Современное образование проходит процесс модернизации. Большое количество нововведений требует от педагогов не только умения быстро обучаться, но и сразу внедрять на практике полученные знания. Динамические изменения призваны учитывать современные технологические возможности, также требуется понимание особенностей работы с детьми. Особые сложности возникают в организации работы с родителями. Как следствие нагрузка на эмоциональную сферу воспитателей увеличивается.
У педагогов возникает чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное работой, циничное отношение к труду и детям и, наконец, – чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере, а иногда и осознание неуспеха в ней – так называемый синдром профессионального выгорания. Он представляет собой один из защитных механизмов, выражающийся в определенном эмоциональном отношении к своей деятельности, и связан с психической усталостью человека, длительное время выполняющего одну и ту же работу.
Неадекватное поведение детей и конфликтность родителей все чаще приводит к тому, что самочувствие современных педагогов характеризуется повышенной напряженностью, следствием которой является грубость и окрики воспитанников. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для педагога, отравляя его организм «стрессовыми токсинами».
Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, состояния раздражительности, тревожности, отчаяния. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье педагогов, а также на психологическом здоровье воспитанников. Ведь общеизвестно, что дети наиболее восприимчивы к настроению, его самочувствию. Дети во время образовательной деятельности могут становиться апатичными, либо наоборот неуправляемыми, таким образом, привлекая к себе внимание педагога. Взрослый, в свою очередь, раздражается и получается замкнутый круг.
При длительном режиме работы в таком темпе у педагога возникает синдром эмоционального выгорания, т.е. происходит негативная реакция организма на стрессовые ситуации. Данный синдром возникает чаще всего в профессии «человек-человек».
Цельюданной работы является разработка проекта психологической практики для профилактики профессионального выгорания педагогов дошкольной организации.
Синдром выгорания проявляется частыми головными болями, потерей или набором массы тела, бессонницей, апатия к окружающему миру и профессии и т.п. В результате педагог теряет интерес к профессиональной деятельности, раздражительности и не компетенции профессиональной, а педагог ДОО – это прежде всего, пример для воспитанника и его родителей.
Из-за большого риска выгорания педагогов актуальность приобретает вопрос о мерах психопрофилактики профессиональных стрессов.
Выделяют два направления (профилактические меры):
- обучение коммуникативным умениям, навыкам самоуправления и самообладания;
- реабилитационные меры для уже «сгоревших» лиц – восстановление психоэнергетического потенциала, актуализация личностных ресурсов, обретение смысла профессиональной деятельности и жизни, укрепление веры в собственные силы.
Для снижения уровня профессионального выгорания необходимы профилактические мероприятия не только со стороны психолога детского сада, но и прежде всего руководства. Заведующий дошкольной организации является важным механизмом в сохранении психологического комфорта сотрудников.
Для эффективной реализации данных задач необходимо соблюдать организационно-управленческие условия, оптимизирующие организационную структуру образовательного учреждения для наилучшего функционирования и развития управляемого процесса.
Управленческая деятельность по профилактике выгорания педагогов ДОО реализуется при выполнении ряда организационно- управленческих условий:
повышение уровня профессиональной компетентности педагога ДОО, который должен находиться в постоянном и непрерывном развитии;
грамотная организация управленческой деятельности, то есть принятие оптимальных управленческих решений с учетом интересов всех лиц, которых они затрагивают;
создание благоприятной обстановки в организации;
создание современной предметно-пространственной среды;
своевременное информирование людей по важным для них проблемам, соблюдение принципа гласности и открытости;
грамотная и справедливая оценка результатов деятельности работников, продуманная система поощрений и наказаний.
использование ИКТ;
разработка правовых и других нормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций.
Таким образом, можно выделить следующие условия, которые способствуют профилактики профессионального выгорания, разделить на три группы:
нормативно-документальные условия: к данным условия относятся документы, локальные акты, разработка правовых и других нормативных процедур;
организационные условия: они включают в себя, создание благоприятной обстановки в организации и современной предметно-пространственной среды, грамотная и справедливая оценка результатов деятельности работников, продуманная система поощрений и наказаний, а так же повышение уровня профессиональной компетентности педагога ДОО;
информационные условия – это условия, которые предусматривают своевременное информирование людей по важным для них проблемам, соблюдение принципа гласности и открытости.
Все эти условия руководителю организации необходимо предпринимать в своей деятельности, как профилактические меры, так как профессиональное выгорание не является чем-то неизбежным.
Если вовремя заведующий ДОО предпримет шаги по профилактике, то будет большая вероятность того, что он исключит возникновение выгорания. Нужно приумножать и пробуждать личностные ресурсы, помогающие преодолевать жизненные и рабочие стрессы. Если степень риска выгорания велика, наряду с приёмами самопомощи целесообразно обратиться за поддержкой к специалистам-психологам.
Для понимания феномена профессионального выгорания составим интеллект-карту понятия (рисунок 1). При разработке психологической практики интеллект-карта служит методом визуализации понятий и позволяет связывать большое число идей, объектов и событий таким образом, что они включаются в конкретную область. На основе интеллект-карты понятия можно увидеть специфику данного феномена, его теоретико-методологические основания, какими темами и типами переживаний он задается, сферы его исследования, изучения и применения.
