РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ «ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЖЕНЩИНАМ, ПОДВЕРГШИМСЯ НАСИЛИЮ В СЕМЬЕ» - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ «ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЖЕНЩИНАМ, ПОДВЕРГШИМСЯ НАСИЛИЮ В СЕМЬЕ»

Сабанова Я.Д. 1, Гуремина Н.В. 1
1ФГБОУ ВО «Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность. Семья – очень важная ценность для подавляющего большинства граждан нашей страны. Согласно опросу, проведённому ВЦИОМ в 2024 году, ключевое место в нашей ценностной системе координат занимает крепкая семья (67%). Она лидирует в ответах наших сограждан вне зависимости от уровня образования, места проживания, пола, возраста и материального положения, тем самым являясь связующим звеном различных слоёв российского общества. Для большинства опрошенных создание новой ячейки общества – не просто важнейшая ценность, а жизненная цель (87%) [1].

Но несмотря на приведённые цифры, семья не всегда является зоной благополучия, безопасности и взаимного уважения. Согласно данным, приведённым в статье журнала «Научный портал МВД России» от 2024 года со ссылкой на Главный информационно-аналитический центр МВД России, 2021 году от рук партнёров или близких родственников погибли 448 женщин, в 2022 году – 447. В 2363 случаях женщинам нанесли тяжкие телесные повреждения их партнёры и близкие (статья 111 УК), в 5073 случаях правоохранители квалифицировали избиения женщин как вред здоровью средней тяжести (статья 112 УК), в 8759 — как легкий вред здоровью (статья 115 УК). По статье об истязаниях (статья 117 УК) за 2021 год было зарегистрировано 1 474 случая, а в 2022-м – 1 189 случаев. Также за 2021-2022 годы выявили 325 574 административных правонарушения в семейно-бытовой сфере, Самое массовое из них – побои в семье (статья 6.1.1 КоАП): 73044 случаев выявлено в ходе профилактических обходов участковых, а 23 6370 – по заявлениям граждан. Основной категорией потерпевших остаются женщины (примерно 74 %) [2]. Но к семейно-бытовому насилию относятся не только физические действия, направленные против члена семьи, но и психологическое, эмоциональное и сексуализированное насилие. Безусловно, подобные действия наносят большой ущерб личности, но для них не предусмотрена ответственность ни в уголовном, ни в административном кодексах РФ, а статистических данных очень мало.

Приведённые цифры опираются только на официальную статистику преступлений, квалифицирующихся уголовным и административным кодексом РФ, фактическая статистика, по разным данным, может быть значительно выше.

В настоящее время около 21–23,9% из всех предварительно расследованных убийств были совершены в семье. Каждый год происходит в среднем 1 200 случаев, когда женщины погибают от рук близких людей – родственников или партнёров. Если говорить обо всех случаях нанесения тяжких телесных повреждений, то почти четверть происходят в семьях, почти треть женщин, получивших тяжкие телесные повреждения от рук родственника, погибают. Помимо тяжких телесных повреждений, существуют и другие виды физического насилия – вред здоровью средней тяжести, лёгкий вред здоровью, истязания, побои и другие. Данных по ним мало, а имеющаяся официальная статистика может быть занижена почти в 100 раз. В разные годы в разных опросах от 19% до 40% респондентов признавали, что знают семьи, в которых происходит рукоприкладство. От 3% до 29% опрошенных говорили, что физическое насилие происходит в их собственных семьях [3].

Как выяснил Консорциум женских неправительственных организаций, за два года пандемии доля женщин, погибших от домашнего насилия, значительно выросла. С 2011 по 2019 год среди всех убитых в России женщин жертвами домашнего насилия стали 65,8% погибших, а в 2021 году – 71,7% [4].

Таким образом, становится ясно, насколько масштабна проблема домашнего насилия в России, а значит и актуальны меры по работе с последствиями этого явления. В первую очередь важно понять, что представляет из себя понятие домашнего насилия, какие виды действий включает, чем отличается от внутрисемейных конфликтов, а также какое влияние оказывает на пережившую его личность. Предмет данной работы – это женщины, так как ими является подавляющее большинство пострадавших, а также женщина как взрослый человек, несёт равную с партнёром ответственность за факт существования отношений и обладает не только правом, но и способностью самостоятельно обратиться за помощью (в отличие, например, от ребёнка).

Домашнее насилие – это повторяющийся с увеличением частоты цикл физических, психологических, сексуализированных, репродуктивных и экономических действий по отношению к своим близким, которые совершаются против их воли с целью обретения над ними власти и контроля [5].

На рисунке 1 приведена афинная диаграмма понятия «домашнее насилие».

Рисунок 1. Афинная диаграмма проблемного поля феномена домашнего насилия.

Из рисунка 1 видно, что аффинная диаграмма даёт ответы на вопросы:

1 Кто находится в проблемном поле практики?

2 Что нам нужно знать, понять, уметь для реализации нашей практики как проекта?

3 Почему это проблемное поле обладает важностью для нас (и других людей)?

