствует социализации обучающихся, расширению их социальных связей, реализации инициатив, развитию личностных и профессиональных качеств, а также освоению новых навыков. Оно может осуществляться как на индивидуальном, так и на групповом уровне, включая адресную помощь и участие в социально значимых проектах.
По инициативе обучающихся и при их активном участии в образовательной организации высшего образования может быть создано добровольческое объединение, которое станет платформой для реализации социальных инициатив и развития волонтерского движения.
Таблица - Примерные направления добровольческой деятельности обучающихся
Примерные направления добровольческой деятельности |
Пример событий/мероприятий и др. |
Социальное добровольчество |
– Участие в организации мероприятий и адресной помощи домам престарелых; – Доставка лекарств и продуктов нуждающимся в условиях пандемии; – Разработка и реализация социальных проектов и проектно-исследовательских работ; – Проведение просветительских бесед по профилактике употребления психоактивных веществ и деструктивного поведения (для профильных направлений подготовки). |
Добровольчество профессиональной направленности |
– Практическая помощь школам в период пандемии (для профильных направлений подготовки); – Участие в организации Российского форума «Университеты 2030: наука – компетенции – молодёжь»; – Практическая помощь больницам в период пандемии (для профильных направлений подготовки). |
Событийное добровольчество (ивент-волонтерство) |
– Участие в организации и проведении крупных событий: фестивалей, форумов, конференций; – Участие в значимых проектах (День Победы и др.). |
Донорское движение |
– Организация и проведение Дня донора в образовательной организации высшего образования (ООВО). |
Цифровое волонтерство |
– Оказание специализированной адресной и консультативной помощи работникам ООВО; – Сопровождение преподавателей и обучающихся в дистанционном образовательном и воспитательном процессах; – Создание скринкаст-инструкций по использованию популярных приложений для дистанционной работы: Zoom, Webinar, MS Teams и др. |
Спортивное добровольчество |
– Участие во Всемирных студенческих играх; |
Арт-добровольчество |
– Адресная помощь музеям, библиотекам, паркам и другим организациям социально-культурной направленности в проведении культурно-массовых мероприятий; – Организация, проведение и участие в благотворительных концертах, театральных постановках, выставках и др. |
Добровольчество общественной безопасности |
– Участие в ликвидации последствий стихийных бедствий (для профильных направлений подготовки): оказание психологической и первой доврачебной помощи; – Сбор гуманитарной помощи. |
Медиа-волонтерство |
– Помощь организаторам добровольческого движения, волонтерским центрам и благотворительным фондам в размещении информации; – Распространение в медиа-пространстве информации о добровольческой деятельности. |
Экологическое добровольчество |
– Участие в акциях, проектах и работе фондов экологической направленности; – Благоустройство дворов, участков, городских улиц; – Посадка цветов, газонов, кустов и деревьев. |
Волонтерская помощь животным |
– Помощь приютам для животных (выгул, уход, кормление, оказание ветеринарной помощи (для профильных направлений подготовки), закупка и доставка питания, устройство животных в «добрые руки»); |
Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) подчеркивают необходимость непрерывного развития исследовательской компетентности обучающихся на протяжении всего срока обучения в образовательной организации высшего образования (ООВО). Это достигается через учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность.
В процессе обучения каждый студент под руководством преподавателя выполняет ряд работ: доклады, рефераты, курсовые работы и, на завершающем этапе, выпускную квалификационную работу (ВКР). В ходе этой деятельности происходит субъект-субъектное взаимодействие между преподавателем и обучающимся, что способствует не только развитию исследовательских навыков, но и воспитанию профессиональной культуры, культуры труда и этики профессионального общения.
Студенческое международное сотрудничество
Академическая мобильность является важным элементом международной деятельности и процесса интернационализации ООВО. Она предоставляет студентам, преподавателям и административным работникам возможность обмена опытом, приобретения новых знаний и реализации совместных проектов в зарубежных вузах-партнерах.
Формы академической мобильности:
Краткосрочные стажировки (1–3 недели): участие в культурно-образовательных программах, летних языковых школах.
Долгосрочные стажировки (от месяца до года): обучение в вузе-партнере по индивидуальному плану.
