АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Иванова В.М. 1, Байканова М.М. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Формирование нового поколения, готового к вызовам XXI века, является одной из приоритетных задач Российской Федерации. Современные реалии требуют от молодежи не только глубоких знаний и универсальных умений, но и приверженности традиционным нравственным ценностям, готовности к мирному созиданию, защите Родины и осознанию своей роли в глобальном обществе.

Программы воспитания определяют ключевые стратегические ориентиры в формировании гармоничной личности и воспитании гражданина России. Такой гражданин сочетает в себе зрелость, ответственность, любовь к своей большой и малой Родине, чувство общенациональной и этнической идентичности, уважение к культуре и традициям окружающих.

В условиях цифровизации и трансформации образовательной среды мы предлагаем для обсуждения методические указания к программе воспитания, которые помогут адаптировать воспитательную деятельность к современным вызовам, сохраняя ее ценностную основу.

Введение

Методические указания разработаны в поддержку реализации рабочей программы воспитания с акцентом на аксиологический подход. В условиях трансформации университетского образования и цифровизации современного мира воспитание становится частью образовательного процесса, направленного на формирование у студентов ценностного отношения к окружающему миру, к людям, себе и своей профессиональной деятельности.

Аксиологический подход в воспитательной деятельности позволяет:

− развивать аксиологический потенциал личности студентов;

− сохранить ценностное самоопределение студентов в быстро меняющемся −социокультурном и профессиональном пространстве;

− организовать воспитательное взаимодействие на принципах взаимопонимания и сотрудничества.

Основой данных методических рекомендаций стали научные исследования в рамках темы госбюджетной НИР «Аксиология трансформации образования в условиях цифровизации современного мира» (руководитель — д.п.н. А.В. Кирьякова). В соответствии с концептуальными идеями аксиологии воспитательная деятельность в университете строится на таких ключевых ценностях, как ответственность, человеколюбие, академическая честность, креативность и профессиональное развитие.

Настоящие рекомендации направлены на раскрытие путей реализации программы воспитания, включая:

− развитие у студентов способностей к осмысленному выбору жизненных и профессиональных ценностей;

− сохранение их субъектности, развитие креативного мышления и межкультурной коммуникации;

− обеспечение ценностного взаимодействия в системе «преподаватель — студент», усиливающего воспитательное влияние.

Проектируя программу воспитания через призму аксиологического подхода, позволяет придать ей инновационное направление, отвечающее вызовам цифровой эпохи и проблемам профессионального становления студентов.

Аксиология изучает природу ценностей, их структуру, функции и место в жизни человека. В контексте педагогики аксиология рассматривает воспитание как процесс трансляции и формирования ценностей, обеспечивающий развитие личности, её социальную адаптацию и профессиональное самоопределение.

Аксиологический подход в воспитании основывается на признании ценностей как базового элемента образовательного и воспитательного процесса.

Ценности выступают:

− Содержательной основой воспитания: что считать важным, достойным и значимым.

− Критерием для оценки поведения: определение правильного и ошибочного.

− Мотивирующим фактором: выбор жизненного пути, профессии и социального поведения.

В рамках аксиологического подхода выделяют следующие типы ценностей:

Гуманистические – ценности, отражающие уважение к человеку, его свободе, достоинству и уникальности (жизнь, здоровье, свобода, творчество).

Социальные – ценности, обеспечивающие гармоничное сосуществование человека в обществе (мораль, справедливость, толерантность).

Профессиональные – ценности, связанные с развитием профессиональной идентичности и качественного выполнения профессиональных обязанностей (компетентность, ответственность, этика).

Культурные – ценности, отражающие национальное и культурное многообразие (язык, искусство, традиции).

Экзистенциальные – ценности самореализации, свободы выбора и смысловой жизни.

Аксиологический подход подчёркивает, что воспитание – это не навязывание ценностей, а помощь в их осознании, усвоении и применении.

Роль аксиологии в воспитании:

− Формирование личностного смысла. В процессе воспитания ценности становятся внутренними мотивами поведения и выбора.

− Развитие рефлексии. Студенты учатся анализировать свои действия, решения и их соотнесение с жизненными приоритетами.

− Обеспечение преемственности. Аксиологический подход связывает ценности прошлого, настоящего и будущего, создавая основу для их сохранения и передачи.

Основные принципы аксиологического подхода

− Ценностно-ориентированное взаимодействие: отношения между участниками воспитательного процесса строятся на основе взаимного уважения и доверия.

− Субъектность воспитания: студент воспринимается не как объект воздействия, а как активный участник, способный к самостоятельному выбору ценностей.

− Диалогичность: воспитательный процесс должен предполагать диалог, где студент свободно выражает свои мысли и ценности.

− Интегративность: ценности должны быть включены во все аспекты образовательной среды – от содержания учебных дисциплин до внеучебной деятельности.

Современные условия цифровизации образования требуют переосмысления традиционных подходов к воспитанию.