Один из защитных механизмов, выражающийся в определенном эмоциональном отношении к своей деятельности, и связан с психической усталостью человека, длительное время выполняющего одну и ту же работу
Профилактические меры – обучение коммуникативным умениям, навыкам самоуправления и самообладания;
Реабилитационные меры для уже «сгоревших» лиц – восстановление психоэнергетического потенциала, актуализация личностных ресурсов, обретение смысла профессиональной деятельности и жизни, укрепление веры в собственные силы.
1. Угасание эмоций - когда исчезает острота чувств (негативные эмоции, пустота, отстраненность).
2. Возникновение конфликтов. (неприязнь, раздражение).
3. Потеря представлений о ценности жизни, эмоциональное равнодушие к себе и ко всему миру.
Методика диагностики уровня выгорания, шкала для измерения степени удовлетворенности работы, тестирование, анкетирование, технологии аутотренинга, техники саморесурсирования, развития коммуникативных навыков, психологическое просвещение, экспресс-диагностики по психосоматическому состоянию
имеет 2 направления
профилактики
имеет
3 стадии
представляет собой
исследуется с помощью
ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ
головные боли,
потеря или набор массы тела, бессонница, головокружение, тошнота, чувство усталости, заторможенное сонливое состояние, расстройства ЖКТ, одышка, ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания
педагоги старшего поколения;
активные, решительные, требовательные к себе альтруисты;
педагоги с большим стажем
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ВЫГОРАНИЕ
ПЕДАГОГОВ ДОО
более подвержены
имеет симптомы
проявляется
в 4 компонентах
отношение к организации (маркер: недовольство условиями, например отсутствием эмоциональной и финансовой поддержки);
отношение к работе (маркер: желание работать в другой организации);
истощение (маркер: желание заниматься чем-то другим);
отстраненность (маркер: формальное отношение к своим задачам, выполнение ровно того объема работ, который прописан в инструкции или дан руководителем).
обусловлено
причинами
можно снизить
с помощью
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ
ухудшение качества работы, конфликтными ситуациями в коллективе, низкая активность, возрастает количество дисциплинарных нарушений, негативное отношение к общению с людьми, к будущему, к результатам своей деятельности, циничное отношение к труду и детям, грубость и окрики, отстраненность в общении, теряет мотивацию, не проявлял энтузиазма, заинтересованности, переедание, торопливые пере кусы, курение, алкоголь
благоприятная рабочая среда;
реорганизации графиков работы;
четкое распределение задач между сотрудниками;
повышение профессиональной квалификации;
участие в профессиональных конкурсах;
организация поддержки и сопровождения сотрудников;
продуманная система мотивации и стимулирования труда;
грамотная и справедливая оценка результатов труда;
повышение инициативности, креативности;
формирование сплоченного коллектива;
приемы самоанализа и саморегуляции;
релаксационные игры-упражнения;
проведение тренингов;
участие в спортивных мероприятиях;
занятия спортом, сон, питание;
метод «Ведение дневника» и др.
повышенная эмоциональная нагрузка, хронический стресс, неадекватное поведение детей и конфликтность родителей, переработка, работать внерабочее время, высокая ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, социальная оценка, повседневная рутина,
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ
мотивационное истощения, чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере, напряженность, эмоциональные взрывы, отчаяния, слезливость, нестабильность настроения, ощущение безысходности и безнадежности, ощущение пустоты, депрессия, отчаяния, самонеприятие, дезинтеграция личности, гнев и глухое раздражение, неприязнь, обида, тревога, страх, суетливость, осуждение, зависть.
Рисунок 2. Интеллект-карта понятия «Профессиональное выгорание педагогов»
Для погружения в проблемное поле психологической практики используется афинная диаграмма – инструмент, который служит для организации идей и данных путем сортировки идей по группам на основе их связей между собой (рисунок 2).
Кто? |
Что? |
Почему? |
Где? |
Как? |
|
|
|
|
|
Рисунок 2. Афинная диаграмма проблемного поля феномена профессионального выгорания.
Далее составим эскиз персоны потенциального клиента (рисунок 3). Эскиз персоны представляет собой набросок характеристик потенциального клиента, на удовлетворение нужд которого направлена психологическая практика. Данный инструмент позволяет увидеть поведение, эмоциональное состояние, повседневную деятельность, демографические характеристики, нужды и цели клиента, визуализировать его эмоциональное состояние.
Характеристика и черты Имя: Наталья Возраст: 49 лет Гражданство: Россия Пол: Женский Род занятий: Воспитатель (педагогический стаж 15 лет) |
Поведение
|
Боли (трудности)
|
Цели
|
Рисунок 3. Эскиз персоны потенциального клиента
После того, как определены ключевые цели и задачи практики, составим ориентировочный тематический план-график профилактических консультационных встреч со специалистом-психологом.
