В теории и практике дошкольного образования изобразительная деятельность признается одним из наиболее доступных средств, предоставляющих детям широкие возможности для полного и осмысленного выражения впечатлений об окружающей жизни, переживаний, проявления своей непосредственности и эмоциональности.
Дошкольный возраст является фундаментом общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития человеческой личности, важным элементом которых является художественное воображение. В его развитии неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: аппликация, лепка, создание различных конструкций из строительных и природных материалов, и, конечно, рисование.
Одним из наиболее привлекательных для большинства дошкольников видов художественно-творческой деятельности являются рисование. Рисование с использованием нетрадиционных техник отличаются необычностью материала, техникой нанесения изображения, специфическими приёмами передачи образа в изображаемых объектах. Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности может приобрести творческий характер, если у детей сформированы: эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, а также, если дети владеют необходимыми для создания изображения навыками и умениями.
При этом необходимо отметить, что сегодня в детских садах недостаточно используют образовательные возможности нетрадиционных техник рисования в развитии художественного воображения детей старшего дошкольного возраста. Сегодня от педагога дошкольного учреждения требуется поиск новых путей в решении задач развития художественного воображения детей старшего дошкольного возраста, которые позволят отойти от методов и приёмов работы, направленных на овладение детьми только определёнными техническими умениями рисования.
Сущность понятия «воображение», «художественное воображение» раскрыты в трудах таких авторов как О.М. Бердюгина, С.С. Велиева, И.Ю. Владыкина, А.В. Вязова, О.М. Дьяченко, А.С. Ермакова, Е.И. Игнатьев, А.А. Качалова, Л.С. Коршунова, Т.В. Левштанова, Н.А. Попова, П.Ю. Потанина, Е.А. Пяташ, Л.С. Скрябина, Л.А. Убогова, А.А. Фатыхова и др.
Методический аспект обучения детей старшего дошкольного возраста нетрадиционным техникам рисования представлен в работах О.С. Анисимова, Е.Д. Афонина, Р.Р. Багаутдинова, С.С. Велиева, К.Д. Долматова, С.Е. Кассем, Н.Ю. Купченко, Л.Н. Леонова, Л.Н. Мотунова, Д.В. Парамонова, А.В. Пономарчук, К.В. Попова, Н.А. Смирнова, Н.М. Толкова, В.А. Ус, А.А. Фатыхова, А.Х. Хачароева, М.А. Шевердина, Л.Ф. Эннанова и др.
Проблема развития художественного воображения детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в настоящее время остается недостаточно изученным
В соответствии с ФГОС дошкольного образования одним из основных принципов выступает полноценное проживание всех этапов детства, обогащение детского развития; и одной из главных задач, на решение которой он направлен, является развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка [1].
С точки зрения Л.С. Скрябиной, художественное воображение предполагает самостоятельное создание образов, превращающихся в ценные оригинальные произведения. Воображение - важнейшая часть художественного, технического и других форм творчества. Часто это особая внутренняя работа, заключающаяся в воображении образов желаемого будущего, появления мечты. Мечты считаются необходимым условием преобразования реальности и мотивацией к труду, но их осуществление по определенным причинам задерживается [2, с. 30].
В нашей работе мы опираемся на определение авторов М.Ю. Олешковой и В.М. Уварова, что «это своего рода воображение, направленное на создание новых общественно значимых образов, составляющих основу творчества» [3, с. 89].
Л.С. Выготский считает, что следует, как можно раньше побуждать детей к выполнению творческих заданий. Неслучайно Л.С. Выготский называл рисование «графической речью» [4, с. 611].
Л.Ф. Эннанова говорит, чем больше мастерства в детской руке, тем совершеннее функции нервной системы [5, с. 50].
Для дошкольного учреждения многие неклассические, или так называемые нетрадиционные техники (монотипия, кляксография, пальцеграфия и т.п.) уже давно традиционное явление. Однако увеличения ими не должно стать самоцелью. Почему? Потому, что у ребенка постепенно формируется некий изобразительный стереотип. Он приводит к тому, что данную технику, в частности монотипию, малыш соотносить теперь только с одним изображением – бабочкой. Дальше этого образа он уже ничего не видит.
Также не совсем правильно совмещать стремление добиться эффекта с неклассическими приемами. Важно то, чтобы предполагаемое содержание образа раскрывалось любыми выразительными средствами. Хоть техника и важна в рисовании, все же важно показать ребенку, что она служит «камнем-помощником» в построении изображения.
Самый простой способ для детей – рисовать пальчиками. В качестве элемента рисунка может выступать вся ладонь. Инструменты выражения - это точки, линии, точки или цвета
Монотипия. Для выполнения работы выбирается гладкая поверхность (пластик, стекло), картон или любая другая плотная бумага, кисти, краски, акварель или гуашь. Средства выражения – это пятно, цвет, симметрия. Ребенку необходимо нанести рисунок на поверхности, а затем перенести на чистый лист, надавливая рукой или валиком. Так получится оттиск, который может походить на облака, ветви деревьев, море и т.д. При желании полученный оттиск можно дополнить деталями. Главное, пробовать разную густоту красок, фактуру бумаги, и результаты получатся неповторимыми и разнообразными. Монотипия позволяет детям развивать усидчивость, дисциплинированность и получать массу положительных эмоций [6, c. 106].
Тычкование. Для этой техники можно использовать ватные палочки, зубочистки. Предварительно на бумаге можно прорисовать эскиз карандашом, а затем, обмакнув ватную палочку в краску, «методом тычка» наносить рисунок. Как делать фон, как расположить пятна – всё это желание и фантазия ребенка.
