Актуальность темы исследования обусловлена тем, что численность студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями с каждым годом увеличивается. Вследствие этого возникает потребность в анализе специфики социальной работы со студентами-инвалидами в образовательной среде вуза и трудоустройства, а также определение условий, влияющих на эффективность этого процесса
Цель исследования – изучить особенности социальной работы со студентами-инвалидами в образовательной организации и их последующего трудоустройства.
Методы исследования включают: теоретические – анализ, систематизация и ситнез научных источников, обобщение материала; эмпирические – наблюдение, метод аналогии, анализ статистических данных по изучаемой проблеме, анкетирование.
Согласно сведениям Организации объединенных наций, в мире насчитывается около 650 миллионов людей с инвалидностью, что составляет примерно 10% основной части населения. Данные Федеральной службы государственной статистики свидетельствуют о том, что общая доля людей с инвалидов в России превышает более 13 миллионов. Значительная часть из этого числа находится в трудоспособном возрасте, высокие показатели инвалидности наблюдаются среди детей и подростков [1].
Образование является важнейшим показателем социального статуса инвалида, его получение является неотъемлемым правом, закрепленным в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [2].
Начиная с 1990-х годов XX века образовательная политика в отношении инвалидов существенно изменяется, принимаются новые нормативные акты: Национальная доктрина образования в РФ, приказ Министерства образования Российской Федерации от 12.11.2003 № 4206 «О совершенствовании профессионального образования инвалидов»; Конвенция о правах инвалидов; вносятся изменения в Федеральные законы, в том числе в ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В перечисленных выше документах разъяснены термины:
– «инвалид» – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;
– «лица с ОВЗ» – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. К группе людей с ОВЗ относятся лица, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или отдельных разделов образовательной программы вне специальных условий воспитания и обучения;
– «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (с овз)» – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий [3].
В сфере профессионального образования молодых людей с ограниченными возможностями в настоящее время существует несколько форм обучения, позволяющих обеспечить приобретение знаний, навыков и умений в избранной области трудовой деятельности. Среди них различают систематическое (длительное) обучение, позволяющее полностью освоить необходимый, в соответствии с образовательными стандартами, объем знаний, и курсовое обучение, которое отличается краткосрочностью и предоставляет обучающемуся возможность освоения какой-либо специальности, повышения квалификации и освоения новой специальности в рамках имеющегося профессионального образования.
Важным направлением адаптации молодых инвалидов к полноценной жизни в сфере получения образования является создание безбарьерной среды в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего образования, которое возможно при адекватном использовании компенсаторных механизмов зрения, осязания, обоняния, слуха, при планировочном и конструктивном решении организации учебного места инвалида и путей передвижения к нему. Учебное место инвалида должно быть обеспечено комфортными условиями для выполнения заданий; его площадь должна соответствовать выполняемым видам учебных заданий, давать возможность размещения необходимого инструментария, компьютерной и иной техники, а также, в случае необходимости, возможность обслуживания такого места специалистам. Освещенность учебных мест инвалида должна включать:
– достаточный уровень, равномерность распределения светового потока (или яркости) в поле зрения;
– ограничение слепящего действия источников света;
– соблюдение допустимых соотношений между яркостями рабочей поверхности и окружающего фона;
– постоянство освещения во времени и устранение резких теней [4]. Для более эффективного профессионального образования и полноценной профессиональной реабилитации с учетом особенностей различного контингента инвалидов органами образования используется создание специализированных учебных мест в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования; выстраивается эффективная система взаимодействия учреждений профессионального образования со службами занятости; развивается система профессиональной ориентации молодых людей с ограниченными возможностями.
