Актуальность нашего исследования обусловлена возрастанием различного рода нарушений пищевого поведения в результате повышенной стресогенности среды, а также недостаточным количеством психопрофилактических мероприятий по предотвращению расстройств пищевого поведения.
Пищевое поведение (ПП) – это ценностное отношение к пище и ее приему, стереотип питания в обыденных условиях и в ситуациях стресса, поведение, ориентированное на образ собственного тела, и деятельность по формированию этого образа [3].
Пищевое поведение рассматривается в рамках континуума. На одном полюсе здоровое пищевое поведение, на другом - расстройства пищевого поведения (РПП), однако есть переходная форма – нарушения пищевого поведения (НПП)
И.Г. Малкина-Пых рассматривает нарушения пищевого поведения как группу психогенных поведенческих синдромов, которые могут быть следствием соматических заболеваний, социально-экономического и культурного воздействия на человека. Так как нарушения не отвечают классическим критериям расстройств, не классифицируются как нозологии, поэтому являются пограничной областью между нормой и патологией [2].
Основными типами НПП являются ограничительное пищевое поведение, эмоциогенное пищевое поведение, эсктернальное пищевое поведение.
Нами было проведено исследование с целью выявления особенностей пищевого поведения у студентов медицинского вуза.
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось на базе Ставропольского Государственного медицинского университета. В исследовании приняли участие 48 студентов в возрасте от 18 до 25 лет. Для выявления особенностей пищевого поведения у студентов медицинского университета были использованы методики: «Голландский опросник пищевого поведения, DEBQ», «Шкала пищевого поведения, ШОПП»
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ результатов исследования по методике «Голландский опросник пищевого поведения» продемонстрировал, что только 14% студентов имеют здоровое пищевое поведение. Среди остальных респондентов, а именно 35%, наиболее распространён экстернальный стиль пищевого поведения. С таким стилем характерно возникновение чувства голода под влиянием внешних факторов, которыми могут выступать запахи, хороший и аппетитный вид еды, а также люди, принимающие пищу. Эмоциогенный стиль пищевого поведения встречается у 29% респондентов. Особенностью данного стиля является возникновение чувства голода на негативные или смешанные эмоции. Ограничительное пищевое поведение характеризуется преднамеренными усилиями, направленными на достижение или поддержание желаемого веса посредством самоограничения в питании встречается у 22% респондентов.
Также, важно отметить, что у большинства респондентов наблюдается сочетание нескольких стилей пищевого поведения, в редких случаях - всех стилей. Так среди респондентов распространенно сочетание эмоциогенного и экстернального стиля (38,4%), реже встречается сочетание ограничительного и эмоциогенного стиля (19,2%), сочетание трех стилей встречается у 11,53%.
Анализ результатов исследования по методике «Шкала пищевого поведения, ШОПП» показал, что 17,7% студентов имеют высокий уровень по показателю «стремление к худобе», который подразумевает под собой, что люди проявляют чрезмерное беспокойство о собственном весе и предпринимают постоянные попытки похудеть. У 29,41% юношей отмечается средний уровень, т.е. под влиянием определенных факторов они могут начать беспокоиться о собственном весе, однако, такое поведение отмечается редко, обычно не продолжительно по времени. По шкале «булимия» 23,52% студентов набрали высокие баллы, что может свидетельствовать о том, что они могут часто переедать и искать способы по очищению организма, но, возможно, переедание без последующего очистительного ритуала. У 32,35% студентов наблюдается средний уровень по данной шкале, следовательно, они могут периодически переедать и очищать организм, но проявляется это в очень редких случаях. По шкале «неудовлетворенность телом» 17,64% студентов получили высокие баллы, они могут искаженно воспринимать свое тело и отдельные его части, считая их недостаточно худыми или красивыми, зачастую пытаются скрыть свои «недостатки» используя различные средства (макияж, мешковатую одежду и тд.). 29,41% студентов получили высокие баллы по шкалам «неэффективность», «перфекционизм», «интероцептивная некомпетентность». Под неэффективностью понимается чувство одиночества, небезопасности, а также неспособность контролировать собственную жизнь. Перфекционизм означает неадекватно завышенные ожидания от своей деятельности и от своей личности, что, в свою очередь, может порождать тревожность, агрессивность и отсутствие интереса к деятельности. Интероцептивная некомпетентность подразумевает непонимание собственных чувств, в том числе чувства голода и насыщения, что может привести к длительному голоданию или перееданию. Высокий уровень по шкале «недоверие в межличностных отношениях» свидетельствует о стремлении студентов избежать контактов с окружающим миром, максимально отстраниться от близких отношений.
Таким образом, нами было выявлено, что большинство студентов медицинского университета имеют нарушения пищевого поведения различного типа. Наиболее распространённым среди студентов является экстернальный тип НПП. Также нами было выявлено, что различные типы НПП сочетаются с такими характеристиками как «стремление к худобе», «булимия», ««интероцептивная некомпетентность», «недоверие в межличностных отношениях»
Список литературы:
Малкина-Пых И.Г. Исследование влияния индивидуально-психологических характеристик на результаты коррекции пищевого поведения и алиментарного ожирения // Сибирский психологический журнал. - 2008. - № 30. С. 90-95. [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-vliyaniya-individualno-psihologicheskih-harakteristik-na-rezultaty-korrektsii-pischevogo-povedeniya-i-alimentarnogo (дата обращения: 10.09.2023)
Малкина-Пых И.Г. Терапия пищевого поведения. М.: Эксмо, 2007. C.23-60
Менделевич В. Д. Пищевые зависимости, аддикции — нервная анорексия, нервная булимия //Руководство по аддиктологии. СПб.: Речь. 2007. С. 243–256.