В условиях стремительного технического прогресса сфера образования требует трансформации, чтобы соответствовать новым реалиям и запросам общества. Иностранные языки, как инструмент коммуникации и доступа к знаниям, играют в этом процессе ключевую роль. Сегодня их значимость и востребованность значительно выросла. Это обусловлено растущей глобализацией, развитием международного сотрудничества, усилением межкультурных связей, расширением рынка труда, и, конечно, появлением новых технологий. В этой связи, образовательные учреждения должны переосмыслить подходы к изучению иностранных языков, внедряя современные методы обучения, инновационные технологии, и ориентируясь на практическое применение языка в реальных ситуациях. Чтобы успешно справиться с поставленной задачей, обучающимся необходимо развить определенный набор компетенций. Эти компетенции отражают уровень владения языком [2] и включают в себя знания, умения и навыки, которые необходимы для выполнения конкретных действий и достижения желаемого уровня личностного развития.
Цель данного исследования: рассмотрев теоретические основы изучения фонетической компетенции, предложить варианты исследовательских проектов с применением искусственного интеллекта для развития иноязычной фонетической компетенции обучающихся.
В этой связи в ходе исследования решались следующие задачи:
Рассмотреть сущность понятия «фонетическая компетенция»;
Дать определение понятию «исследовательские проекты» и описать его особенности на уроках английского языка в 10 классе;
Раскрыть потенциал исследовательских проектов с применением искусственного интеллекта;
Представить варианты исследовательских проектов с применением искусственного интеллекта.
Для достижения поставленной цели в исследовании использовался различный теоретический материал – работы А.А. Хомутовой, А.И. Савенкова и Е.М. Вишневской, а также применялись такие методы исследования, как:
1. Методы теоретического уровня: анализ научной литературы по проблеме, обобщение, сравнение и систематизация теоретических данных;
2. Методы экспериментально-теоретического уровня: моделирование и синтез.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования (ФГОС СОО) основная цель обучения иностранному языку – формирование и развитие коммуникативной компетенции, понимаемой как способность личности осуществлять межкультурное общение на основе усвоения языковых и социокультурных знаний, речевых навыков и коммуникативных умений в совокупности её составляющих — речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенции [5].
Одной из самых главных составляющих языковой компетенции является фонетическая компетенция, без которой целостное общение на иностранном языке невозможно. А. А. Хомутова утверждает, что фонетическая компетенция – это основанная на знаниях, умениях, навыках и отношениях способность индивида осуществлять иноязычную коммуникацию в соответствии с произносительными нормами изучаемого языка [7, с. 73].
Согласно Е. М. Вишневской фонетическая компетенция в английском языке — это система, в основу которой входят следующие компоненты: знания о нормативном составе произносимых элементов иностранного языка, слухо-произносительные и ритмико-интонационные навыки автоматизации их отбора и комбинирования, а также фонетические умения [1]. К фонетическим умениям относятся: умение различать звуки и буквы, отличать гласные звуки от согласных, глухие от звонких, определять явление палатализации, умение записывать и читать транскрипцию, интонировать словосочетания и предложения, умение определять место ударения в слове и синтагме. Для успешного использования коммуникативной компетенции в процессе иноязычной межкультурной коммуникации необходима форсированность у обучающихся фонетических навыков во всех видах речевой деятельности.
ФГОС СОО по учебному предмету «Иностранный (английский) язык» 2023 года включают в число предметных результатов овладение фонетическими навыками и требуют, чтобы обучающиеся 10 классов были способны различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмикоинтонационных особенностей; выразительно читать вслух небольшие тексты объёмом до 140 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрируя понимание содержания текста [5].
В современных условиях многозадачности и быстро меняющихся обстановок на рабочем месте наблюдается высокая потребность в ответственных специалистах, способных оперативно и качественно находить нестандартные решения. Более того, ключевой задачей профориентационной работы с обучающимися старших классов, как подчеркивает Т. Г. Мухина, является подготовка учащихся к самостоятельному и осознанному планированию, а также к саморазвитию и самореализации [3]. Яркий интерес учащихся к исследовательской деятельности положительно влияет на их выбор профессии. В Федеральном государственном образовательном стандарте в блоке познавательных универсальных учебных действий представлены требования к результатам обучения, обусловливающие необходимость развития индивидуальной проектно-исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность выступает как инструмент, способный сделать изучаемый предмет более привлекательным для обучающихся. А. И. Савенков характеризует исследовательскую деятельность как специфическую деятельность, направленную на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью [4].