4 Где наша ситуация разворачивается?

5 Как мы достигнем понимания нашей проблемы и что нам для этого нужно сделать?

Для наглядного понимания феномена составим интеллект-карту понятия «домашнее насилие» (рисунок 2), которая позволяет увидеть содержание данного феномена, его специфику, где он проявляется, его последствия, сферы его изучения, организации, соприкасающиеся с этим феноменом, меры поддержки пострадавшим от домашнего насилия.

Рисунок 2. Интеллект-карта понятия «домашнее насилие»

Далее составим эскиз персоны потенциального клиента (рисунок 3). Эскиз персоны представляет собой набросок характеристик потенциального клиента, на удовлетворение нужд которого направлена психологическая практика. Данный инструмент позволяет увидеть поведение, эмоциональное состояние, повседневную деятельность, демографические характеристики, нужды и цели клиента.

Имя: Анна

Возраст: 32 года

Место жительства: г. Владивосток

Семейное положение: замужем (2 детей)

Род занятий: домохозяйка

Образование: высшее

Хобби: рисование

Поведение

  • находится в отпуске по уходу за детьми;

  • не имеет собственного дохода;

  • ведёт домашнее хозяйство;

  • большую часть времени проводит в семье;

  • подвергается домашнему насилию со стороны мужа в виде психологического, физического и экономического насилия;

  • затруднена коммуникация с друзьями;

  • затруднена коммуникация с близкими родственниками;

  • испытывает множество негативных эмоций.

Цели

  • сформировать адекватную картину происходящего в семейных отношениях;

  • сформулировать для себя норму семейных отношений;

  • сформировать внутренние ресурсы для прекращения деструктивных отношений;

  • скорректировать представление о себе;

  • найти способ самостоятельного заработка;

  • обеспечить себе безопасное место жительства;

  • найти группу поддержки, друзей, единомышленников;

  • восстановить физическое здоровье;

  • восстановить психологическое здоровье.

Затруднения

  • искажённая картина восприятия происходящего в семейных отношениях;

  • наличие деструктивных психологических установок;

  • искажённое восприятие своей личности и своих возможностей;

  • тяжёлое психологическое состояние (в том числе депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), расстройства личности);

  • нарушенное физическое здоровье;

  • отсутствие материального ресурса в виде самостоятельного заработка, отдельного места жительства;

  • страх за детей.

Рисунок 3. Эскиз персоны потенциального клиента

После того, как определены ключевые цели и задачи практики, составим ориентировочный тематический план-график тематических консультационных встреч. Пример плана показан в таблице 1.

Таблица 1 – План-график консультационных встреч психолога и клиента

Название

Цель

Методы и приёмы работы

Результат

1

Вводное занятие

Знакомство с клиентом, разъяснить свою роль и задачу, сформировать первичный доверительный контакт

Беседа, опрос, рефлексия, анализ информации

Заполнение листа участников, двусторонняя коммуникация с клиентом, анализ информации

2

Картина отношений

Выяснить и сформулировать основные жизненные ценности и цели клиента, сформулировать запрос, обозначить основные трудности

Беседа, опрос, рефлексия, анализ информации

Формирование доверительного контакта, анализ информации

3-7

Оценка психологи-ческого состояния клиента

Сформулировать общее состояние клиента с его слов, понять уровень психологического ресурса

Тест А. Бека на определение уровня тревожности и депрессии

Анализ результатов, дополнительные

рекомендации

Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан) для определения уровня тревожности.

Цветовой тест М. Люшера для оценки психофизиологического состояния человека, его стрессоустойчивости, активности и коммуникативных навыков

Тест «Рисунок человека» (К. Маховер) для определения индивидуальных особенностей личности

Опросник способов совладающего поведения Р. Лазаруса для определения способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности.

8

Промежуточ-ное занятие

Работа с индивидуальным запросом клиента по результатам психодиагностики

Беседа, консультирование с клиентами по индивидуальному запросу

Анализ результатов, планирование дальнейшей работы

9

Просмотр фильмов с обсуждением

Просмотр тематических фильмов

с анализом и разбором ситуативных задач

Просмотр фильмов о домашнем насилии («Перерождение», «Синдром жертвы», «Возьми мои глаза», «С меня хватит», «В постели с врагом», «Пылающая кровать» и др.), беседа, обсуждение

Оказание весомой помощи, возможность увидеть способы преодоления сложных жизненных ситуаций

10

Метод «Ведение дневника» (или другая)

Вывести накопленное напряжение, проработать обиды, скрытую агрессию

Ознакомление с методом для самостоятельной работы в виде письменной фиксации переживай и размышлений

Нормализация эмоционального состояния клиента

11

Личностно-ресурсное картирование

Исследование ресурсов и мотивов клиента

Составление личностно-ресурсной карты

Анализ и интерпретация результатов

12

Рефлексия

Анализ психологом и клиентом пройденного пути

Рефлексивный анализ

Ведение рефлексивного дневника, подведение итогов проекта

К организационно-управленческим условиям воспроизводства практики можно отнести:

1. Клиент и наличие необходимого запроса у клиента.