Печати. Выбирается любой твердый материал, например, картофель. Далее вырезаются различные формы: треугольники, квадраты, ромбы, овалы, простые рисунки. Формочки опускаются в краску и можно выполнять рисунок по заданной теме.
Техника «набрызг». Для выполнения техники «набрызг» используются бумага, краски, жёсткая кисть, плоские палочки или другие приспособления, о которые можно ударять кисть. Набрызги используются или на готовом рисунке, для формирования фона или же для создания эффекта снега, дождя, капель и т.д. Кисть смачивается в воде, набирается краска и, отвернув от себя щетину, ребенок пальцем водит по щетине кисти или ударяет кисть о любой предмет. Для получения различных эффектов можно менять направления руки, величину капель можно менять, приближая или отдаляя кисть от рисунка. Можно делать плавные переходы цветом для получения неповторимого рисунка.
Граттаж. Для техники «граттаж» необходима плотная бумага, свечи, восковые мелки, клей ПВА, острый стикер или зубочистка, кисть или губка. Основной задачей граттажа является выполнение рисунка путем процарапывания острым предметом. Бумагу покрывают слоем воска или парафина. С помощью кисти или губки наносят на поверхность бумаги слой туши и просушивают. Далее любым острым предметом процарапывают рисунок. Так образуются белые линии, пятна, точки, из которых получается полноценный рисунок. Плюсов данной техники большое количество: активно развивается мелкая моторика пальцев, а также координация движений руки, с помощью использования линий, штриховки развивается воображение. Дети становятся более уверенными и смелыми в выражении своих задумок.
Нитокография. Для выполнения этой техники вам понадобится пряжа. Создавайте дизайны, пропитывая нить цветом и натягивая ее на бумагу или оформляя аппликации. Получившийся рисунок напоминает абстракцию. Дети используют свое воображение, чтобы наблюдать за тем, что произошло: жар-птицей, океанскими волнами, деревьями и, возможно, солнцем. Суть методики очень проста. Разложите пропитанные краской нити в произвольном порядке на бумаге, прижмите другим листом и вытяните концы оставшихся ниток. Этот процесс можно повторить, используя разные цвета на одном рисунке. Таким образом создается сложный образ, который необходимо интерпретировать своим художественным воображением.
Техника рисования мятой бумагой. Для выполнения техники понадобятся краски, бумага для выполнения рисунка, небольшие бумажки, которые необходимо смять. Смятую бумагу опускаем в краску и выполняем оттиск. Технику можем выполнять точками, а можно проводить линии. Если использовать густую краску, то получится фактура и более насыщенные оттенки. Жидкая краска позволяет сделать рисунок легким и воздушным. При необходимости можно дорисовать детали кистью, например, лучи солнца, стволы деревьев. Данная техника позволяет развивать творческие способности, стимулирует любознательность, учит вниманию к деталям, а также позволяет ребенку воплотить на бумаге свои идеи.
Слово «фроттаж» происходит от французского «frotter» – натирать, тереть. Рисунок выполняется путем натирания бумаги. Понадобится плотная бумага, восковые мелки, цветные карандаши или пастель, уголь и фактурные материалы (это могут быть листья или кора деревьев, терка для овощей, подставки, монетки, ракушки и т.д.). Из материалов выстраивается композиция по заданной теме, далее накрывается бумагой. Разными цветами эти фактуры натираются или заштриховываются карандашом. Получившийся рисунок можно дополнить деталями, паспарту и оформить в раму.
Кляксография – техника рисования кляксами, пятнами, каплями, которая позволяет развивать фантазию, художественное воображение, образное мышление. Обязательный набор материалов включает бумагу, краски и другие вспомогательные предметы (трубочки, нитки, пластилин и т.д.). Существует несколько приемов:
– использование трубочки: на бумаге ставят крупную кляксу, опускают в нее трубочку и выдувают пятно в разные направления. Такой прием позволяет изобразить лучи солнышка, ветки деревьев, стебли цветов;
– использование пластилина: из пластилина лепятся необходимые детали рисунка, например, водоросли, морские звезды, а затем в контексте изображения прилепляются к бумаге, таким образом, изображение получается объемным;
– прием растекания: на бумаге ставят большие кляксы или пятна и затем путем наклона бумаги в разные стороны получаются разнообразные формы. Рисунок можно дополнить деталями с помощью карандашей, фломастеров.
Отметим, что это не все виды нетрадиционных техник рисования. Каждое занятие может стать открытием нового метода рисования так как фантазия детей безгранична, а познавательный интерес развивается, если поддерживать атмосферу творчества, доброжелательности и интереса.
Литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.№ 1155 г. Москва « Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Скрябина Л.С. Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста в художественно-изобразительной деятельности // Проблемы теории и практики психологии развития: Материалы VI рег. науч.-практ. конф., Тверь, 03 декабря 2018 г. / ред. О.О. Гонина. – Тверь: Тверской государственный университет, 2019. – С. 30-33.
Олешков М.Ю. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины: краткий терминологический словарь. – Москва: Компания «Спутник+», 2016. – 189 с.
Выготский Л.С. Психология. – Москва : ЭКСМО-Пресс, 2019. – 1008 с.
Эннанов, Л.Ф. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста // Перспективы развития современных социально-экономических процессов: сб. науч. тр. по материалам XV Междунар. науч.-практ. конф., Анапа, 21 апреля 2021 г. – Анапа: ООО «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2021. – С. 50-55.
Афонина Е.Д. Особенности использования нетрадиционной техники рисования для развития творческой деятельности детей дошкольного возраста // Student research: сб. статей VIII Междунар. науч.-практ. конкурса, Пенза, 05 ноября 2019 г. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г. Ю.), 2019. – С. 106-110.