Аксиологический подход помогает:

− Развивать ценностное самоопределение в цифровой среде: умение находить иерархию ценностей среди большого объёма информации.

− Формировать цифровую этику: ответственное поведение в онлайн-пространстве.

− Развивать критическое мышление: анализировать цифровой контент через призму ценностной значимости.

Практическая реализация аксиологического подхода в воспитании включает:

− Создание условий для самостоятельного выбора иерархии ценностей.

− Организацию воспитательных мероприятий, стимулирующих ценностное взаимодействие и рефлексию.

− Введение учебных ситуаций, моделирующих моральные дилеммы и профессионально-этические вопросы.

Таким образом, аксиологическая основа воспитания формирует личность, способную осознанно выбирать свои жизненные и профессиональные ориентиры, адаптироваться в условиях быстро меняющегося мира и быть носителем устойчивых моральных и гуманистических ценностей.

Интеграция воспитательных мероприятий в образовательный процесс

Интеграция воспитательных мероприятий в образовательный процесс требует системного подхода, чтобы эти мероприятия органично дополняли обучение, способствуя личностному и профессиональному развитию студентов.

Воспитательные мероприятия должны быть нацелены на развитие ценностного потенциала студентов, включая осознание ими значимости гуманистических, профессиональных и личностных ценностей.

Аксиологическая основа воспитания:

− Включение обсуждения ценностей в содержание учебных дисциплин (например, этические аспекты профессиональной деятельности).

− Создание ситуаций, где студенты могут проявить и обсудить свои ценностные ориентации (дискуссии, кейс-методы).

Проектирование событийно-ориентированных форм воспитания предполагает создание учебных ситуаций, где студенты становятся активными участниками событий, значимых для них и предполагает:

− организацию образовательных проектов с воспитательным компонентом, например, социальные акции или научно-исследовательские проекты.

− включение в учебный процесс ролевых игр, мастер-классов, направленных на развитие soft skills.

Интеграция воспитательных мероприятий через связь с профессиональной подготовкой предполагает:

− практические занятия с участием представителей профессии, акцентирующих внимание на этических и ценностных аспектах.

− курсовые работы, проекты и эссе с темами, раскрывающими ценностные ориентиры и значимость профессии.

Ценностное взаимодействие в образовательной среде формирование доверительных отношений между преподавателями и студентами предполагает:

− использование наставничества для индивидуальной работы со студентами, обсуждения их ценностных ориентиров и жизненных целей.

− организацию круглых столов, встреч «без галстуков» для обсуждения вопросов, волнующих студентов.

Межкультурная коммуникация и цифровые технологии.

Использование современных технологий и многообразие культурных подходов как средство воспитания предполагает:

− проведение онлайн-семинаров с участием студентов из других регионов и стран, акцент на культурное и ценностное разнообразие.

− создание цифровых платформ, где студенты могут делиться своими идеями и участвовать в обсуждениях, связанных с ценностями.

Мероприятия, интегрированные в образовательный процесс

Примеры:

− Этические пятиминутки: начало практического занятия с обсуждения этических дилемм или актуальных событий.

− Ценностные паузы: задания для анализа ценностных конфликтов в профессиональной деятельности.

Дни науки и творчества: организация мероприятий, где студенты демонстрируют свои достижения в контексте культурных и профессиональных ценностей.

Важно! Воспитательные мероприятия не должны восприниматься студентами как внешняя нагрузка. Они должны быть естественным продолжением образовательного процесса, стимулируя рефлексию, развитие креативности и самостоятельности.

Виды деятельности обучающихся в воспитательной системе образовательной организации высшего образования

Проектная деятельность как коллективное творческое дело

Проектная деятельность в образовательной организации высшего образования имеет творческую, научно-исследовательскую и практико-ориентированную направленность. Она строится на принципах проблемного обучения и активизации интереса обучающихся, что способствует развитию их самостоятельности. Проектная технология также играет важную роль в социализации обучающихся, так как предполагает решение задач, связанных с актуальными потребностями общества.

Виды проектов по ведущей деятельности:

Исследовательские проекты;

Стратегические проекты;

Организационные проекты;

Социальные проекты;

Технические проекты;

Информационные проекты;

Телекоммуникационные проекты;

Арт-проекты.

Перспективность проектной деятельности для обучающихся заключается в открывающихся перед ними профессиональных возможностях и перспективах трудоустройства. Это связано с тем, что в реализацию проектов часто вовлекаются работодатели и социальные партнеры, что позволяет студентам установить полезные контакты и получить практический опыт.

Коллективное творческое дело (КТД) – это форма совместной деятельности, основанная на сотрудничестве, созидании и креативности. КТД предполагает единство мыслей и воли участников, их совместный поиск оптимальных решений и нестандартных подходов к решению задач.

Виды КТД:

Профессионально-трудовые;

Научно-исследовательские;

Художественно-эстетические;

Физкультурно-спортивные;

Событийные;

Общественно-политические;

Культурно-творческие;

Социально-культурные;

Иные.