2. Проектный инструментарий (афинная диаграмма, карта понятий, портрет персоны потенциального клиента, план консультационных встреч в выбранной тематике).

3. Ряд практических методик: тест по оценки уровня суицидального поведения: тест «Шкала депрессии Бека», тест «Шкала личностной тревожности» (А.М. Прихожан), цветовой тест М. Люшера, тест «Рисунок человека» (К. Маховер) опросник способов совладающего поведения Р. Лазаруса.

4. Организация среды взаимодействия в помещении (потребуется отдельный кабинет, оборудованный офисной мебелью).

5. Персональный компьютер и мобильные устройства с выходом в Интернет.

5. Рекомендуемая продолжительность одного сеанса – 1,5-2 часа.

6. Для положительного результата терапии потребуется не менее 2 месяцев времени с частотой посещений 2 встречи в неделю.

Предложенный проект психологической практики, направленной на оказание психологической помощи женщинам-жертвам домашнего насилия, может быть рекомендован к использованию и внедрению военным психологам, работающим с указанной группой лиц.

Список источников

  1. Опрос ВЦИОМ «Семья как ценность» от 24.01.2024 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/semja-kak-cennost (дата обращения: 17.01.2025).

  2. Гайдуков А.А. Административно-правовые меры пресечения правонарушений в семейно-бытовой сфере// Научный портал МВД России. – 2024. – №1(65). – С. 45-52. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://media.mvd.ru/files/embed/5580423 (дата обращения: 17.01.2025).

  3. Почти четверть преступлений с нанесением тяжких телесных повреждений в России совершается в семьях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://nasiliu.net/pochti-chetvert-prestuplenij-s-naneseniem-tyazhkih-telesnyh-povrezhdenij-sovershaetsya-v-semyah-issledovanie-czentra-nasiliyu-net/ (дата обращения: 17.01.2025).

  4. В 2021 и 2022 годах в России в результате домашнего насилия были убиты 895 женщин» от 25.05.2024// Электронная версия журнала Forbes [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.forbes.ru/forbes-woman/474659-v-proslom-godu-pocti-72-ubityh-v-rossii-zensin-pogibli-ot-domasnego-nasilia (дата обращения: 17.01.2025).

  5. Насилие в семье. Методическое пособие для специалистов – Псков: Издательство «ЛОГОС Плюс», 2013. – 52 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://iswc.ru/Metod.pdf (дата обращения: 17.01.2025).

  6. Стандарты деятельности по предоставлению услуг пострадавшим от домашнего насилия и организации системы реагирования на случаи насилия. Пособие. – М.: Информационно-издательский центр «Анна», 2015. – 343 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://nasiliu.net/wp-content/uploads/2021/02/2015_standarty.pdf (дата обращения: 17.01.2025).

  7. Ни закона, ни справедливости: Насилие в отношении женщин в России /Под ред. М. Писклаковой-Паркер и А. Синельникова. – М.: Эслан, 2010 г. – 100 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://nasiliu.net/wp-content/uploads/2021/02/ni-zakona-ni-spravedlivosti.pdf (дата обращения: 17.01.2025).

  8. Масштабы домашнего насилия в России за 2022-2023 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://algoritmsveta.com/%d0%b0%d0%bb%d0%b3%d0%be%d1%80%d0%b8%d1%82%d0%bc-%d1%81%d0%b2%d0%b5%d1%82%d0%b0-2022-2023/ (дата обращения: 17.01.2025).

  9. Психологическая помощь женщинам, пострадавшим от домашнего насилия. 01.07.2022 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://psy.su/feed/10068/ (дата обращения: 17.01.2025).

  10. Последствия насилия в семье [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://polotsk.vitebsk-region.gov.by/en/economy/international-cooperation/item/2166-posledstviya-nasiliya-v-seme#:~:text=%D0%A3%D1%85%D1%83%D0%B4%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D1%8F%20(%D1%83%D0%B2%D0%B5%D1%87%D1%8C%D1%8F%2C%20%D1%85%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%B8,%D0%A1%D0%9F%D0%98%D0%94%D0%B0%2C%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%20%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%85%2C%20%D0%B2%D0%BE%20%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F (дата обращения: 17.01.2025).

  11. Каковы последствия пережитого насилия? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:https://nasiliu.net/pronasilie/kakovy-posledstviya-perezhitogo-nasiliya/ (дата обращения: 17.01.2025).

  12. Почему у пострадавших от домашнего насилия нет синдрома жертвы? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://nasiliu.net/pronasilie/pochemu-u-postradavshih-ot-domashnego-nasiliya-net-sindroma-zhertvy/ (дата обращения: 17.01.2025).

  13. Почему женщина не уходит из отношений, где есть насилие? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://nasiliu.net/pronasilie/pochemu-zhenshhina-ne-uhodit-iz-otnoshenij-gde-est-nasilie/ (дата обращения: 17.01.2025).

Просмотров работы: 16