РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ «ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СОЛДАТ СРОЧНОЙ СЛУЖБЫ» - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ «ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СОЛДАТ СРОЧНОЙ СЛУЖБЫ»

Пригор Ю.М. 1, Гуремина Н.В. 1
1ФГБОУ ВО «Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы.Служба в армии – это гражданский долг каждого мужчины и почетная обязанность, прописанная в Конституции России. Для большинства призывников служба становится хоть и сложным, но очень полезным периодом жизни. Именно в воинской части можно обучится полезной профессии, улучшить свою физическую форму, да и просто стать более дисциплинированным, собранным и внимательным. Новая обстановка, новые лица и непривычный распорядок дня сказываются на состоянии. Случается, что солдат физически не выдерживает нагрузки. Например, боевые учения. На военнослужащего надевается каска, автомат, бронежилет. При этом необходимо бегать, выполнять какие-то обязанности, стоять в карауле, несмотря на погодные условия. Это физически трудно. А ещё бывают ситуации, когда нужно быстро и незамедлительно стать на защиту родины как это было в Курской области в связи с СВО (военные действия с участием контингента срочников, молодые люди в возрасте от 18 лет столкнулись с реальными боевыми действиями). Так же нередки случаи, когда солдат не выдерживает и у него случает эмоциональный срыв, который может закончится попыткой суицида.

Поэтому проблема изучения психоэмоционального состояния у солдат срочной службы является актуальной и острой.

В таблице 1 представлена динамика численности призванных на военную службу в РФ.

Таблица 1 - Динамика численности призванных на военную службу в РФ [1].

Год

Весенняя

Осенняя

Общее число

2010

270 600

278 821

▼ 549 421

2011

218 720

135 850

▼ 354 570

2012

155 570

140 140

▼ 295 710

2013

153 200

150 030

▲ 303 230

2014

154 000

154 100

▲ 308 100

2015

150 000

147 100

▼ 297 100

2016

153 000

152 000

▲ 305 000

2017

102 000*

134 000**

▼ 236 000

2018

128 000

132 500

▲ 260 500

2019

135 000

132 000

▲ 267 000

2020

135 000

128 000

▼ 263 000

2021

134 650

127 500

▼ 262 150

2022

134 500

120 000

▼ 254 500

2023

147 000

130 000

▲ 277 000

2024

150 000

   

* 72 % от плана, ** – план

▼ – понижение численности

▲ – повышение численности

Таким образом, разработка проекта психологической практики, направленной на оценку и снижения уровня тревожности и стресса у солдат, являющихся гражданами Российской Федерации, подлежащих призыву на срочную военную службу, будет отличаться актуальностью и иметь научную и практическую значимость. Кроме того, данная практика может быть рекомендована практикующим психологам, работающим с указанной группой лиц.

Целью данной работы является разработка проекта психологической практики по исследованию психоэмоционального состояния у граждан России, подлежащих призыву на срочную военную службу, подбор способов и подходов по снижению уровня тревоги, стресса и оказание помощи в адаптации и стабилизации психоэмоциональное состояния в трудных и экстремальных жизненных ситуациях.

Задачи:

1) Провести теоретико-методологический анализ с целью определения проблемного поля психологической практики.

2) Разработать проектный инструментарий, включающий в себя интеллект-карту понятия, афинную диаграмму, портрет персоны потенциального клиента, карту эмпатии).

3) Подобрать инструменты психологической диагностики.

4) Определить тематику и составить график консультационных встреч.

5) Выявить организационно-управленческие условия реализации практики.

Для понимания состояния эмоционального состояния потребуется составить интеллект-карту понятия «психоэмоциональное состояние». Данный инструмент необходим для структурирования информации посредством установления взаимосвязей между понятиями. С её помощью можно систематизируют и обобщают знания, полученные в ходе изучения отдельной темы, раздела или даже предмета (рис. 1).

Далее определим проблемное поле психологической практик и составим аффинную диаграмму, которая представляет собойметод организации данных из различных источников путём группировки их по схожим характеристикам или отношениям. Она помогает стратегически сортировать информацию, делать выводы и находить связи между разными идеями (рис.2).

Аффинная диаграмма дает ответы на вопросы:

1. Кто находится в проблемном поле практики?

2. Что нам нужно знать, понять, уметь для того, чтобы реализовать практику как проект?

3. Почему это проблемное поле обладает важностью для нас (и других людей)?

4. Где наша ситуация разворачивается?

