Социально-психологические компоненты в структуре ПВК курсантов-судоводителей - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Социально-психологические компоненты в структуре ПВК курсантов-судоводителей

Стреляева А.В. 1, Федотова Ю.Ю. 1, Орлова А.В. 2
1МГУ им. адм. Г.И. Невельского
2ФГБОУ ВО «Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Тема профессионально важных качеств в деятельности морских специалистов является одной из актуальных тем, что может быть обусловлено несколькими факторами. Первое, это профессиональная деятельность, выполняемая в условиях высокой ответственности, где социальная адаптация и способность взаимодействовать с командой играют важную роль. Психологические аспекты, такие как эмоциональная устойчивость, лидерские качества и умение работать в команде могут существенно влиять на эффективность выполнения профессиональных задач. Второе – это условия стресса и неопределенности. Судоводители часто сталкиваются с экстренными ситуациями, которые требуют быстрого принятия решений и высокой психической устойчивости. Изучение социально-психологических компонентов может помочь не только в подготовке курсантов, но и в профессиональном отборе.

Цель нашей работы: изучить социально-психологические компоненты в структуре ПВК курсантов-судоводителей 2 курса.

В психодиагностическом исследовании приняли участие 15 курсантов факультета судовождения и связи в возрасте 18-19 лет.

Методики исследования: опросник уровень субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера; тест-опросник коммуникативные и организаторские склонности (КОС) (Б.А. Федоришин, В. Синявский); опросник Большая пятерка МакКрае-Коста, личностные факторы принятия решений Т.В. Корниловой.

Так, по итогам проведенной психологической диагностики были получены следующие данные. Анализ результатов по опроснику «Уровень субъективного контроля» позволил нам определить частоту встречаемости результатов по шкале «Общая интернальность» у курсантов-судоводителей: у четырнадцати из пятнадцати человек преобладает интернальный контроль, что соответствует высокому уровню субъективного контроля.

Результаты исследования курсантов по методике «КОС». Полученные данные свидетельствуют о том, что у большинства (двенадцать человек) из курсантов развит высокий и очень высокий уровень коммуникативных склонностей, что говорит о потребности испытуемых расширять круг своих знакомых, проявлять инициативу в общении.

По шкале организаторские склонности также у большинства (двенадцать человек) курсантов были получены очень высокие и высокие баллы. На основе полученных данных мы можем сделать вывод, что испытуемые предпочитают в важном деле или создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами.

Результаты исследования курсантов-судоводителей по опроснику (ЛФР):

Показатели

Количество человек

Рациональность

Готовность к риску

Выше нормы

Ниже нормы

2

Ниже нормы

Выше нормы

1

Выше нормы

Выше нормы

7

Ниже нормы

Ниже нормы

0

Норма

Норма

5

В Таблице 1 представлена частота встречаемости результатов по шкалам «Рациональность» и «Готовность к риску». У семи респондентов оба показателя находятся в значении выше нормы: при этом профиле стратегия решения аварийных ситуаций предполагает эффективное использование своего потенциала и определение наиболее адекватных способов решения ситуации при заведомой неполноте необходимых ориентиров; высокий уровень самоконтроля собственных действий.

У пяти испытуемых показатели находятся в пределах нормы: при этом профиле стратегия решения аварийной ситуации предполагает адекватное использование своего потенциала; достаточную способность к выбору оптимальных способов решения аварийной ситуации; достаточный уровень самоконтроля.

Анализ результатов по пятифакторному личностному опроснику (Большая пятерка). Исходя из полученных данных мы можем сделать следующие выводы: у большинства (10 человек) курсантов-судоводителей преимущественно выражена экстраверсия и экспрессивность, что свидетельствует о их общительности, оптимизме и склонности иметь широкий круг друзей и знакомых. Также у девяти испытуемых ярко выражено преимущество в показателях по шкале привязанность – позитивное отношение человека к окружающим, им присуща отзывчивость, терпимость к недостаткам других, а также умение сопереживать. Эмоционально-волевая сфера характеризуется у десяти человек показала высокий уровень самоконтроля, говорящий о характерной настойчивости в деятельности и любви к порядку и комфорту.

