ИЗУЧЕНИЕ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ИЗУЧЕНИЕ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Кондрашкина О.Н. 1
1ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал Шуя
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ассертивность – это способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других людей. Ассертивное поведение – это конструктивный способ межличностного взаимодействия, являющийся альтернативой деструктивным способам – манипуляции и агрессии [3].

Ассертивность является важнейшей характеристикой личности, позволяющей развиваться в социуме, а также повышать свой уровень личностной эффективности. Выступает необходимым условием для самореализации и является ведущим фактором развития подростков. Именно в этом возрасте наблюдается резкий рост числа различных форм девиантного поведения. Навыки ассертивного поведения являются своего рода элементом первичной профилактики девиаций [1].

Изучение типов поведения в общении может обеспечить более эффективное взаимодействие подростков как в учебной среде, так и в будущей профессиональной деятельности. Понимание собственного стиля общения и уровня ассертивности поможет школьникам улучшить качество своего общения, уменьшить конфликты и достигнуть более гармоничных взаимоотношений. В документе «Стратегия молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 года» можно прочитать, что важным моментом в воспитании молодого человека 14-17 лет является формирование системы убеждений, которая имеет определяющее значение для развития его нравственного, духовного и социального поведения [2], что также подтверждает актуальность темы.

Мы провели исследование на базе МБОУ школы №19 им. 212 полка г. Кинешма, Ивановская область. Приняли участие 25 человек (3 мальчика, 22 девочки), средний возраст 16, 4 лет, обучающиеся 10 класса.

Рассмотрим полученные результаты.

Изучение степени ассертивного поведения у обучающихся 10 класса мы начали с теста-опросника «Исследование уровня ассертивности», модифицированного В. Каппони, Т. Новак.

В результате данные 25 респондентов распределились следующим образом:

  • по шкале А (независимость и автономность) – наибольшее количество человек набрали от 0 до 6 баллов, разделили поровну позиции «чересчур независим» и «достаточно независим»;

  • по шкале Б (уверенность, решительность, опора на свои силы) - наибольшее количество человек набрали 7-8 баллов – «ребёнок точно знает чего хочет»;

  • по шкале В (социальная желательность) - наибольшее количество человек набрали 4-6 баллов (средняя позиция между явным проявлением социальной желательности и простой демонстрацией искренности).

Общие данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сводные данные тест-опросника «Исследование уровня ассертивности» (модифицированный В. Каппони, Т. Новак)

Шкала А (независимость и автономность)

Кол-во

человек

Шкала Б (уверенность, решительность, опора на свои силы)

Кол-во

человек

Шкала В (социальная желательность)

Кол-во

человек

7 – 8 баллов

1

7 – 8 баллов

18

7 – 8 баллов

2

4 – 6 балла

12

4 – 6 балла

7

4 – 6 балла

15

0 – 3 балла

12

0 – 3 балла

0

0 – 3 балла

8

Обобщая полученные результаты, мы получили наибольший уровень ассертивности по шкале Б, а наименьший – по шкале А, средний уровень заняла шкала В.

Далее рассмотрим результаты диагностики общей коммуникативной толерантности по методике В.В. Бойко. В методике предлагается 9 поведенческих признаков, и чем больше респондент набрал баллов в сумме по конкретному признаку, тем менее он терпим к людям в данном аспекте отношений с ними.

На рисунке 1 представлена диаграмма выраженности шкал в классе.

Рис.1. Сравнительная диаграмма шкал общей коммуникативной толерантности класса

Примечание:

Шкала 1. Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека

Шкала 2. Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей.

Шкала 3. Категоричность или консерватизм в оценках других людей.

Шкала 4. Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров.

Шкала 5. Стремление переделать, перевоспитать партнеров.

Шкала 6. Стремление подогнать партнера под себя, сделать его "удобным".

Шкала 7. Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности.

Шкала 8. Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми.

Шкала 9. Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других.

После анализа данных ассертивности и коммуникативной толерантности подростков, мы подошли к самому интересному, по нашему мнению, аспекту в исследовании – личностной агрессивности и конфликтности. Агрессивность и конфликтность можно легко спутать с ассертивным поведением.

В методике «Личностная агрессивность и конфликтность» авторы Е.П. Ильин и П.А. Ковалев выделяют 8 шкал: вспыльчивость, напористость, обидчивость, неуступчивость, бескомпромиссность, мстительность, нетерпимость к мнению других, подозрительность. Интерпретация результатов выглядит следующим образом:

- позитивная агрессия субъекта складывается из суммы шкал «напористость» + «неуступчивость»;

- негативная агрессия субъекта складывается из суммы шкал «нетерпимость ко мнению других» + «мстительность»;

- обобщенный показатель конфликтности равен сумме шкал «бескомпромиссность» + «вспыльчивость» + «обидчивость» + «подозрительность»

В таблице 2 приведены средние показатели агрессивности и конфликтности.