Добровольческая (волонтерская) деятельность и примерные направления добровольчества

Волонтерская деятельность – это широкий спектр созидательной деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи, самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия.

Добровольчество способствует социализации обучающихся, расширению их социальных связей, реализации инициатив, развитию личностных и профессиональных качеств, а также освоению новых навыков. Оно может осуществляться как на индивидуальном, так и на групповом уровне, включая адресную помощь и участие в социально значимых проектах.

По инициативе обучающихся и при их активном участии в образовательной организации высшего образования может быть создано добровольческое объединение, которое станет платформой для реализации социальных инициатив и развития волонтерского движения.

Таблица - Примерные направления добровольческой деятельности обучающихся

Примерные направления добровольческой деятельности

Пример событий/мероприятий и др.

Социальное добровольчество

– Участие в организации мероприятий и адресной помощи домам престарелых;
– Помощь особым категориям граждан (престарелые, беспризорные дети, молодёжь и студенты, бездомные, люди с ограниченными возможностями, мигранты, беженцы, бывшие заключённые и др.);

– Доставка лекарств и продуктов нуждающимся в условиях пандемии;

– Разработка и реализация социальных проектов и проектно-исследовательских работ;

– Проведение просветительских бесед по профилактике употребления психоактивных веществ и деструктивного поведения (для профильных направлений подготовки).

Добровольчество профессиональной направленности

– Практическая помощь школам в период пандемии (для профильных направлений подготовки);

– Участие в организации Российского форума «Университеты 2030: наука – компетенции – молодёжь»;

– Практическая помощь больницам в период пандемии (для профильных направлений подготовки).

Событийное добровольчество (ивент-волонтерство)

– Участие в организации и проведении крупных событий: фестивалей, форумов, конференций;

– Участие в значимых проектах (День Победы и др.).

Донорское движение

– Организация и проведение Дня донора в образовательной организации высшего образования (ООВО).

Цифровое волонтерство

– Оказание специализированной адресной и консультативной помощи работникам ООВО;

– Сопровождение преподавателей и обучающихся в дистанционном образовательном и воспитательном процессах;

– Создание скринкаст-инструкций по использованию популярных приложений для дистанционной работы: Zoom, Webinar, MS Teams и др.

Спортивное добровольчество

– Участие во Всемирных студенческих играх;
– Пропаганда здорового образа жизни.

Арт-добровольчество

– Адресная помощь музеям, библиотекам, паркам и другим организациям социально-культурной направленности в проведении культурно-массовых мероприятий;

– Организация, проведение и участие в благотворительных концертах, театральных постановках, выставках и др.

Добровольчество общественной безопасности

– Участие в ликвидации последствий стихийных бедствий (для профильных направлений подготовки): оказание психологической и первой доврачебной помощи;

– Сбор гуманитарной помощи.

Медиа-волонтерство

– Помощь организаторам добровольческого движения, волонтерским центрам и благотворительным фондам в размещении информации;

– Распространение в медиа-пространстве информации о добровольческой деятельности.

Экологическое добровольчество

– Участие в акциях, проектах и работе фондов экологической направленности;

– Благоустройство дворов, участков, городских улиц;

– Посадка цветов, газонов, кустов и деревьев.

Волонтерская помощь животным

– Помощь приютам для животных (выгул, уход, кормление, оказание ветеринарной помощи (для профильных направлений подготовки), закупка и доставка питания, устройство животных в «добрые руки»);

Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) подчеркивают необходимость непрерывного развития исследовательской компетентности обучающихся на протяжении всего срока обучения в образовательной организации высшего образования (ООВО). Это достигается через учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность.

В процессе обучения каждый студент под руководством преподавателя выполняет ряд работ: доклады, рефераты, курсовые работы и, на завершающем этапе, выпускную квалификационную работу (ВКР). В ходе этой деятельности происходит субъект-субъектное взаимодействие между преподавателем и обучающимся, что способствует не только развитию исследовательских навыков, но и воспитанию профессиональной культуры, культуры труда и этики профессионального общения.

Студенческое международное сотрудничество

Академическая мобильность является важным элементом международной деятельности и процесса интернационализации ООВО. Она предоставляет студентам, преподавателям и административным работникам возможность обмена опытом, приобретения новых знаний и реализации совместных проектов в зарубежных вузах-партнерах.

Формы академической мобильности:

Краткосрочные стажировки (1–3 недели): участие в культурно-образовательных программах, летних языковых школах.

Долгосрочные стажировки (от месяца до года): обучение в вузе-партнере по индивидуальному плану.

При долгосрочных стажировках важно учитывать риск влияния иной культуры и воспитательной среды, что может привести к нарушению гармонизации культурной и социальной идентичности студента. Для вузов, расположенных в приграничных регионах, особенно актуально усиление гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания в сотрудничестве с организациями, такими как Фонд «Русский мир», «Российское военно-историческое общество», «Знание» и др.