Сегодня более чем в 90% образовательных организаций профессионального образования созданы условия для обучения студентов-инвалидов. Результаты исследований отечественных ученых показывают, что трудности адаптации к условиям профессионального образования обусловлены не столько состоянием здоровья студентов, а в большей степени уровнем эффективности интеграции студентов данной категории. В настоящее время трудно переоценить значение той роли, которую играет в образовании процесс социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья. Основная задача профессионального образования – развитие и формирование многогранной личности, готовой к органичной реализации в современном социуме. Благодаря образованию формируются мировоззрение и цели, развивается способность человека адаптироваться в обществе, что немаловажно для студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ. И поэтому возникает необходимость постоянного мониторинга уровня интеграции студентов с инвалидностью и ОВЗ в системе профессионального образования.
Анализ сложившейся системы социальной работы с молодыми инвалидами в учреждениях профессионального образования позволяет говорить о необходимости реализации принципа его доступности, а также разработке и внедрении усовершенствованных форм и методов социальной помощи и поддержки студентов-инвалидов. Перспективы практики социальной работы с молодыми людьми с ограниченными возможностями связаны с развитием инклюзивного и интегрированного образования.
К решению проблемы социальной адаптации студентов с инвалидностью, в первую очередь должны быть причастны семья и система образования.
Именно поэтому нами было проведено социологическое исследование в ВИТИ НИЯУ МИФИ «Социальная адаптация студентов с инвалидностью и ОВЗ к условиям обучения в вузе».
Объект исследования: социальная адаптация студентов с инвалидностью и лиц с ОВЗ к условиям обучения в институте.
Предмет исследования: организация социальной работы со студентами с инвалидностью и лиц с ОВЗ к условиям обучения в институте.
Цель исследования: выявление актуальных проблем социальной адаптации студентов с инвалидностью и лиц с ОВЗ
Генеральную совокупность образуют студенты инвалиды и лица с ОВЗ в ВИТИ НИЯУ МИФИ: 43 студентов в возрасте от 17 до 21 лет, 10 кураторов академических групп, в которых обучаются студенты с инвалидностью.
Исследование проводилось в 2 этапа:
1) изучение проблем социальной адаптации студентов с инвалидностью;
2) изучение эмоционального состояния студентов-инвалидов, включение в учебный процесс, общение с однокурсниками и сверстниками в среде вуза;
Для изучения проблем социальной адаптации студентов инвалидов и лиц с ОВЗ подвергались анализу уровень готовности к учебной нагрузке, уровень адаптации к студенческой жизни, уровень удовлетворенности качеством доступной среды, уровень психологического благополучия, уровень навыков, которых не хватает студентам для решения жизненных ситуаций.
С целью решения задач исследования было проведено анкетирование респондентов, в качестве которых выступали студенты инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья.
На первом этапе данного исследования рассмотрена сущность и специфика социальной работы со студентами с инвалидностью и ОВЗ в ВИТИ НИЯУ МИФИ г. Волгодонска. Сложившаяся система социальной работы со студентами данной категории базируется на таких факторах как:
– нормативно-правовое обеспечение равных условий получения высшего образования;
– обеспечение беспрепятственного доступа к социальной инфраструктуре;
– формирование позитивного отношения к молодежи с инвалидностью в обществе;
– выработка единых требований в правилах приема в образовательные организации среднего профессионального и высшего образования к поступающим инвалидам;
– разработка теоретико-методологических основ среднего специального и высшего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
– специальных технических средств, облегчающих обучение лиц с инвалидностью в образовательных организациях среднего специального и высшего образования;
– внедрение адаптированных к потребностям лиц с инвалидностью и ОВЗ передовых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс вузов;
– обеспечение социально-педагогической поддержки учебного процесса, включая разработку комплекса нормативно-правовых и методических документов.
Рисунок 3 - Распределение ответов на вопрос: «Легко ли Вы справляетесь с учебной нагрузкой?»