При долгосрочных стажировках важно учитывать риск влияния иной культуры и воспитательной среды, что может привести к нарушению гармонизации культурной и социальной идентичности студента. Для вузов, расположенных в приграничных регионах, особенно актуально усиление гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания в сотрудничестве с организациями, такими как Фонд «Русский мир», «Российское военно-историческое общество», «Знание» и др.
Деятельность и виды студенческих объединений
Студенческие объединения – это добровольные объединения обучающихся, созданные для самореализации, саморазвития и улучшения качества студенческой жизни. Они строятся на принципах добровольности, партнерства, гласности и открытости.
Примерные виды студенческих объединений:
Научно-исследовательские (научные сообщества);
Творческие (КВН, театральные и вокальные студии, танцевальные коллективы);
Спортивные (спортивные клубы, туристические объединения);
Общественные (профкомы, советы студенческих инициатив);
Волонтерские (добровольческие объединения);
Информационные (студенческие СМИ);
Профессиональные (студенческие отряды, кадровые агентства);
Патриотические (поисковые отряды, клубы памяти);
Межкультурные (клубы международного сотрудничества).
Досуговая, творческая и социально-культурная деятельность
Досуговая деятельность студентов может быть:
Пассивной: чтение, интеллектуальные игры, виртуальный досуг.
Активной: спортивные мероприятия, туристические походы, квесты, флешмобы.
Творческая деятельность направлена на создание нового продукта, раскрывающего личностный и профессиональный потенциал студентов. К видам творческой деятельности относятся:
Художественное, литературное, музыкальное творчество;
Театральное, цирковое искусство, киноискусство;
Техническое и научное творчество.
Социально-культурная деятельность реализуется через организацию мероприятий гражданско-патриотической, научно-исследовательской и физкультурно-спортивной направленности.
Вовлечение обучающихся в профориентационную деятельность
Профориентационная деятельность в ООВО направлена на привлечение абитуриентов и помощь студентам в выборе профессиональной траектории.
Формы работы с абитуриентами:
Беседы о направлениях подготовки;
Профориентационные родительские собрания;
Профдиагностика и консультирование школьников;
Дни открытых дверей;
Участие в проектах («Инженерный класс», «Медицинский класс» и др.).
Формы работы со студентами:
Мастер-классы и бинарные лекции с участием работодателей;
Посещение потенциальных мест трудоустройства;
Участие в научно-практических конференциях и ярмарках вакансий.
Вовлечение обучающихся в предпринимательскую деятельность
Поддержка студенческого предпринимательства включает:
Сопровождение предпринимательских проектов;
Проведение обучающих мероприятий;
Создание центров инновационного предпринимательства и студенческих клубов;
Выявление студентов с предпринимательскими способностями.
Формы и методы воспитательной работы в ООВО
Формы организации воспитательной работы:
По количеству участников: индивидуальные, групповые, массовые.
По целевой направленности: мероприятия, дела, игры.
По времени проведения: кратковременные, продолжительные, традиционные.
По видам деятельности: трудовые, спортивные, художественные, научные, общественные.
По результату: социально-значимый результат, информационный обмен, выработка решений.
Оценка эффективности воспитательной работы:
Эффективность воспитательной работы определяется на основе сочетания количественных и качественных показателей, которые оценивают изменения в личностных качествах студентов, их социальном поведении, мотивации и активности.