Деятельность и виды студенческих объединений

Студенческие объединения – это добровольные объединения обучающихся, созданные для самореализации, саморазвития и улучшения качества студенческой жизни. Они строятся на принципах добровольности, партнерства, гласности и открытости.

Примерные виды студенческих объединений:

Научно-исследовательские (научные сообщества);

Творческие (КВН, театральные и вокальные студии, танцевальные коллективы);

Спортивные (спортивные клубы, туристические объединения);

Общественные (профкомы, советы студенческих инициатив);

Волонтерские (добровольческие объединения);

Информационные (студенческие СМИ);

Профессиональные (студенческие отряды, кадровые агентства);

Патриотические (поисковые отряды, клубы памяти);

Межкультурные (клубы международного сотрудничества).

Досуговая, творческая и социально-культурная деятельность

Досуговая деятельность студентов может быть:

Пассивной: чтение, интеллектуальные игры, виртуальный досуг.

Активной: спортивные мероприятия, туристические походы, квесты, флешмобы.

Творческая деятельность направлена на создание нового продукта, раскрывающего личностный и профессиональный потенциал студентов. К видам творческой деятельности относятся:

Художественное, литературное, музыкальное творчество;

Театральное, цирковое искусство, киноискусство;

Техническое и научное творчество.

Социально-культурная деятельность реализуется через организацию мероприятий гражданско-патриотической, научно-исследовательской и физкультурно-спортивной направленности.

Вовлечение обучающихся в профориентационную деятельность

Профориентационная деятельность в ООВО направлена на привлечение абитуриентов и помощь студентам в выборе профессиональной траектории.

Формы работы с абитуриентами:

Беседы о направлениях подготовки;

Профориентационные родительские собрания;

Профдиагностика и консультирование школьников;

Дни открытых дверей;

Участие в проектах («Инженерный класс», «Медицинский класс» и др.).

Формы работы со студентами:

Мастер-классы и бинарные лекции с участием работодателей;

Посещение потенциальных мест трудоустройства;

Участие в научно-практических конференциях и ярмарках вакансий.

Вовлечение обучающихся в предпринимательскую деятельность

Поддержка студенческого предпринимательства включает:

Сопровождение предпринимательских проектов;

Проведение обучающих мероприятий;

Создание центров инновационного предпринимательства и студенческих клубов;

Выявление студентов с предпринимательскими способностями.

Формы и методы воспитательной работы в ООВО

Формы организации воспитательной работы:

По количеству участников: индивидуальные, групповые, массовые.

По целевой направленности: мероприятия, дела, игры.

По времени проведения: кратковременные, продолжительные, традиционные.

По видам деятельности: трудовые, спортивные, художественные, научные, общественные.

По результату: социально-значимый результат, информационный обмен, выработка решений.

Оценка эффективности воспитательной работы:

Эффективность воспитательной работы определяется на основе сочетания количественных и качественных показателей, которые оценивают изменения в личностных качествах студентов, их социальном поведении, мотивации и активности.

Критерии и показатели оценки эффективности воспитательной работы

критерий

показатель

Ценностно-смысловая сфера

Осознанность и стабильность ценностных ориентаций

− осознанный выбор жизненных и профессиональных целей.

− сформированность личностного смысла в обучении и воспитании.

− устойчивость моральных и этических установок.

Субъектность личности

Активное участие студентов в принятии решений и реализации воспитательных мероприятий

− уровень самостоятельности в инициировании и проведении мероприятий.

− степень вовлечённости в общественную, социальную и профессиональную деятельность.

− количество студентов-организаторов мероприятий.

Социальная активность

Участие студентов в социально значимой деятельности

− число проектов, в которых студенты принимают активное участие.

− доля студентов, вовлечённых в волонтёрские и благотворительные программы.

− количество часов, затраченных на социальную деятельность.

Развитие креативного мышления

Уровень творческого потенциала студентов

− число студентов, участвующих в конкурсах, фестивалях, творческих и научных мероприятиях.

− качество выполненных творческих или исследовательских проектов.

− инициативы студентов, направленные на развитие инноваций в учебной и внеучебной деятельности.

Межкультурная коммуникация

Способность студентов к взаимодействию в поликультурной среде

− участие студентов в международных и межкультурных программах.

− уровень владения иностранными языками (например, результаты тестов или сертификатов).

− оценка готовности к сотрудничеству с представителями других культур.

Эмоциональное и социальное благополучие

Уровень комфортности студентов в образовательной среде

− удовлетворённость образовательным процессом и воспитательной работой (анкетирование).

− показатели психологического комфорта (например, уменьшение конфликтных ситуаций).

− индекс вовлечённости студентов (опросы и отзывы).

Методы оценки

Анкетирование и тестирование – позволяет выявить изменения в ценностных ориентациях, степень удовлетворённости образовательной средой.

Наблюдение – фиксирует уровень активности и вовлечённости студентов.

Портфолио студента – оценивает достижения, участие в мероприятиях и проекты.

Анализ документации – проверка журналов учёта, отчётов и статистики участия студентов в мероприятиях.