На втором этапе проведено социологическое исследование возможностей обучения и трудоустройства студентов и выпускников с инвалидностью и ОВЗ в ВИТИ НИЯУ МИФИ г. Волгодонска. Социологическое исследование состояло из следующих этапов. Диагностика студентов с инвалидностью и лиц с ОВЗ в ВИТИ НИЯУ МИФИ. По результатам диагностического исследования было отмечено, что в ВИТИ НИЯУ МИФИ обучается 43 студента с инвалидностью и ОВЗ, среди которых было проведено анкетирование «Социальная адаптация студентов с инвалидностью и ОВЗ к условиям обучения в вузе». Анализ результатов анкетирования показал, что 89,7% выбрали место обучения самостоятельно, и 95% нравится студенческая жизнь. Качеством элементов доступной среду в ВИТИ НИЯУ МИФИ удовлетворены 93%. В целом, 77% респондентов не испытывали проблем адаптации к студенческой жизни.
Рисунок 4 – Распределение ответов на вопрос по адаптации студентов –инвалидов к студенческой жизни.
Рисунок 5 – Распределение ответов на вопрос о психологическом климате в учебных группах
На основании диагностики и результатов анкетирования был проведен следующий этап исследования, который включал в себя определения уровня интеграции студентов с инвалидностью и ОВЗ в образовательную сферу и модели их трудоустройства в ВИТИ НИЯУ МИФИ.
Анализ результатов анкетирования показал, что возможность посещать занятия и даже участвовать в различных учебных, культурно-досуговых и прочих мероприятиях института выразило большинство респондентов (87,7%). Отсутствие в той или иной мере сложностей в процессе обучения выразили 59,2% респондентов. Нуждаемость в трудоустройстве в период обучения выразили меньше половины студентов с инвалидностью и ОВЗ (46,2%). Для данного исследования приоритетным являлось выявление причин, затрудняющих трудоустройство студентов и выпускников с инвалидностью и ОВЗ: основными причинами являются «отсутствие или недостаток квалификации» – 50%. Далее следуют причины, связанные с «наличием ограничений по состоянию здоровья/ инвалидность» и «отсутствием вакансий» по 45,8%. Так же среди немаловажных причин были названы «низкая заработная плата по имеющимся вакансиям» (25%) и для 16,7% важно «отношение окружающих при приеме на работу», то есть важен психологический климат в коллективе.
Обобщив результаты исследования можно сделать следующие выводы:
В институте обучаются студенты, с разными нарушениями развития: с недостатками слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами интеллектуальной сферы. Диапазон различий чрезвычайно велик: от студентов, практически ничем не отличающихся от сверстников, тех, кто испытывает временные и относительно легко устранимые трудности, до студентов с необратимыми тяжелыми нарушениями, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования и особой среде. Уровень подготовленности студента с ОВЗ во многом зависит от качества довузовской подготовки.
Однако есть целый ряд специфических признаков, которые проявляются у большинства студентов с инвалидностью:
– у студентов с инвалидностью наблюдается эмоциональная неустойчивость, заниженная самооценка; преобладают иждивенческие установки; наблюдается повышенная эмоциональная привязанность к родителям (значимым взрослым);
– студенты с инвалидностью испытывают проблемы эмоционального характера, общения с однокурсниками и сверстниками. Они недостаточную быстро включаются в учебный процесс и досуговую деятельность университета.
– у студентов с инвалидностью наблюдается отсутствие бытовых навыков.
Поэтому в качестве рекомендаций можно предложить комплексный план мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц, утвержденного от 10 апреля 2023 г. №3838п-П8 Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т. Голиковой.
Список литературы
1. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019г.) – URL: https://base.garant.ru (дата обращения : 24.12.2024). – Текст : электронный.
2. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181–ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.09.2021): // КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/bb9003bca87ad91a43e61210b214a51373a689c4/ (дата обращения 22.11.2024). – Текст : электронный.
3. Смолин, О. Н. Конвенция о правах инвалидов: образование и доступная среда / О. Н. Смолин – Москва : – Человек. Общество. Инклюзия. 2012.№4. – С. 27-35– ISBN 789-35-71-476-4. – Текст : непосредственный.
4. Методические рекомендации об организации приема инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательные организации высшего образования: Приказ министерства от 25.06.2015 № АК-1782. Режим доступа: http:// base.garant.ru. – Текст : непосредственный.