Критерии и показатели оценки эффективности воспитательной работы
критерий |
показатель |
Ценностно-смысловая сфера |
|
Осознанность и стабильность ценностных ориентаций |
− осознанный выбор жизненных и профессиональных целей. − сформированность личностного смысла в обучении и воспитании. − устойчивость моральных и этических установок. |
Субъектность личности |
|
Активное участие студентов в принятии решений и реализации воспитательных мероприятий |
− уровень самостоятельности в инициировании и проведении мероприятий. − степень вовлечённости в общественную, социальную и профессиональную деятельность. − количество студентов-организаторов мероприятий. |
Социальная активность |
|
Участие студентов в социально значимой деятельности |
− число проектов, в которых студенты принимают активное участие. − доля студентов, вовлечённых в волонтёрские и благотворительные программы. − количество часов, затраченных на социальную деятельность. |
Развитие креативного мышления |
|
Уровень творческого потенциала студентов |
− число студентов, участвующих в конкурсах, фестивалях, творческих и научных мероприятиях. − качество выполненных творческих или исследовательских проектов. − инициативы студентов, направленные на развитие инноваций в учебной и внеучебной деятельности. |
Межкультурная коммуникация |
|
Способность студентов к взаимодействию в поликультурной среде |
− участие студентов в международных и межкультурных программах. − уровень владения иностранными языками (например, результаты тестов или сертификатов). − оценка готовности к сотрудничеству с представителями других культур. |
Эмоциональное и социальное благополучие |
|
Уровень комфортности студентов в образовательной среде |
− удовлетворённость образовательным процессом и воспитательной работой (анкетирование). − показатели психологического комфорта (например, уменьшение конфликтных ситуаций). − индекс вовлечённости студентов (опросы и отзывы). |
Методы оценки
Анкетирование и тестирование – позволяет выявить изменения в ценностных ориентациях, степень удовлетворённости образовательной средой.
Наблюдение – фиксирует уровень активности и вовлечённости студентов.
Портфолио студента – оценивает достижения, участие в мероприятиях и проекты.
Анализ документации – проверка журналов учёта, отчётов и статистики участия студентов в мероприятиях.
Экспертные оценки – мнение педагогов, наставников и независимых экспертов.
Интервью и фокус-группы – углублённое исследование восприятия воспитательной работы.
Для комплексной итоговой оценки рекомендуется использовать интегративные индексы, которые объединяют количественные и качественные показатели по каждому критерию. Это позволяет построить систему мониторинга эффективности воспитательной деятельности и своевременно вносить корректировки в её реализацию.
Шаблоны для планирования мероприятий.
Шаблон 1: Базовый план воспитательного мероприятия
Название мероприятия:
(Краткое и понятное название, отражающее суть.)
Цель мероприятия:
(Чего хотите достичь? Например, развитие навыков, формирование ценностей, сплочение коллектива.)
Задачи:
(Конкретные шаги для достижения цели. Например, познакомить детей с темой, развить коммуникативные навыки, создать условия для творчества.)
Целевая аудитория:
(Кто участники? Возраст, количество, особенности группы.)
Дата и время:
(Когда проводится мероприятие?)
Место проведения:
(Где будет проходить? Учитывай необходимое пространство и оборудование.)
Формат мероприятия:
(Игра, дискуссия, мастер-класс, экскурсия, конкурс и т.д.)
Материалы и оборудование:
(Что понадобится? Реквизит, канцелярия, техника и т.д.)
План проведения:
Вступительная часть (5-10 минут): приветствие, введение в тему.
Основная часть (20-40 минут): активность, игры, обсуждения.
Заключительная часть (5-10 минут): подведение итогов, рефлексия.
Ожидаемые результаты:
(Что должны вынести участники? Новые знания, навыки, эмоции.)
Примечания:
(Дополнительные моменты, которые нужно учесть.)
Шаблон 2: Подробный план с таймингом
Название мероприятия:
Цель и задачи:
Целевая аудитория:
Дата и время:
Место проведения:
Оборудование и материалы:
Тайминг:
10:00–10:10 — Приветствие, введение в тему.
10:10–10:30 — Активность №1 (например, игра или обсуждение).
10:30–10:50 — Активность №2 (творческое задание или работа в группах).
10:50–11:00 — Рефлексия, подведение итогов.
Ответственные лица:
(Кто отвечает за каждый этап?)
Критерии успеха:
(Как поймёте, что мероприятие прошло успешно?)
Примечания:
Шаблон 3: План для творческого мероприятия
Название мероприятия:
Цель:
(Например, развитие творческого мышления, раскрытие талантов.)
Задачи:
Познакомить с техникой/жанром.
Создать условия для самовыражения.
Развить навыки работы в команде.
Целевая аудитория:
Дата и время:
Место проведения:
Материалы:
(Краски, бумага, ножницы, клей и т.д.)
Этапы проведения:
Введение в тему (рассказ о технике/жанре).