Экспертные оценки – мнение педагогов, наставников и независимых экспертов.

Интервью и фокус-группы – углублённое исследование восприятия воспитательной работы.

Для комплексной итоговой оценки рекомендуется использовать интегративные индексы, которые объединяют количественные и качественные показатели по каждому критерию. Это позволяет построить систему мониторинга эффективности воспитательной деятельности и своевременно вносить корректировки в её реализацию.

Шаблоны для планирования мероприятий.

Шаблон 1: Базовый план воспитательного мероприятия

  1. Название мероприятия:
    (Краткое и понятное название, отражающее суть.)

  2. Цель мероприятия:
    (Чего хотите достичь? Например, развитие навыков, формирование ценностей, сплочение коллектива.)

  3. Задачи:

(Конкретные шаги для достижения цели. Например, познакомить детей с темой, развить коммуникативные навыки, создать условия для творчества.)

  1. Целевая аудитория:
    (Кто участники? Возраст, количество, особенности группы.)

  2. Дата и время:
    (Когда проводится мероприятие?)

  3. Место проведения:
    (Где будет проходить? Учитывай необходимое пространство и оборудование.)

  4. Формат мероприятия:
    (Игра, дискуссия, мастер-класс, экскурсия, конкурс и т.д.)

  5. Материалы и оборудование:
    (Что понадобится? Реквизит, канцелярия, техника и т.д.)

  6. План проведения:

Вступительная часть (5-10 минут): приветствие, введение в тему.

Основная часть (20-40 минут): активность, игры, обсуждения.

Заключительная часть (5-10 минут): подведение итогов, рефлексия.

  1. Ожидаемые результаты:
    (Что должны вынести участники? Новые знания, навыки, эмоции.)

  2. Примечания:
    (Дополнительные моменты, которые нужно учесть.)

Шаблон 2: Подробный план с таймингом

  1. Название мероприятия:

  2. Цель и задачи:

  3. Целевая аудитория:

  4. Дата и время:

  5. Место проведения:

  6. Оборудование и материалы:

  7. Тайминг:

10:00–10:10 — Приветствие, введение в тему.

10:10–10:30 — Активность №1 (например, игра или обсуждение).

10:30–10:50 — Активность №2 (творческое задание или работа в группах).

10:50–11:00 — Рефлексия, подведение итогов.

  1. Ответственные лица:
    (Кто отвечает за каждый этап?)

  2. Критерии успеха:
    (Как поймёте, что мероприятие прошло успешно?)

  3. Примечания:

Шаблон 3: План для творческого мероприятия

  1. Название мероприятия:

  2. Цель:
    (Например, развитие творческого мышления, раскрытие талантов.)

  3. Задачи:

Познакомить с техникой/жанром.

Создать условия для самовыражения.

Развить навыки работы в команде.

  1. Целевая аудитория:

  2. Дата и время:

  3. Место проведения:

  4. Материалы:
    (Краски, бумага, ножницы, клей и т.д.)

  5. Этапы проведения:

Введение в тему (рассказ о технике/жанре).

Демонстрация примера.

Практическая часть (создание работ).

Презентация работ и обсуждение.

  1. Рефлексия:
    (Что понравилось? Что узнали нового?)

  2. Примечания:

Шаблон 4: План для спортивного или активного мероприятия

  1. Название мероприятия:

  2. Цель:
    (Например, пропаганда здорового образа жизни, развитие физических навыков.)

  3. Задачи:

Организовать активный досуг.

Развить командный дух.

Научить новым упражнениям или играм.

  1. Целевая аудитория:

  2. Дата и время:

  3. Место проведения:

  4. Оборудование:
    (Мячи, скакалки, конусы и т.д.)

  5. План проведения:

Разминка (5-10 минут).

Основная часть (игры, эстафеты, соревнования).

Завершение (подведение итогов, награждение).

  1. Меры безопасности:
    (Проверка инвентаря, инструктаж участников.)

  2. Примечания:

Шаблон 5: План для дискуссии или круглого стола

  1. Название мероприятия:

  2. Цель:
    (Например, развитие критического мышления, обсуждение важной темы.)

  3. Задачи:

Познакомить с темой.

Организовать обмен мнениями.

Сформировать уважение к разным точкам зрения.

  1. Целевая аудитория:

  2. Дата и время:

  3. Место проведения:

  4. Материалы:
    (Тексты для обсуждения, вопросы, проектор для презентации.)

  5. План проведения:

Введение в тему (5 минут).

Обсуждение в группах (20 минут).

Презентация мнений групп (15 минут).

Подведение итогов (10 минут).

  1. Рефлексия:
    (Что нового узнали? Какие выводы сделали?)

  2. Примечания:

Шаблон 6: План для экскурсии или выездного мероприятия

  1. Название мероприятия:

  2. Цель:
    (Например, расширение кругозора, знакомство с историей/культурой.)

  3. Задачи:

Организовать познавательный досуг.