5. Как мы достигнем понимания нашей проблемы? Что нам для этого нужно сделать?

Рисунок 1. Интеллект-карта понятия «психоэмоциональное состояние».

Кто?

Что?

Почему?

Где?

Как?

         
  • Солдаты срочной службы

(от 18 лет)

  • Члены семьи, родители, родственники

  • Друзья и знакомые

  • Командование

  • Военные психологи эксперты, врачи

  • Стресс

  • Тревожность

  • Темперамент

  • Процессы адаптации

  • Низкая самооценка

  • Особенности личности солдата

  • Проблемы с адаптацией

  • Проблемы с субординацией

  • Проблемы с коммуникацией

  • Моральное давление со стороны сослуживцев и командного состава

  • Армия

  • Воинская часть

  • Сборно-распределительные пункты

  • Взаимоотношения

  • Экстремальная психология

  • Использование методик психо-диагностики

  • Тестирование

  • Консультации

  • Тренинги

Рисунок 2. Афинная диаграмма проблемного поля практики.

Рассмотрим портрет персоны, который представляет из себя потенциального клиента (рис. 3). Данный инструмент позволяет увидеть набор характеристик, целей, поведения и проблем, присущих возможному клиенту.

Характерные черты

Имя: Павел

Возраст: 20 лет

Место жительства: г. Владивосток

Род занятий: в данный момент проходит срочную службу.

Семейное положение: холост

Образование: среднее специальное

Поведение

  • Служит в армии службу по призыву;

  • Окончил технический лицей;

  • Поддерживает отношения со своей семьей, родителями, друзьями;

  • Занимается спортом;

  • Любит животных и природу;

  • Весёлый;

  • Отзывчивый;

  • Не всегда соблюдает требования внутреннего распорядка;

  • Бывает груб;

  • Испытывает чувство вины.

Цели

  • Улучшить физическую подготовку;

  • Овладеть боевым искусством;

  • После службы хочет найти себя, чем будет заниматься в дальнейшем (получить образование, приобрести квартиру, создать семью и т.д.).

Проблемы

  • Непонимание со стороны командования;

  • Трудности коммуникации;

  • Бытовые неудобства;

  • Тоска по дому;

  • Усталость;

  • Режимный образ жизни.

Рисунок 3. Портрет персоны потенциального клиента.

На основе портрета персоны составим карту эмпатии (рис.4). Карта эмпатии – это визуализация портрета клиента, его чувств, потребностей, мотивации, болевых точек и целей.

Чувствует и думает

И спытывает постоянную усталость и вялость

Скучает по близким и домашним будням

Хочется покушать домашней еды

Хочется постоянно спать

Слышит

Приказы и указы согласно уставу

Замечания и жалобы

Поддержу близких

Новости о ходе проведения СВО

 

Видит

Как сослуживцы выполняют приказы

Успехи или провалы сослуживцев

Своих близких (в дни посещений)

Говорит и делает

Делится своими мыслями и чувствами с друзьями

Исполняет приказы и указы согласно уставу

Соблюдает распорядок и режим дня

Совершенствует свою военную подготовку

Проблемы

Возникают иногда разногласия в коллективе

Не хватает сил чтобы быть более выносливым

Адаптация, питание и бытовые условия

Тоска по своей семье и дому

Ценности

Служение Отечеству

Здоровье

Общение и поддержка близких людей

Безопасность

Рисунок 4. Карта эмпатии потенциального клиента.

После того, как определены ключевые цели и задачи практики, разработаны базовые инструменты, составим возможный тематический план консультационных встреч, который представлен в таблице №1.

Таблица №1 – План-график проведения консультационных встреч.

Название

Цель

Методы

и приемы работы

Результаты

1

Вводное занятие

Знакомство с клиентами

Беседа, опрос,

анализ информации

Заполнение листа участников

2

Выявление бессознательных страхов, истинных причин тревожности

(тест «Шкала депрессии Бека» [2])

Выявить факторы тревожности

Беседа,

тестирование (диагностирования депрессивных состояний)

Анализ результатов диагностики

3

Проведения теста по методике САН [3]

Оценка уровня самочувствие, активности, настроения

Беседа, тестирование

Анализ результатов диагностики

4

Проведения методики «Дом-Дерево-Человек» [4]

Анализ взаимоотношений человека с окружающим миром и другими людьми

Беседа, тестирование

Анализ результатов исследования

5

Дополнение рекомендаций полученных на прошлых встречах

Поиск оптимальных решений психоэмоционального состояния

Беседа, опрос, наблюдение, консультировние

Определение индивидуальных психологических рекомендаций клиенту

6

Работа с тестом Басса-Дарки [5]

Диагностика уровня агрессивности

Беседа, тестирование

Анализ результатов теста

7

Занятие по борьбе со стрессовыми факторами, нацеленный на уменьшение уровня тревожности.