Таблица 1 – План-график проведения консультаций
№ |
Название |
Цель |
Методы и приемы работы |
Результат |
1 |
Вводное занятие |
Знакомство |
Беседа, опрос, анализ информации |
Заполнение листа участников |
2 |
Поиск факторов выгорания |
Выявление факторов, вызывающих выгорания |
Беседа со старшим воспитателем, коллегами изучение характеристики |
Анализ результатов опроса |
3 |
Работа с опросником профессионального выгорания Маслач |
Измерение основных показателей синдрома профессионального выгорания: эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессиональных достижений. |
Психологическое тестирование |
Анализ результатов тестирования |
4 |
Методы, способствующие сохранению профессионального здоровья педагога |
Пополнение знаний о различных мерах по улучшению здоровья и приобретению навыков осознанного выбора образа жизни. |
Психологическое тестирование |
Анализ результатов тестирования |
5 |
Экспресс-диагностики по психосоматическому состоянию |
Оценить сколько процентов энергии из максимальных 100% они потратили за последний месяц на каждую сферу. |
Техника «Ромб гармонии» |
Анализ результатов диагностики |
6 |
Беседа о способах снятиях напряжения, методах расслабления |
Указать, что при желании человек сможет грамотно распределить свои усилия, но этому тоже необходимо учиться. |
Анализ стрессовых факторов, забирающих энергию и силы. (переживания, питание, вредные привычки, умственная нагрузка, общение с людьми и т.д.) |
Анализ результатов беседы |
7 |
Письменная фиксации переживаний и размышлений, написание эссе |
Ознакомление с методом для самостоятельной работы с целью нормализации эмоционального состояния педагога. |
Метод «Ведение дневника» |
Выведение накопленного напряжения, проработка обид, скрытой агрессии |
78 |
Рефлексия |
Анализ психологом и клиентом своего пройденного пути |
Рефлексивный анализ, статистический анализ |
Рефлексивные дневники, итоги встреч (аналитически й отчет) |
Определим организационно-управленческие условия воспроизводства психологической практики:
1. Клиент и наличие запроса клиента.
2. Проектный инструментарий (интеллект-карта понятия, глоссарий, эскиз персоны клиента, план-график тематических консультационных встреч).
3. Наличие компетенций и опыта психолога.
4. Комплекс практических методик: опросник профессионального выгорания Маслач, техника «Ромб гармонии», метод «Ведение дневника» и др.
5. Организация среды взаимодействия в кабинете (требуются: кушетка, стулья, чистая бумага формат А4, ручка или простой карандаш, персональный компьютер или ноутбук).
6. Рекомендуемая длительность одной встречи – 1,5 час.
7. Длительность выполнения заданий для отслеживания результатов – не менее 2-3 месяцев.
Выводы
Подводя итог исследованию, можно сказать, что создание благоприятных организационно- педагогических условий в коллективе, управление и профилактика конфликтных ситуаций, а также развитие партнерских отношений между сотрудниками организации – все это является важными аспектами управленческой деятельности.
Педагог должен приходить на работу и дарить свою любовь, заботу, внимание воспитанникам. Человек, испытывающий профессиональное выгорание поэтапно теряет интерес к работе и окружающему миру. Динамика развития выгорания – процесс сугубо индивидуальный, но при этом «выгорание заразно, оно подобно инфекционной болезни».
Если вовремя заведующий ДОО предпримет шаги по профилактике, то будет большая вероятность того, что он исключит возникновение выгорания. Нужно приумножать и пробуждать личностные ресурсы, помогающие преодолевать жизненные и рабочие стрессы. Если есть профессиональное выгорание, значит, есть способы его предотвращения и коррекции. У каждого человека есть выбор: опустить руки, позволить себе «выгореть на работе» или, наоборот, приложить все усилия, чтобы исключить возможность возникновения синдрома. В качестве исследований профессионального выгорания целесообразно рассматривать систему профессионально-личностных отношений специалиста: профессиональную мотивацию, стиль межличностного взаимодействия, отношения с коллегами и профессиональную поддержку, профессиональные ожидания, самоотношение.
Таким образом, предложенный проект психологической практики будет способствовать профилактике синдрома профессионального выгорания педагогов в дошкольной образовательной организации. Проект может быть рекомендован к использованию и внедрению в деятельность служб психологического консультирования и психокоррекции.
Список источников
Артюнина Г.И.; Семенов П.В. Психоэмоциональное напряжение. М., 2018. – 147 с.
Бойко В.В. Синдром эмоционального «выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер, 2018. – 474 с.
Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. СПб.: Питер, 2005. – 336 с.
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2015. – 358 с.
Международная классификация болезней: «Профессиональный синдром» эмоционального выгорания [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.who.int/mental_health/evidence/burn-out/ru (дата обращения: 20.12.2024).
Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпириче ские исследования и перспективы / В.Е. Орел // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. №1. – С. 90–101.
Пиликян К.Г. Профессиональная ориентация: консультирование с применением соционических подходов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-orientatsiya-konsultirovanie-s primeneniem-sotsionicheskih-podhodov/ (дата обращения: 20.12.2024).
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]: справ. правовая система Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.12.2024).
Семёнова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2015. – 224 с.
Филина С. О «синдроме профессионального выгорания» и технике без опасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы / С. Филина // Школьный психолог. – 2003. – №36. – С. 18–19.