Выделяют несколько направлений исследовательской деятельности: исследовательское, творческое, прикладное, инженерное, игровое, информационное, бизнес-проектирование и социальное. Одним из методов реализации учебно-исследовательской деятельности является исследовательский проект. Его цель на уроках английского языка в 10 классах состоит в том, чтобы: реализовать творческий потенциал; удовлетворить познавательные потребности; научить обучающихся самостоятельному мышлению.
Стоит отметить, что в 21 веке активно развиваются и используются различные виды искусственного интеллекта. Искусственный интеллект – это способность цифровых устройств выполнять задачи, которые свойственны разумным существам [6]. Нейросети, программы распознавания речи и виртуальные ассистенты способствуют повышению мотивации у современных школьников. Исследовательские проекты с применением искусственного интеллекта могут послужить эффективным инструментом для развития иноязычной фонетической компетенции.
Согласно многим исследованиям, большинство современных УК для 10-го класса не всегда соответствует требованиям, необходимым для развития фонетической компетенции. Поэтому возникает необходимость разработки дополнительных заданий, направленных на развитие произносительных навыков обучающихся.
В этой связи в нашем исследование мы предлагаем следующие варианты для реализации исследовательских проектов с применением искусственного интеллекта.
С помощью сервисов с возможностью озвучивания текста, таких как Яндекс.Переводчик и Google.Translate, можно изучать, каким акцентам чаще всего подражает нейросеть. Данный проект поможет сформировать у обучающихся представление о самом часто используемом варианте английского языка. В дальнейшем результаты данного исследовательского проекта могут быть использованы для развития фонетической компетенции, так как обучающиеся могут узнать о различных вариантах английского языка (например, британский, американский, австралийский и т.д.). Это позволит понять, что английский язык многогранен и развить более гибкое восприятие языка.
На основе платформ, которые специализируются на воспроизведение речи при помощи ИИ, можно выявить частотность употребления различных фонетических явлений, характерных для разных вариантов английского языка. Например, платформы Oddcast, Genny, NaturalReaders позволяют выбрать пол говорящего и вариант языка, которым будет озвучен текст, что позволит выявить частотность использования фонетических явлений в разных языковых вариантах. Результаты данного исследовательского проекта также могут быть использованы для развития фонетической компетенции, так как обучающиеся могут повторять за озвучиванием, что помогает улучшить их собственное произношение. Сравнение своего звучания с ИИ поможет выявить ошибки и области для дальнейшего совершенствования.
Таким образом, внедрение исследовательских проектов с применением искусственного интеллекта предоставляет новые возможности для успешного развития иноязычной фонетической компетенции. Использование инструментов искусственного интеллекта позволяет создать более интерактивную и мотивирующую среду для обучения, а также формирует ключевые компетенции XXI века, необходимые для успешной жизни в современном мире.
В дальнейшем результаты данного исследования могут быть применены для разработки новых учебных материалов, пособий и упражнений, в основе которых лежит искусственный интеллект, необходимый для анализа и коррекции произношения обучающихся старшей школы. Помимо этого, результаты могут быть применены для обучения и переподготовки учителей иностранного языка, чтобы обучить их эффективно применять возможности искусственного интеллекта в своей профессиональной деятельности.
В качестве перспективы для дальнейшего исследования можно поставить задачу выявить, как подобные исследовательские проекты с использованием искусственного интеллекта могут влиять на фонетическое развитие на разных этапах обучения.
Список литературы
Вишневская Е. М. Структура и содержание англоязычной фонетической компетенции студентов // Вестник ТГУ. 2013. № 2. с. 37-42.
Қизи, И. Г. А. Структура и содержание англоязычной фонетической компетенции студентов // International Journal of Formal Education. 2024. 3 (10). С. 131–141.
Мухина Т. Г., Сорокоумова С. Н., Егорова П. А., Яркова Д. Д. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера обучающейся молодежи в условиях интегративного комплекса «школа – вуз» // Вестник Мининского университета. 2019. Том 7. №4. С. 14.
Савенков А. И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников // Москва: Генезис. 2005. 203 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Одобрен решением от 12 августа 2022 г. № 732). – URL: https://fgosreestr.ru/educational_standard/federalnyi-gosudarstvennyi-obrazovatelnyistandart-srednego-obshchego-obrazovaniia-1 (дата обращения: 26.09.2024).
Чимров А. В., Сидоров В. В., Качалов Н. А. Применение нейронных сетей в обучении ИЯ. Язык. Общество. Образование: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции "Лингвистические и культурологические аспекты современного инженерного образования" // Томск: ТПУ, 2020. — С. 288-292
Хомутова А. А. Фонетическая компетенция: структура, содержание // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. 2013.Том 10. №2. с. 71-76.