Развить интерес к теме.

Обеспечить безопасность участников.

  1. Целевая аудитория:

  2. Дата и время:

  3. Место проведения:

  4. Транспорт:
    (Как доберётесь до места?)

  5. План мероприятия:

Сбор группы, инструктаж.

Дорога до места.

Проведение экскурсии/активности.

Обратная дорога.

Подведение итогов.

  1. Меры безопасности:
    (Инструктаж, аптечка, список участников.)

  2. Примечания:

Примеры сценариев воспитательных мероприятий.

Сценарий воспитательного мероприятия: «Ответственность и личный выбор»

Цель мероприятия: Формирование понимания личной ответственности за свои действия и выборы, развитие навыков принятия решений.

Возраст: 18-22 года

Продолжительность: 2 часа

Программа:

Вступительное слово (10 мин):

Ведущий объясняет концепцию личной ответственности в жизни студента, как важно осознавать последствия своих решений в личной и профессиональной жизни.

Дискуссия «Как принять правильное решение?» (30 мин):
Участники обсуждают реальные ситуации, в которых необходимо принять решение (например, выбор между работой и учебой, планирование времени и т.д.). Ведущий задает вопросы:

– Какие факторы нужно учитывать при принятии решения?

– Как ваши личные ценности влияют на ваши решения?

– Чем отличается краткосрочный и долгосрочный выбор?

Кейс-сессия «Жизненные выборы студентов» (30 мин):

Ведущий предоставляет студентам несколько ситуаций, с которыми они могут столкнуться в учебной и личной жизни (например, трудный выбор между двумя важными заданиями, решение о том, как совмещать учебу с подработкой и т.д.). Студенты должны обсудить в группах, как бы они поступили в этих ситуациях, и представить свои выводы всей группе.

Дискуссия «Проблемы выбора в жизни студента» (20 мин):

Ведущий стимулирует обсуждение: «Какие аспекты студенческой жизни требуют максимальной ответственности?» Студенты делятся опытом, как они решают сложные жизненные вопросы, какие решения оказались для них наиболее трудными.

Заключение и рефлексия (20 мин):

Ведущий подводит итоги мероприятия, задает вопросы для саморазмышления: «Какие принципы помогают вам принимать решения? Как вы можете применять их в будущем?»

Сценарий воспитательного мероприятия: «Этика и профессионализм»

Цель мероприятия: Развитие этических норм и стандартов в профессиональной деятельности студентов, понимание важности профессионализма.

Возраст: 18-22 года
Продолжительность: 2 часа

Программа:

Вступительное слово (10 мин):

Ведущий рассказывает о том, как важны этические нормы в будущей профессии, почему студенты должны развивать профессионализм и ответственность с самого начала.

Кейс «Этические дилеммы в профессии» (30 мин):

Студенты разбиваются на группы, каждой группе дается кейс с этической дилеммой (например, коррупция на работе, конфликт интересов, недобросовестное поведение коллег). Они обсуждают, как поступить в каждой ситуации, и представляют решение группе.

Дискуссия «Какими качествами должен обладать профессионал?» (20 мин):

Ведущий стимулирует обсуждение на тему профессионализма, качества, которые важны в работе (ответственность, честность, лидерство). Студенты делятся мнениями, приводят примеры.

Ролевая игра «Работа в команде» (30 мин):

Студенты делятся на группы и получают задачи, которые нужно решить в рамках профессиональной деятельности (например, разработка проекта, командная презентация). Оценивается их взаимодействие, лидерские качества и подход к решению задачи.

Заключение (20 мин):

Ведущий подводит итоги и обсуждает, как полученные знания можно применить в реальной профессиональной жизни, что они узнали о своей готовности к профессиональной деятельности.

Сценарий воспитательного мероприятия: «Командная работа и лидерство»

Цель мероприятия: Развитие навыков эффективной командной работы и лидерства, создание осознания роли каждого члена команды.

Возраст: 18-22 год

Продолжительность: 2 часа

Программа:

Вступительное слово (10 мин):

Ведущий рассказывает о важности командной работы в профессиональной сфере и лидерских качествах, которые могут быть развиты еще в студенческие годы.

Игра «Решение задачи в команде» (30 мин):

Участники делятся на группы и получают задачу (например, организационную, связанную с созданием плана для мероприятия, или решение сложной логической задачи). Каждая группа должна обсудить и предложить решение.

Тренинг «Лидерство в разных ситуациях» (20 мин):

Студенты получают сценарии различных ситуаций, например, конфликт в команде, необходимость делегирования задач, кризисные моменты. Они анализируют, какой подход лидера был бы наиболее эффективен.

Ролевая игра «Менеджмент и лидерство» (30 мин):

Участники получают роли менеджера и членов команды. Задача: разрешить конфликт, распределить задачи, найти решения для трудных ситуаций. После игры обсуждается, как каждый студент воспринимал свою роль и какие лидерские качества проявились.