Работа с методикой «Кактус» [6]

Предоставление клиенту методологических рекомендаций по борьбе со стрессом и тревогой

Данная методика позволяет диагностировать направленность и интересов выраженности агрессии

Беседа, проведение психологического тренинга, просмотр мотивирующих роликов с людьми, которые преодолели тревожность

Ознакомление клиента со средствами борьбы со стрессом, выработка рекомендаций.

Анализ результатов методики

8

Проведение теста

по оценке уровня тревожности

Дж. Тейлор [7]

Оценка уровня тревожности, оценка вероятности возникновения нервных срывов

Использование методовборьбы с психологической защитой клиента (вытеснение, проекция, интерпроекция, отрицание и т.д.)

Анализ результатов теста, анализ реакций клиента на действия психолога, предоставление общих рекомендаций

9

Анализ факторов тревоги и стресса

Личностно-ресурсное картирование

Построение карты собственного ресурса, такие как «Мои страхи и тревоги»

Анализ карты,

практические рекомендации

10

Итоговая рефлексия

Анализ работы программы по преодолению психоэмоционального состояния, анализ пройденного пути

Поддержка клиента, мотивирование клиента не останавливаться на достигнутом, рефлексия

Определение результатов встреч, создание аналитического отчета

В заключение определим организационно-управленческие условия реализации психологической практики:

1. Клиент и наличие необходимого запроса у клиента.

2. Проектный инструментарий (интеллект-карта понятия, афинная диаграмма, портрет персоны потенциального клиента, карта эмпатии, план консультационных встреч в выбранной тематике).

3. Наличие у психолога опыта, образования и необходимой подготовки.

4. Ряд практических методик: тест «Шкала депрессии Бека», методика САН, методика «Дом-Дерево-Человек», тест Басса-Дарки, методика «Кактус», тест по оценке уровня тревожности Дж. Тейлор.

5. Организация среды взаимодействия в помещении (потребуется: выделенное помещение с низким уровнем шума и приемлемой температурой, комфортные кресла, тетради формата А4, средства письма, ноутбук или смартфон с доступом в интернет).

6. Продолжительность одного сеанса – 1,5-2 часа. 7. Для положительного результата терапии потребуется не менее 2 месяцев времени с частотой посещений 2 встречи в неделю. Предложенный проект психологической практики, направленной на оценку и снижение уровня психоэмоционального состояния стресса у пациентов, являющихся солдатами срочной службы г, может быть рекомендован к использованию и внедрению в лечебно-профилактических организациях, а также психологам, практикующим индивидуальную терапию, работающих с указанной группой лиц.

Предложенный проект психологической практики, направленной исследование психоэмоционального состояния у лиц, являющихся гражданами Российской Федерации и подлежащих службе по призыву, может быть рекомендован к использованию в деятельности психологов, работающих с указанной группой лиц.

Список источников

1. Интернет-портал Министерства обороны Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://mil.ru/ (дата обращения: 25.01.2025).

2. Тест «Шкала депрессии Бека» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://psytests.org/clinical/bdi-run.html (дата обращения 20.10.2022).

3. Методика САН (Самочувствие-Активность-Настроение). Авторы: В.А. Доскин, М.П. Мирошников) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://psytests.org/emo/san-run.html (дата обращения: 25.01.2025).

4. Проективная методика Дом-Дерево-Человек [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://psytests.org/classic/htp.html (дата обращения: 25.01.2025).

5. Опросник враждебности Басса-Дарки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://psytests.org/confl/bdhiB-run.html (дата обращения: 25.01.2025).

6. Методика «Кактус» М.А. Панфиловой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/metodika_kaktus_m_a_panfilovoy/ (дата обращения: 25.01.2025).

7. Тест «Методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлор (адаптация Т.А. Немчинова» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://onlinetestpad.com/ru/testview/814-metodika-izmereniya-urovnyatrevozhnosti-tejlora-adaptaciya-tanemchinova (дата обращения 25.01.2025).

Просмотров работы: 73