Социальная профилактика необходима всему населению, особенно людям из групп повышенного риска, таким как маленькие дети, подростки, пожилые люди и те, кто ведет асоциальный образ жизни. Подходы к этим категориям, разрабатываемые социальными службами, должны основываться на положительных качествах, присущих различным представителям этих групп. Это свидетельствует о тенденции к изменению парадигмы, отходу от старой медицинской модели, сосредоточенной исключительно на лечении болезней, которая преобладала в многих сферах помощи населению. Новая модель ставит в центр внимание индивиду, акцентируя внимание на поиске причин заболеваний — социальных и психологических травмах, приведших к негативным последствиям.
Данный вопрос регулируется несколькими нормативно правовыми актами:
Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Закон устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. [4]
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.03.2017 №520-р. Документ утверждает Концепцию развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года и План мероприятий на 2021–2025 годы по её реализации. [3]
Федеральный закон от 10 июня 2008 года №76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». Документ регулирует общественный контроль за обеспечением прав несовершеннолетних, находящихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, относящихся к местам принудительного содержания. [2]
По данным Министерства внутренних дел РФ, ежегодно подростками совершается 150 тыс. преступлений.
По итогам ежегодной межведомственной профилактической операции «Подросток-2024» на территории Ульяновской области было выявлено 633 несовершеннолетних, в которых родители не исполняли обязанности по воспитанию, содержанию и обучению.
Социальная профилактика представляет собой сознательную, целенаправленную и организованную деятельность, направленную на предотвращение возможных социальных, психологических, педагогических, правовых и других проблем, а также на достижение желаемых результатов. [1, c. 28]
Термин «профилактика» обычно ассоциируется с заранее запланированными мерами по предупреждению неблагоприятных событий, то есть с устранением причин, способных вызвать нежелательные последствия. Профилактика включает в себя научно обоснованные и своевременные действия, нацеленные на предотвращение физических, психологических или социокультурных конфликтов у отдельных лиц и групп риска; сохранение, поддержку и защиту нормального уровня жизни и здоровья; а также содействие в достижении поставленных целей и раскрытии внутреннего потенциала.
Социальная профилактика как метод социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями представляет собой совокупность конкретных социальных мер — экономических, организационных, управленческих, культурно-воспитательных и других. Эти меры направлены на предупреждение правонарушений и снижение их числа вплоть до полного искоренения за счет выявления и устранения причин и условий, способствующих противоправному поведению.
Система мероприятий, нацеленных на предотвращение правонарушений среди несовершеннолетних, основывается на общесоциальных инициативах, которые должны способствовать улучшению материального благосостояния, культурного уровня и сознательности граждан.
Социальная профилактика правонарушений имеет ряд специфических особенностей, которые определяются уникальным правовым и фактическим положением несовершеннолетних как социально-возрастной группы, находящейся на этапе активного развития и формирования, а также личностными характеристиками несовершеннолетних правонарушителей. [1, c. 132]
Наиболее перспективной и практически значимой для социальной профилактики правонарушений среди несовершеннолетних является классификация, основанная на моменте начала профилактической деятельности и связанных с ней задачах. Эта классификация позволяет выделить ряд частных задач, которые решаются в взаимодействии с общими, определить последовательность их реализации и охарактеризовать всю систему социальной профилактики через взаимосвязанные и взаимоподчиненные элементы. Она также способствует более точному определению иерархии органов и используемых ими профилактических средств.
В рамках социальной профилактики правонарушений среди несовершеннолетних можно выделить три уровня:
первичную профилактику, направленную на выявление факторов, негативно влияющих на формирование личности несовершеннолетних, и предотвращение их вовлечения в преступную деятельность;
вторичную профилактику, сосредоточенную на обстоятельствах, которые уже привели к совершению конкретных правонарушений несовершеннолетними;
третичную профилактику, целью которой является предотвращение рецидивов.
На всех этих уровнях проводится целенаправленная работа по выявлению недостатков в семейном, школьном и трудовом воспитании несовершеннолетних, организации их досуга, а также повышению эффективности органов, занимающихся борьбой с правонарушениями среди подростков. [5, c. 65]
Первичная профилактика характеризуется тем, что при правильной организации она оказывается более эффективной и экономичной по сравнению с другими уровнями профилактической деятельности, поскольку направлена на предотвращение или устранение относительно незначительных антисоциальных изменений в личности подростков, которые еще не стали устойчивыми.
При своевременном проведении такие меры могут привести к значительным положительным результатам, что позволит избежать применения более строгих мер, включая уголовно-правовые. Если же меры ранней профилактики окажутся недостаточными, их можно будет дополнить мерами другого уровня, так как для этого остается определенный запас времени.
Первичную профилактику можно охарактеризовать как набор мероприятий, проводимых государственными органами и соответствующими организациями с целью:
улучшения условий жизни и воспитания несовершеннолетних в ситуациях, когда их нормальному развитию угрожают негативные факторы;
предотвращения и выявления действий источников антисоциального влияния;
воздействия на несовершеннолетних с отклонениями в поведении, чтобы не позволить антисоциальным взглядам и привычкам укорениться. [5, c.69]
Основные направления первичной профилактики включают:
1. Выявление и оценка неблагополучных условий жизни и воспитания до того, как они отразятся на поведении и формировании взглядов подростков. В данном случае предметом профилактики являются семейно-бытовая и трудовая (учебная) среда несовершеннолетнего, а также среда досуга. Меры включают компенсацию недостатков воспитания в семье, предоставление государственной и общественной помощи нуждающимся (например, установление опеки, направление в детский дом или школу-интернат); контроль за соблюдением запретов и ограничений, направленных на обеспечение правильного развития несовершеннолетних (например, ограничение пребывания в общественных местах в вечернее время, запрет на продажу табачных изделий и алкоголя несовершеннолетним); устранение недостатков и нарушений в работе образовательных и воспитательных учреждений; организацию правовой и педагогической пропаганды среди родителей и воспитателей.