Заключение (20 мин):

Ведущий подводит итоги, стимулирует студентов к самоанализу: «Какие лидерские качества вы хотите развить в себе? Как работает команда, и как вы можете улучшить свое взаимодействие с коллегами?»

Сценарий воспитательного мероприятия: «Проблемы общения и конфликтов»

Цель мероприятия: Развитие навыков конструктивного общения и разрешения конфликтов в коллективе, а также профилактика и предотвращение конфликтных ситуаций.

Возраст: 18-22 года

Продолжительность: 2 часа

Программа:

Вступительное слово (10 мин):

Ведущий объясняет важность эффективного общения, причины возникновения конфликтов и способы их разрешения.

Тренинг «Типы конфликтных ситуаций» (30 мин):

Участники делятся на группы и получают различные типы конфликтов (например, межличностный конфликт, конфликт интересов, конфликт в группе). Каждая группа должна представить, как можно разрешить этот конфликт мирным путем.

Ролевая игра «Разрешение конфликта» (40 мин):

Студенты разыгрывают сцены конфликтов, например, между двумя студентами, между студентом и преподавателем. В процессе игры они должны искать способы мирного разрешения конфликтов, не прибегая к агрессии.

Дискуссия «Как избежать конфликтов в коллективе?» (20 мин):

Ведущий стимулирует обсуждение: «Как предотвратить конфликты? Какие правила общения в коллективе помогут избежать напряженности?»

Заключение (20 мин):

Ведущий подводит итоги, делая акцент на конструктивных способах разрешения конфликтов, задает вопросы: «Какие выводы вы сделали для себя о конфликтных ситуациях?»

Сценарий воспитательного мероприятия: «Эмоциональный интеллект»

Цельмероприятия: Развитие эмоционального интеллекта, умения распознавать и контролировать свои эмоции, а также понимать эмоции других людей.

Возраст: 18-22 года

Продолжительность: 2 часа

Программа:

Вступительное слово (10 мин):

Ведущий объясняет, что такое эмоциональный интеллект, почему он важен для профессиональной и личной жизни.

Тренинг «Распознавание эмоций» (30 мин):

Студенты получают карточки с изображениями выражений лиц, отражающих разные эмоции. Они должны назвать, что это за эмоция, и в каких ситуациях она может возникать.

Ролевая игра «Эмоции в общении» (40 мин):

Участники разыгрывают сцены общения, в которых нужно проявить эмпатию или управлять эмоциями (например, в стрессовой ситуации, в конфликтной ситуации).

Дискуссия «Как развивать эмоциональный интеллект?» (20 мин):

Ведущий организует обсуждение: «Как мы можем развивать эмпатию? Почему важно понимать эмоции других?»

Заключение (20 мин):

Ведущий подводит итоги, задает вопросы для рефлексии: «Какие практики вы можете использовать для управления своими эмоциями?»

Основные внеучебные воспитательные мероприятия

Учебные модули и воспитательная функция: Все учебные модули, направленные на подготовку будущего специалиста, выполняют также воспитательную функцию. Эта функция реализуется через содержание программ учебных дисциплин, учебно-исследовательскую работу, программы практик, а также организацию учебного процесса.

Использование воспитательного потенциала учебных дисциплин: необходимо максимально эффективно использовать воспитательный потенциал учебных дисциплин, включая гуманитарные, естественно-научные и социально-экономические модули, при разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы. Важно спланировать внеучебные воспитательные мероприятия (проекты, события) с опорой на содержание конкретных учебных дисциплин, что позволит интегрировать образовательные и воспитательные цели.

1. Мировоззренческий модуль

Направления деятельности:

«Мы – патриоты России»

«Волонтерская деятельность»

«Профилактика негативных явлений (деструктивного поведения) в студенческой среде»

Возможные формы внеучебной воспитательной деятельности:

Культурологические акции и проекты: Организация патриотических акций, встреч с ветеранами и участниками исторических событий, обсуждения фильмов, книг о патриотизме и любви к родине.

Пример: Патриотический вечер «Россия глазами молодежи», где студенты рассказывают о значении патриотизма, делятся личными примерами, могут представить проекты о своем городе или родном регионе.

Волонтерские проекты: Мероприятия, направленные на помощь людям в сложных жизненных ситуациях, участие в городских и областных акциях, посвященных памяти, сохранению культурного наследия, экологическим инициативам.

Пример: Проект «Студенты – волонтеры помощи», организация сбора средств и вещей для нуждающихся, волонтерские выезды в дома престарелых, помощь детским домам.

Тематические фестивали и конкурсы: Организация конкурсов, посвященных культурным и историческим аспектам жизни страны.

Пример: Студенческий фестиваль, в котором студенты могут представить творческие работы, музыкальные номера или выступления на темы патриотизма.

2. Коммуникативный модуль

Направления деятельности:

«Мы – патриоты России»

«Волонтерская деятельность»

«Профилактика негативных явлений (деструктивного поведения) в студенческой среде»

«Культура, творчество, досуг»

Возможные формы внеучебной воспитательной деятельности:

Лингвокультурный фестиваль: Проведение мероприятий, направленных на популяризацию правильного и красивого общения, продвижение культурных и языковых традиций.