Демонстрация примера.
Практическая часть (создание работ).
Презентация работ и обсуждение.
Рефлексия:
(Что понравилось? Что узнали нового?)
Примечания:
Шаблон 4: План для спортивного или активного мероприятия
Название мероприятия:
Цель:
(Например, пропаганда здорового образа жизни, развитие физических навыков.)
Задачи:
Организовать активный досуг.
Развить командный дух.
Научить новым упражнениям или играм.
Целевая аудитория:
Дата и время:
Место проведения:
Оборудование:
(Мячи, скакалки, конусы и т.д.)
План проведения:
Разминка (5-10 минут).
Основная часть (игры, эстафеты, соревнования).
Завершение (подведение итогов, награждение).
Меры безопасности:
(Проверка инвентаря, инструктаж участников.)
Примечания:
Шаблон 5: План для дискуссии или круглого стола
Название мероприятия:
Цель:
(Например, развитие критического мышления, обсуждение важной темы.)
Задачи:
Познакомить с темой.
Организовать обмен мнениями.
Сформировать уважение к разным точкам зрения.
Целевая аудитория:
Дата и время:
Место проведения:
Материалы:
(Тексты для обсуждения, вопросы, проектор для презентации.)
План проведения:
Введение в тему (5 минут).
Обсуждение в группах (20 минут).
Презентация мнений групп (15 минут).
Подведение итогов (10 минут).
Рефлексия:
(Что нового узнали? Какие выводы сделали?)
Примечания:
Шаблон 6: План для экскурсии или выездного мероприятия
Название мероприятия:
Цель:
(Например, расширение кругозора, знакомство с историей/культурой.)
Задачи:
Организовать познавательный досуг.
Развить интерес к теме.
Обеспечить безопасность участников.
Целевая аудитория:
Дата и время:
Место проведения:
Транспорт:
(Как доберётесь до места?)
План мероприятия:
Сбор группы, инструктаж.
Дорога до места.
Проведение экскурсии/активности.
Обратная дорога.
Подведение итогов.
Меры безопасности:
(Инструктаж, аптечка, список участников.)
Примечания:
Примеры сценариев воспитательных мероприятий.
Сценарий воспитательного мероприятия: «Ответственность и личный выбор»
Цель мероприятия: Формирование понимания личной ответственности за свои действия и выборы, развитие навыков принятия решений.
Возраст: 18-22 года
Продолжительность: 2 часа
Программа:
Вступительное слово (10 мин):
Ведущий объясняет концепцию личной ответственности в жизни студента, как важно осознавать последствия своих решений в личной и профессиональной жизни.
Дискуссия «Как принять правильное решение?» (30 мин):
Участники обсуждают реальные ситуации, в которых необходимо принять решение (например, выбор между работой и учебой, планирование времени и т.д.). Ведущий задает вопросы:
– Какие факторы нужно учитывать при принятии решения?
– Как ваши личные ценности влияют на ваши решения?
– Чем отличается краткосрочный и долгосрочный выбор?
Кейс-сессия «Жизненные выборы студентов» (30 мин):
Ведущий предоставляет студентам несколько ситуаций, с которыми они могут столкнуться в учебной и личной жизни (например, трудный выбор между двумя важными заданиями, решение о том, как совмещать учебу с подработкой и т.д.). Студенты должны обсудить в группах, как бы они поступили в этих ситуациях, и представить свои выводы всей группе.
Дискуссия «Проблемы выбора в жизни студента» (20 мин):
Ведущий стимулирует обсуждение: «Какие аспекты студенческой жизни требуют максимальной ответственности?» Студенты делятся опытом, как они решают сложные жизненные вопросы, какие решения оказались для них наиболее трудными.
Заключение и рефлексия (20 мин):
Ведущий подводит итоги мероприятия, задает вопросы для саморазмышления: «Какие принципы помогают вам принимать решения? Как вы можете применять их в будущем?»
Сценарий воспитательного мероприятия: «Этика и профессионализм»
Цель мероприятия: Развитие этических норм и стандартов в профессиональной деятельности студентов, понимание важности профессионализма.