2. Выявление и устранение, а также нейтрализация источников негативного влияния на подростков, которые могут привести к формированию антисоциальной позиции и совершению преступлений. Это направление включает меры по улучшению условий семейного воспитания подростка через воздействие на родителей, изъятие несовершеннолетнего из неблагоприятной обстановки и применение законных мер к тем, кто вовлекает подростков в пьянство и другую антисоциальную деятельность.
3. Оказание сдерживающего и корректирующего влияния на несовершеннолетних с отклонениями в поведении.
4. Реализация конкретных мер по организации контроля за поведением несовершеннолетних и индивидуальной воспитательно-профилактической работы (например, учет и инспекция по делам несовершеннолетних, назначение наставников и общественных воспитателей).
Меры первичной профилактики могут быть реализованы как на индивидуальном уровне (в отношении конкретных подростков и их родителей), так и на более широком уровне (в рамках определенной территории или среди определенных групп несовершеннолетних и их родителей).
Вторичная профилактика направлена на выяснение обстоятельств, которые уже привели к правонарушениям среди несовершеннолетних, с целью предотвратить совершение преступлений как этими подростками, так и другими несовершеннолетними, находящимися под влиянием аналогичных негативных факторов.
Основные направления вторичной профилактики включают: своевременное пресечение противоправной деятельности и предотвращение ее продолжения, выбор адекватных мер для этого; обеспечение воспитательно-профилактического воздействия в ходе судебных разбирательств по делам о преступлениях несовершеннолетних; применение наказаний, способствующих исправлению и перевоспитанию правонарушителей; принятие мер против лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность и не выполняющих свои родительские обязанности; устранение причин и условий, способствующих правонарушениям, через внесение представлений, частных определений, правовую пропаганду и другие процессуальные и непроцессуальные средства. [6, c. 151]
Третичная профилактика сосредоточена на предотвращении повторных правонарушений среди несовершеннолетних и включает в себя следующие меры:
исправление и перевоспитание правонарушителей;
устранение источников негативного влияния в семейной и бытовой среде подростков, ранее совершавших правонарушения.
На этом уровне особое значение имеет организация и проведение правовой пропаганды.
Среди субъектов, занимающихся социальной профилактикой правонарушений несовершеннолетних, можно выделить:
органы, для которых борьба с правонарушениями несовершеннолетних является основной функцией (комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних, специализированные учебно-воспитательные учреждения, приемники-распределители, воспитательно-трудовые колонии);
правоохранительные органы (прокуратура, министерства внутренних дел, суды), которые решают профилактические задачи в рамках более широкой деятельности по борьбе с преступностью. У них есть специализированные службы и должностные лица, занимающиеся вопросами правонарушений несовершеннолетних;
организации, выполняющие профилактические функции наряду с основной деятельностью по обучению, воспитанию и защите прав несовершеннолетних (школы, профессионально-технические училища, предприятия, органы опеки и попечительства, общественные организации). [7, c. 53]
Основной формой координационной деятельности на всех уровнях социальной профилактики правонарушений среди несовершеннолетних является создание комплексных планов для ее реализации. В процессе такого планирования объединяются и координируются усилия государственных и общественных организаций, трудовых коллективов, а также семьи и школы в борьбе с правонарушениями. Определяются ключевые направления профилактической работы, формулируются конечные и промежуточные задачи, устанавливаются органы и средства, необходимые для их решения, а также формы взаимодействия и контроля за выполнением запланированных мероприятий и ожидаемые результаты.
Таким образом, социальная профилактика правонарушений среди несовершеннолетних представляет собой важную задачу, успешное решение которой требует совместных усилий правоохранительных органов, общественных организаций, образовательных учреждений и семей.
Меры социальной профилактики должны быть ориентированы не на ожидание момента, когда дети и подростки, оказавшись под негативным влиянием или совершившие ошибку, могут совершить правонарушения, а на предотвращение этих ситуаций с целью защиты их от первых шагов на пути к преступности.
Список литературы:
1. Актуальные проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Учебное пособие / под ред. А.С. Бланкова, И.А. Бурмистрова. - М.: ВНИИ МВД РФ, 1999. - 177 с.
2. Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2008. — № 25. — Ст. 2877.
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.03.2017 № 520-р // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2017. — № 13. — Ст. 1892.
4. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1999. — № 26. — Ст. 3170.
5. Семейный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Принят Государственной Думой Российской Федерации 8 декабря 1995 г. - Режим доступа: http://www.internet-law.ru/law/ kodeks/ ck.htm.
6. Дмитриев, М.Г. Типологические особенности характера у несовершеннолетних правонарушителей // Материалы VI Международной научн.-практ. конф. «Диалог культур - 2009: поиск общих целей и ценностей». - СПб.: СПбАУиЭ, 2009. - С. 38-40 (в соавт., неразделенное).
7. Богза, Л.П., Власова, Л.С. Опыт работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Омска // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. -2003. - № 3. - С. 66-70.
8. Кузнецова, Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. - 92 с.