Этапы готовности к сотрудничеству у детей младшего подросткового возраста - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Этапы готовности к сотрудничеству у детей младшего подросткового возраста

Дайы М.В. 1
1ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для успешной организации совместной деятельности среди учащихся средних классов необходимо детально изучить теоретические аспекты коллективного взаимодействия. Важно определить ключевые характеристики и показатели эффективности групповой работы, которые станут фундаментом для формирования навыков командного взаимодействия у молодого поколения. Также следует четко обозначить задачи по развитию коммуникативных компетенций у школьников данной возрастной категории.

В процессе взросления подростки должны развить ключевую способность — эффективную коммуникацию с ровесниками. Когда участники образовательной среды активно контактируют между собой, это способствует развитию партнерских отношений и стимулирует совместное творческое развитие.

Необходимо внести ясность в определение термина "партнерское взаимодействие с ровесниками". Изучение различных научных источников показывает, что единого мнения относительно этого понятия пока не существует. Анализ работ современных исследователей демонстрирует множество различных трактовок и подходов к пониманию данного термина в научном сообществе. Это хорошо видно при рассмотрении публикаций российских ученых, где представлены разнообразные интерпретации этого феномена (Акпарова, 2021; Лятифова и Синебрюхова, 2021).

По мнению исследователей, феномен сотрудничества представляет собой особую форму социального взаимодействия, где участники процесса оказывают взаимную поддержку для достижения как личных, так и совместных результатов (Давыдова и Сафонова, 2016). В научной литературе подчеркивается, что ключевым аспектом такого взаимодействия является равноценный обмен усилиями между партнерами при сохранении баланса интересов всех вовлеченных сторон (Зиятдинова, 2021). Важно отметить, что эффективное сотрудничество характеризуется не просто параллельной работой, а именно активным содействием в преодолении возникающих трудностей и реализации поставленных задач каждого участника кооперации.

При изучении научных публикаций, в частности трудов З.Е. Лятифова и Э.Э. Пак, были определены ключевые характеристики коллаборативной деятельности. К основополагающим элементам совместной работы относятся: синхронизация деятельности участников в едином месте и времени, согласованность намерений и общий вектор побуждающих факторов, структурированное руководство и контроль над выполнением задач, распределение функциональных обязанностей между членами группы с последующей синхронизацией их индивидуальных усилий, формирование единого итогового продукта коллективного взаимодействия, а также формирование благоприятного психологического климата в процессе групповой работы (Лятифова и Синебрюхова, 2021; Пак, 2021).

Как отмечают исследователи в области педагогики, ключевой особенностью кооперации является взаимная поддержка участников процесса в достижении как личных, так и коллективных результатов (Дубовицкая и Щербакова, 2012). Изучение научных трудов в сфере образования и психологии позволяет заключить, что эффективное взаимодействие базируется на нескольких фундаментальных принципах. К ним относятся: единство намерений всех участников, грамотная координация совместных усилий, четкое распределение обязанностей между членами группы, а также формирование благоприятного психологического климата в коллективе. Именно эти факторы определяют успешность любой командной работы.

Формирование коммуникативных способностей у детей в начальных классах происходит последовательно и включает несколько ключевых фаз. Изначально происходит выстраивание взаимодействия между педагогом и учеником. В этот период ребенок осваивает базовые коммуникативные навыки — учится воспринимать информацию, формулировать корректные вопросы, давать развернутые ответы, логически мыслить и участвовать в групповых обсуждениях. Следующая фаза направлена на построение эффективного общения между учениками. Дети учатся находить общий язык со сверстниками, развивают эмпатию, осваивают техники конструктивного диалога и контроля собственных эмоций при взаимодействии в коллективе.

В подростковом возрасте, особенно в период активного становления личности, формируются базовые навыки межличностного взаимодействия. Дети учатся выстраивать конструктивный диалог со сверстниками, осознают свою индивидуальность и начинают объективно воспринимать окружающих. Важнейшим аспектом развития становится способность к кооперации, которая представляет собой многогранное качество индивида. Эта характеристика позволяет эффективно выстраивать коммуникацию, находить компромиссы и достигать взаимовыгодных договоренностей в процессе общей работы. Ключевая особенность данной компетенции заключается в способности поддерживать продуктивные отношения с партнерами, создавая атмосферу доверия и взаимного уважения для реализации совместных целей (Чубыкина, 2021).

В процессе формирования партнерских взаимоотношений можно выделить несколько ключевых элементов структуры коммуникативной компетенции. Первый элемент связан с внутренними стимулами и побуждениями личности к социальному взаимодействию и построению продуктивных контактов с окружающими людьми. Второй элемент включает осознание и принятие индивидом существующих социальных норм, коммуникативных ограничений и особенностей групповой динамики при совместной деятельности. Третий элемент охватывает способность к эмпатии, проявлению доброжелательности, бескорыстной помощи и позитивного эмоционального отношения к партнерам по общению.

Данные составляющие формируют базис для развития навыков эффективной кооперации между людьми. Практическая составляющая включает в себя внедрение различных методик, направленных на создание позитивной атмосферы взаимодействия. Это подразумевает умение вести и поддерживать диалог, формировать конструктивную модель взаимоотношений, а также демонстрировать уважительное и культурное поведение при общении.

Эффективное применение данных элементов межличностного взаимодействия создает фундамент для развития индивидуальных качеств человека, способствующих его личностному росту и раскрытию потенциала. Важно отметить, что все эти навыки можно совершенствовать посредством систематического выполнения специализированных тренировочных упражнений и практических задач.

Список литературы:

  1. Акпарова, О.Г. Психолого-педагогические особенности навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми у детей младшего школьного возраста /О.Г. Акпарова // Международный педагогический портал. 2021. 18 мая (№25). С. 9-11. URL: https://solncesvet.ru/conf_cat/педагогика-и-образованиенаука-21-века/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-navykov-sotrudnichestva-so-sverstnikami-i-vzroslymi-u-deteymladshego-shkolnogo-vozrasta.6284080/

  2. Давыдова, Л.В., Сафонова, М.В. Психологическая готовность личности к сотрудничеству в конфликтной ситуации // Символ науки. 2016. №10-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-gotovnost-lichnosti-k-sotrudnichestvu-vkonfliktnoy-situatsii

  3. Зиятдинова, Т.Л. Сотрудничество как средство формирования учебной самостоятельности учащихся / Т.Л. Зиятдинова // Педагогическое мастерство. URL: https://www.pedm.ru/categories/10/articles/825

  4. Лятифова, З.Э., Синебрюхова, В.Л. Формирование у детей младшего школьного возраста умения осуществлять сотрудничество со сверстниками / З.Э.Лятифова, В.Л.Синебрюхова. // Материалы XIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» // URL: https://scienceforum.ru/2021/article/2018027060

  5. Пак, Е.Е. Особенности взаимодействия в подростковом возрасте / Е.Е. Пак // Образовательные материалы // URL: https://образовательныематериалы.рф/публикации/42609/3322738/

  6. Дубовицкая, Т.А., Щербакова, О.И. Проблема психологической готовности личности к сотрудничеству. // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6418

  7. Чубыкина, О. А. Разновозрастное сотрудничество как форма развития учебной самостоятельности в начальной школе / О. А. Чубыкина // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2021. № 2(214). С. 88-93.

Просмотров работы: 11