Возраст: 18-22 года
Продолжительность: 2 часа
Программа:
Вступительное слово (10 мин):
Ведущий рассказывает о том, как важны этические нормы в будущей профессии, почему студенты должны развивать профессионализм и ответственность с самого начала.
Кейс «Этические дилеммы в профессии» (30 мин):
Студенты разбиваются на группы, каждой группе дается кейс с этической дилеммой (например, коррупция на работе, конфликт интересов, недобросовестное поведение коллег). Они обсуждают, как поступить в каждой ситуации, и представляют решение группе.
Дискуссия «Какими качествами должен обладать профессионал?» (20 мин):
Ведущий стимулирует обсуждение на тему профессионализма, качества, которые важны в работе (ответственность, честность, лидерство). Студенты делятся мнениями, приводят примеры.
Ролевая игра «Работа в команде» (30 мин):
Студенты делятся на группы и получают задачи, которые нужно решить в рамках профессиональной деятельности (например, разработка проекта, командная презентация). Оценивается их взаимодействие, лидерские качества и подход к решению задачи.
Заключение (20 мин):
Ведущий подводит итоги и обсуждает, как полученные знания можно применить в реальной профессиональной жизни, что они узнали о своей готовности к профессиональной деятельности.
Сценарий воспитательного мероприятия: «Командная работа и лидерство»
Цель мероприятия: Развитие навыков эффективной командной работы и лидерства, создание осознания роли каждого члена команды.
Возраст: 18-22 год
Продолжительность: 2 часа
Программа:
Вступительное слово (10 мин):
Ведущий рассказывает о важности командной работы в профессиональной сфере и лидерских качествах, которые могут быть развиты еще в студенческие годы.
Игра «Решение задачи в команде» (30 мин):
Участники делятся на группы и получают задачу (например, организационную, связанную с созданием плана для мероприятия, или решение сложной логической задачи). Каждая группа должна обсудить и предложить решение.
Тренинг «Лидерство в разных ситуациях» (20 мин):
Студенты получают сценарии различных ситуаций, например, конфликт в команде, необходимость делегирования задач, кризисные моменты. Они анализируют, какой подход лидера был бы наиболее эффективен.
Ролевая игра «Менеджмент и лидерство» (30 мин):
Участники получают роли менеджера и членов команды. Задача: разрешить конфликт, распределить задачи, найти решения для трудных ситуаций. После игры обсуждается, как каждый студент воспринимал свою роль и какие лидерские качества проявились.
Заключение (20 мин):
Ведущий подводит итоги, стимулирует студентов к самоанализу: «Какие лидерские качества вы хотите развить в себе? Как работает команда, и как вы можете улучшить свое взаимодействие с коллегами?»
Сценарий воспитательного мероприятия: «Проблемы общения и конфликтов»
Цель мероприятия: Развитие навыков конструктивного общения и разрешения конфликтов в коллективе, а также профилактика и предотвращение конфликтных ситуаций.
Возраст: 18-22 года
Продолжительность: 2 часа
Программа:
Вступительное слово (10 мин):
Ведущий объясняет важность эффективного общения, причины возникновения конфликтов и способы их разрешения.
Тренинг «Типы конфликтных ситуаций» (30 мин):
Участники делятся на группы и получают различные типы конфликтов (например, межличностный конфликт, конфликт интересов, конфликт в группе). Каждая группа должна представить, как можно разрешить этот конфликт мирным путем.
Ролевая игра «Разрешение конфликта» (40 мин):
Студенты разыгрывают сцены конфликтов, например, между двумя студентами, между студентом и преподавателем. В процессе игры они должны искать способы мирного разрешения конфликтов, не прибегая к агрессии.
Дискуссия «Как избежать конфликтов в коллективе?» (20 мин):
Ведущий стимулирует обсуждение: «Как предотвратить конфликты? Какие правила общения в коллективе помогут избежать напряженности?»
Заключение (20 мин):
Ведущий подводит итоги, делая акцент на конструктивных способах разрешения конфликтов, задает вопросы: «Какие выводы вы сделали для себя о конфликтных ситуациях?»