Таблица 2

Средние показатели агрессивности и конфликтности

Шкала

Баллы

Шкала

Баллы

1. Вспыльчивость

5,32

5. Бескомпромиссность

8

2. Напористость, наступательность

3,12

6.Мстительность

4,20

3. Обидчивость

3,88

7. Нетерпимость к мнению других

3,76

4. Неуступчивость

3

8. Подозрительность

5,20

Анализ данных показывает, что в наибольшей степени в группе старшеклассников выражена бескомпромиссность – свойство личности, характеризующееся чрезмерной категоричностью суждений, непоколебимостью взглядов, отношений, принципов и оценок, нежеланием вести равноправные переговоры и находить взаимовыгодные решения. Бескомпромиссность, как правило, порождает затруднения в разрешении конфликтов, поскольку подростки настроены на сохранение своей позиции, а не на поиск компромисса.

Несмотря на высокую степень бескомпромиссности меньшая выраженность у напористости, наступательности и неуступчивости. Создаётся парадоксальная ситуация, при которой старшеклассники могут избегать прямого конфликта, но при этом не готовы отказаться от своих убеждений, здесь уверенность переходит в упрямство, а не в конструктивное сотрудничество.

Вспыльчивость, подозрительность и мстительность, находясь на среднем уровне, свидетельствуют о наличии эмоциональной нагрузки. Эти качества могут проявляться в ситуациях стресса или при угрозе нарушению личных границ, что также мешает здоровому общению.

Стремление к взаимопониманию в этой возрастной группе становится настоящим вызовом.

На рисунке 2 можно увидеть процентное соотношение позитивной и негативной агрессии участников анкетирования.

Рис.2. Процентное соотношение позитивной и негативной агрессии.

Позитивная агрессивность — это такое поведение, которое помогает человеку добиться желаемой цели, но при этом наносит незначительный дискомфорт другим. Негативная агрессивность — это такое поведение человека, которое вызывает психологический дискомфорт у других людей.

Далее нам представляется важной оценка тревожности подростков. В работе мы использовали тест личностной тревожности для подростков (10-16 лет) А.М. Прихожан. Методика включает ситуации трёх типов:

1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

2) ситуации, актуализирующие представление о себе;

3) ситуации общения.

А.М. Прихожан выделяет пять уровней личностной тревожности:

  • «чрезмерного спокойствия» 1-2 балла;

  • соответствующего норме 3 – 6 баллов;

  • несколько завышенного 7 – 8 баллов;

  • очень высокого – 9 баллов;

  • явно завышенного – 10 баллов.

При повышенном уровне личностной тревожности многие жизненные ситуации воспринимаются как угрожающие. Возникает либо агрессивное поведение, либо повышенная самокритичность, что приведёт к неуверенности и заниженной самооценке.

На рисунке 3 представлена сравнительная диаграмма по шкале личностной тревожности, где видно, что на первое место выходит школьная тревожность. Попробуем это объяснить тем, что несмотря на то, что позади ОГЭ, впереди ждёт не менее сложный ЕГЭ, от сдачи которого зависит поступление в высшее учебное заведение. Подростки могут чувствовать давление со стороны родителей и учителей, что только усугубляет их состояние.

Рис. 3. Сравнительная диаграмма количества баллов по субшкалам тревожности А.М. Прихожан

Перевод «сырых» баллов в стандартные оценки (стены) показал следующую выраженность общей тревожности класса:

  • соответствующая норме – 11 человек;

  • несколько завышенная – 10 человек;

  • очень высокая – 4 человека.

В переходном возрасте подростки сталкиваются с множеством изменений: гормональные колебания, социальное давление, необходимость определения своих жизненных целей. Всё это может стать источником постоянного стресса и беспокойства. Необходима открытая коммуникация между подростками, родителями, педагогами. Обсуждение страхов и переживаний может помочь снизить уровень тревожности и создать атмосферу доверия.

По результатам проведённого исследования мы можем определить ряд проблем, которые необходимо решить.

В первую очередь, необходима комплексная работа для развития самостоятельности, уверенности в себе и ответственности за свои поступки.

Во-вторых, развить терпимость к окружающим людям, умение прощать другим ошибки, неловкость. Убедить, что приспособиться к характеру других — это не признак слабости, а, напротив, проявление эмоциональной зрелости и мудрости.

В-третьих, требует системного подхода работа с такими факторами как бескомпромиссность, вспыльчивость и подозрительность. Эти черты могут серьёзно отразиться на межличностных отношениях, часто приводя к конфликтам и недопониманиям. Важно развивать навыки саморегуляции. Взаимодействие с эмоциональным интеллектом станет ключом к изменению мышления и поведения.

В-четвёртых, необходимо проведение мероприятий, направленных на снижение уровня школьной тревожности, развитие уровня учебной мотивации.

Сочетание теории и практических упражнений является ключевым для успешного развития ассертивного поведения – это поможет подросткам осознать важность своих прав и обязанностей.

Список литературы

  1. Аметов А.Е. Ассертивное поведение подростков: особенности и проблемы // Материалы XV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» – URL: https://scienceforum.ru/2023/article/2018033585

  2. Стратегия молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/upload/iblock/28d/hyihn9b0mm2iafi1yfokx52xyn3us4ky.pdf

  3. Шейнов В.П. Ассертивное поведение: преимущества и восприятие // Современная зарубежная психология. 2014. Том 3. № 2. С. 107–120. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2014_n2/70122

Просмотров работы: 22