Пример: Лингвокультурный фестиваль «Культура речи и общения», где студенты могут продемонстрировать ораторские способности, участвовать в конкурсах на знание и грамотность речи, в том числе в других языках.

Серия подкастов или онлайн-встреч: Организация серии видеоконференций, подкастов с участниками, рассказывающими о важности общения без агрессии, успешных коммуникативных стратегий.

Пример: Подкаст «Общение без агрессии», где студенты обсуждают различные способы эффективного взаимодействия в коллективе, обучаются успешному общению в условиях стресса.

Игры по решению коммуникативных задач: Проведение ролевых игр, тренингов и мастер-классов по эффективному взаимодействию и решению конфликта.

Пример: Игра «Пойми меня!» - участники должны решить коммуникативную задачу, например, разработать концепцию для студенческой акции, учитывая мнение разных групп.

Ораторский клуб: Создание клуба, в котором студенты могут развивать свои навыки ораторского мастерства, участвовать в дебатах и публичных выступлениях.

Пример: Ораторский клуб «Я говорю», где проходят мастер-классы, обсуждения и практические занятия для студентов по улучшению навыков публичных выступлений.

3. Психолого-педагогический модуль

Направления деятельности:

«Мы – патриоты России»

«Волонтерская деятельность»

«Профориентация»

«Студенческие отряды»

«Студенческая наука»

Возможные формы внеучебной воспитательной деятельности:

Конференции и круглые столы: Организация студенческих конференций и встреч с экспертами на темы, такие как влияние волонтерской деятельности, проблемы студенческой жизни, взаимодействие поколений и развитие профессий.

Пример: Круглый стол «Патриотизм в студенческой среде», где студенты могут обсудить значимость патриотических ценностей в своей жизни, обменяться мнениями и проектами.

Мастер-классы: Организация мастер-классов по профориентации, карьерному росту и развитию лидерских качеств.

Пример: Мастер-класс «Моя будущая профессия», где специалисты и опытные наставники из разных сфер профессиональной деятельности проводят занятия, направленные на выбор карьеры.

Решение кейсов и дискуссионные клубы: Студенты решают профессиональные кейсы, тренируют критическое мышление, участвуют в обсуждениях и решении реальных образовательных и карьерных проблем.

Пример: Дискуссионный клуб «Профориентация и студенческая жизнь», где обсуждаются вопросы выбора будущей профессии, пути карьерного роста и формирования профессиональных навыков.

Виртуальные выставки и научные клубы: Проведение выставок научных проектов и разработок студентов, создание научных клубов для обсуждения исследований и достижений в различных областях науки.

Пример: Онлайн-центр, где студенты могут представить свои научные работы, обсудить вопросы инноваций и технологий.

Список литературы:

1. Иванова В.М. Структура образовательной поддержки самоактуализации студентов университета // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 2 (151). С. 101-107.

2. Иванова, В. М. Образовательная поддержка ценностно-смысловой самоактуализации студентов в учебной деятельности [Электронный ресурс] / В.М. Иванова, М.С. Кайнышев // Современные проблемы науки и образования, 2023. - № 4., URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32787

3. Кайнышев, М.С. Самоопределение студентов в учебной деятельности как педагогическая проблема / М.С. Кайнышев, В. М. Иванова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренбург. гос. ун-т. – Электрон. дан. – Оренбург: ОГУ, 2024. – С. 109 – 116.

4. Кондаков А.М. Портрет гражданина России 2035 года [Электронный ресурс]. URL: https:// pokrovkaschool.nubex.ru/26918/

5. Методические рекомендации по разработке программы воспитания образовательной организации высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений 44.00.00 «Образование и педагогические науки» / И.А. Макарова [и др.]. М., 2021.

6. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся: федер. закон от 31 июля 2020 г. № 304-Ф3 (последняя редакция): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 июля 2020 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 24 июля 2020 г. // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_358792/

7. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 окт. 2013 г. № 544н [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ: информационно-правовой портал. URL: https://base. garant.ru/70535556/

8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты в Российской Федерации. URL: https://legalacts.ru/doc/ras porjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29052015-n-996-r/

6. Щуркова Н.Е. Теория воспитания // Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2003.

9. Савченко, Е. А. Теория и методика воспитания : учебник и практикум : [16+] / Е. А. Савченко, Т. П. Макарова ; Московский государственный областной университет. – Москва : РУСАЙНС, 2022. – 304 с. : табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=702142

10. Ахметова, Д. З. Теория и методика воспитания : учебное пособие / Д. З. Ахметова, В. Ф. Габдулхаков ; Институт экономики, управления и права (г. Казань). Кафедра педагогической психологии и педагогики. – Казань : Познание (Институт ЭУП), 2007. – 184 с. : табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258024

Просмотров работы: 31