Сценарий воспитательного мероприятия: «Эмоциональный интеллект»
Цельмероприятия: Развитие эмоционального интеллекта, умения распознавать и контролировать свои эмоции, а также понимать эмоции других людей.
Возраст: 18-22 года
Продолжительность: 2 часа
Программа:
Вступительное слово (10 мин):
Ведущий объясняет, что такое эмоциональный интеллект, почему он важен для профессиональной и личной жизни.
Тренинг «Распознавание эмоций» (30 мин):
Студенты получают карточки с изображениями выражений лиц, отражающих разные эмоции. Они должны назвать, что это за эмоция, и в каких ситуациях она может возникать.
Ролевая игра «Эмоции в общении» (40 мин):
Участники разыгрывают сцены общения, в которых нужно проявить эмпатию или управлять эмоциями (например, в стрессовой ситуации, в конфликтной ситуации).
Дискуссия «Как развивать эмоциональный интеллект?» (20 мин):
Ведущий организует обсуждение: «Как мы можем развивать эмпатию? Почему важно понимать эмоции других?»
Заключение (20 мин):
Ведущий подводит итоги, задает вопросы для рефлексии: «Какие практики вы можете использовать для управления своими эмоциями?»
Основные внеучебные воспитательные мероприятия
Учебные модули и воспитательная функция: Все учебные модули, направленные на подготовку будущего специалиста, выполняют также воспитательную функцию. Эта функция реализуется через содержание программ учебных дисциплин, учебно-исследовательскую работу, программы практик, а также организацию учебного процесса.
Использование воспитательного потенциала учебных дисциплин: необходимо максимально эффективно использовать воспитательный потенциал учебных дисциплин, включая гуманитарные, естественно-научные и социально-экономические модули, при разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы. Важно спланировать внеучебные воспитательные мероприятия (проекты, события) с опорой на содержание конкретных учебных дисциплин, что позволит интегрировать образовательные и воспитательные цели.
1. Мировоззренческий модуль
Направления деятельности:
«Мы – патриоты России»
«Волонтерская деятельность»
«Профилактика негативных явлений (деструктивного поведения) в студенческой среде»
Возможные формы внеучебной воспитательной деятельности:
Культурологические акции и проекты: Организация патриотических акций, встреч с ветеранами и участниками исторических событий, обсуждения фильмов, книг о патриотизме и любви к родине.
Пример: Патриотический вечер «Россия глазами молодежи», где студенты рассказывают о значении патриотизма, делятся личными примерами, могут представить проекты о своем городе или родном регионе.
Волонтерские проекты: Мероприятия, направленные на помощь людям в сложных жизненных ситуациях, участие в городских и областных акциях, посвященных памяти, сохранению культурного наследия, экологическим инициативам.
Пример: Проект «Студенты – волонтеры помощи», организация сбора средств и вещей для нуждающихся, волонтерские выезды в дома престарелых, помощь детским домам.
Тематические фестивали и конкурсы: Организация конкурсов, посвященных культурным и историческим аспектам жизни страны.
Пример: Студенческий фестиваль, в котором студенты могут представить творческие работы, музыкальные номера или выступления на темы патриотизма.
2. Коммуникативный модуль
Направления деятельности:
«Мы – патриоты России»
«Волонтерская деятельность»
«Профилактика негативных явлений (деструктивного поведения) в студенческой среде»
«Культура, творчество, досуг»
Возможные формы внеучебной воспитательной деятельности:
Лингвокультурный фестиваль: Проведение мероприятий, направленных на популяризацию правильного и красивого общения, продвижение культурных и языковых традиций.
Пример: Лингвокультурный фестиваль «Культура речи и общения», где студенты могут продемонстрировать ораторские способности, участвовать в конкурсах на знание и грамотность речи, в том числе в других языках.
Серия подкастов или онлайн-встреч: Организация серии видеоконференций, подкастов с участниками, рассказывающими о важности общения без агрессии, успешных коммуникативных стратегий.
Пример: Подкаст «Общение без агрессии», где студенты обсуждают различные способы эффективного взаимодействия в коллективе, обучаются успешному общению в условиях стресса.
Игры по решению коммуникативных задач: Проведение ролевых игр, тренингов и мастер-классов по эффективному взаимодействию и решению конфликта.