На основе результатов исследования можно составить групповой портрет курсантов-судоводителей, учитывая ярко выраженные психологические характеристики.

У большинства курсантов преобладает интернальный контроль, что соответствует высокому уровню субъективного контроля. На основе полученных данных мы можем говорить о том, что курсанты считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом.

Респонденты продемонстрировали высокий и очень высокие уровни коммуникативных и организаторских способностей. Данные однозначно говорят о способностях самостоятельно принимать решение в трудной ситуации, отстаивать свое мнение и добиваться, чтобы оно было принято товарищами. Они не теряются даже в незнакомой обстановке, инициативны в общении и могут внести оживление в незнакомую компанию, любят выступать организаторами в деятельности, которая для них привлекательна. Все это испытуемые делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям и потребности в коммуникативной и организаторской деятельности.

Также еще одними важными психологическими переменными, влияющими на принятие решений являются рациональность и готовность к риску. У респондентов наиболее выражены оказались следующие профили: рациональность и готовность к риску выше нормы; и рациональность и готовность к риску в пределах нормы. Первый профиль предполагает эффективное использование своего потенциала в сложных ситуациях и определение наиболее адекватных способов решения ситуации при заведомой неполноте необходимых ориентиров; высокий уровень самоконтроля собственных действий.

Второй профиль также свидетельствует об адекватном использовании своего потенциала при решении аварийных ситуация, а именно: достаточную способность к выбору оптимальных способов решения аварийной ситуации и достаточный уровень самоконтроля.

Ярко выраженная экстраверсия у респондентов говорит о высокой общительности, склонности иметь большой круг друзей и знакомых, с которыми можно приятно провести время. Возможно проявление ослабленного контроля над чувствами и поступками, что объясняет их склонность к вспыльчивость. В работе, как правило, ориентированы на скорость выполнения задания, поэтому лучше выполняют трудные задания в ситуации дефицита времени. Также экстравертированность указывает на чувствительность курсантов к поощрению, что может повышать их мотивацию к деятельности.

Высокие значения по шкале привязанность определяют позитивное отношение респондентов к людям. Они зачастую могут испытывать потребность быть рядом с другими людьми. Во взаимоотношениях с окружающими умеют сопереживать, а также чувствуют ответственность за общее дело, добросовестно выполняют взятые на себя поручения. Испытуемые в общении предпочитают скорее сотрудничество, чем соперничество, в связи с чем зачастую пользуются уважением в группа.

Высокий самоконтроль поведения курсантов соответствует волевой регуляции поведения, что определяется такими чертами личности, как добросовестность, ответственность, обязательность, точность и аккуратность в делах. Респонденты зачастую проявляют настойчивость в деятельности и обычно достигают в ней высоких результатов.

Низкие значения по фактору эмоциональная устойчивость определяют испытуемых как самодостаточных, уверенных в своих силах, принимающих факты лиц. Склонны реалистично смотреть на обстоятельства жизни, хорошо осознавать требования действительности и чувствуют себя хорошо приспособленными к жизни. Курсанты показали себя как эмоционально устойчивые, сохраняющие хладнокровие и спокойствие даже в самых неблагоприятных ситуациях. Эмоциональная устойчивость также обуславливает их частое пребывание в хорошем расположении духа.

Полученные нами эмпирические данные представляются важными в направлении диагностики курсантов-судоводителей, а полученный групповой портрет может служить психологической основой для профессионального отбора курсантов.

Список литературы

  1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.

  2. Шелепова Е. С. К проблеме профессионально важных качеств субъекта трудовой деятельности // Вестник Тверского государственного университета. – 2008. – № 3 (Педагогика и психология). – С. 35–41.

  3. Пекарь Е.В., Иваницкая Е.А. Личностные качества в профессиональной деятельности морского специалиста // Научный вестник. – 2023. – Т. 15. – № 2. – С. 45-50.

  4. Герасимова И. В., Калита В. В., Орлова М.Ю., Павловский В. В., Диагностика социально-психологических качеств специалистов морского флота // Вестник Гуманитарного Института. – 2003. - №4. – С. 60-86.

Просмотров работы: 37