Пример: Игра «Пойми меня!» - участники должны решить коммуникативную задачу, например, разработать концепцию для студенческой акции, учитывая мнение разных групп.
Ораторский клуб: Создание клуба, в котором студенты могут развивать свои навыки ораторского мастерства, участвовать в дебатах и публичных выступлениях.
Пример: Ораторский клуб «Я говорю», где проходят мастер-классы, обсуждения и практические занятия для студентов по улучшению навыков публичных выступлений.
3. Психолого-педагогический модуль
Направления деятельности:
«Мы – патриоты России»
«Волонтерская деятельность»
«Профориентация»
«Студенческие отряды»
«Студенческая наука»
Возможные формы внеучебной воспитательной деятельности:
Конференции и круглые столы: Организация студенческих конференций и встреч с экспертами на темы, такие как влияние волонтерской деятельности, проблемы студенческой жизни, взаимодействие поколений и развитие профессий.
Пример: Круглый стол «Патриотизм в студенческой среде», где студенты могут обсудить значимость патриотических ценностей в своей жизни, обменяться мнениями и проектами.
Мастер-классы: Организация мастер-классов по профориентации, карьерному росту и развитию лидерских качеств.
Пример: Мастер-класс «Моя будущая профессия», где специалисты и опытные наставники из разных сфер профессиональной деятельности проводят занятия, направленные на выбор карьеры.
Решение кейсов и дискуссионные клубы: Студенты решают профессиональные кейсы, тренируют критическое мышление, участвуют в обсуждениях и решении реальных образовательных и карьерных проблем.
Пример: Дискуссионный клуб «Профориентация и студенческая жизнь», где обсуждаются вопросы выбора будущей профессии, пути карьерного роста и формирования профессиональных навыков.
Виртуальные выставки и научные клубы: Проведение выставок научных проектов и разработок студентов, создание научных клубов для обсуждения исследований и достижений в различных областях науки.
Пример: Онлайн-центр, где студенты могут представить свои научные работы, обсудить вопросы инноваций и технологий.
Список литературы:
1. Иванова В.М. Структура образовательной поддержки самоактуализации студентов университета // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 2 (151). С. 101-107.
2. Иванова, В. М. Образовательная поддержка ценностно-смысловой самоактуализации студентов в учебной деятельности [Электронный ресурс] / В.М. Иванова, М.С. Кайнышев // Современные проблемы науки и образования, 2023. - № 4., URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32787
3. Кайнышев, М.С. Самоопределение студентов в учебной деятельности как педагогическая проблема / М.С. Кайнышев, В. М. Иванова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренбург. гос. ун-т. – Электрон. дан. – Оренбург: ОГУ, 2024. – С. 109 – 116.
4. Кондаков А.М. Портрет гражданина России 2035 года [Электронный ресурс]. URL: https:// pokrovkaschool.nubex.ru/26918/
5. Методические рекомендации по разработке программы воспитания образовательной организации высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений 44.00.00 «Образование и педагогические науки» / И.А. Макарова [и др.]. М., 2021.
6. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся: федер. закон от 31 июля 2020 г. № 304-Ф3 (последняя редакция): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 июля 2020 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 24 июля 2020 г. // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_358792/
7. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 окт. 2013 г. № 544н [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ: информационно-правовой портал. URL: https://base. garant.ru/70535556/
8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты в Российской Федерации. URL: https://legalacts.ru/doc/ras porjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29052015-n-996-r/
6. Щуркова Н.Е. Теория воспитания // Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2003.
9. Савченко, Е. А. Теория и методика воспитания : учебник и практикум : [16+] / Е. А. Савченко, Т. П. Макарова ; Московский государственный областной университет. – Москва : РУСАЙНС, 2022. – 304 с. : табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=702142
10. Ахметова, Д. З. Теория и методика воспитания : учебное пособие / Д. З. Ахметова, В. Ф. Габдулхаков ; Институт экономики, управления и права (г. Казань). Кафедра педагогической психологии и педагогики. – Казань : Познание (Институт ЭУП), 2007. – 184 с. : табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258024