РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Францева Н.Н. 1, Шамота Ю.С. 1
1Ставропольский филиал ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Лидерство - это общественное влияние, которое объединяет других и мотивирует прикладывать максимальные усилия для достижения цели. За лидерами идут не из-за формальной власти и полномочий, а из-за доверия и уважения. Хотя эти вещи далеко не всегда взаимоисключают друг друга.

Настоящие лидеры в истории - это политики, полководцы и деятели, меняющие уклад жизни и подталкивающие людей на великие подвиги. Например, можно вспомнить харизматичного царя Леонида и верный ему отряд 300 спартанских воинов, удерживавших оборону против целой армии персов.В современном бизнесе такие люди - визионеры вроде Стива Джобса и Илона Маска.

Лидерство - это ценное качество, которое может иметь значительное влияние на жизнь ребенка. Оно может помочь им достичь успеха в различных сферах, таких как учеба, социальные взаимодействия и личное развитие.В младшем школьном возрасте у детей закладываются основы будущих личностных качеств, в том числе и лидерских. Вовремя и правильно организованное развитие лидерских качеств поможет ребенку в будущем преуспеть в различных сферах жизни.

Что такое лидерские качества?

Лидерские качества - это набор определенных навыков, способностей и черт характера, которые позволяют человеку влиять на других и вести их за собой. К основным лидерским качествам относят:

- коммуникабельность

- уверенность в себе

- ответственность

- мотивация

- эмпатия

- целеустремленность

- креативность

Как развивать лидерские качества у младших школьников?

Наиболее значимыми качествами личности в современном динамичном мировом сообществе становятся активность, мобильность, конкурентоспособность. Действительно, в современном мире эти качества играют огромную роль как в становлении личности, так и в воспитаниилидерских качеств. И воспитывать их можно в различных ситуациях как дома, так и в школе. И именно в школе это делать оптимальнее всего, так как педагог может отследить поведение своих учеников и сделать вывод о том, у кого какие способности и задатки к лидерству. И делать это можно как на уроке, так и во внеурочной деятельности:

  • Поощряйте участие детей в общественной деятельности. В школах и внешкольных учреждениях часто проводятся различные мероприятия, где у детей есть возможность проявить себя. Поощряйте их участие в таких мероприятиях, чтобы они учились брать на себя ответственность, выступать перед аудиторией и взаимодействовать с другими.

  • Создавайте ситуации, где дети могут быть лидерами. Во время уроков или игр можно давать детям возможность возглавлять группы или вести за собой сверстников. Это поможет им развить уверенность в себе и научиться управлять другими.

  • Развивайте коммуникативные навыки. Лидер должен уметь эффективно общаться с окружающими. Учите детей правильно формулировать мысли, ясно излагать свои идеи и активно слушать собеседников.

  • Участие в групповых мероприятиях, таких как спорт, клубы или командные проекты, может помочь детям развить свои лидерские качества. Это позволяет им работать с другими, принимать на себя руководящие роли и учиться на своем опыте.

  • Признавайте и вознаграждайте детей за демонстрацию лидерских качеств. Это может мотивировать их продолжать развиваться в этом направлении. Однако избегайте чрезмерного вознаграждения, которое может привести к ожиданию награды за все.

Помимо этого, учитель может проводить тематические классные часы, во время которых младшие школьники смогут рассказать о себе как можно больше.

Оптимальнее всего проводить их в конце первого класса, когда школьный коллектив уже сформировался, а учащиеся привыкли друг к другу.

Существует несколько видов влияния ребенка-лидера на коллектив:

1. Лидеры-организаторы (способные организовать группусверстников для выполнения заданий).

2. Лидеры-генераторы эмоционального настроя (обладающиеспособностью создания определенного настроения в коллективе).

3. Лидеры-инициаторы (обладающие фантазией, способныепридумать идеи различных проектов и инициатив).

4. Лидеры-эрудиты (являющиеся авторитетом в учебнойдеятельности).

5. Лидеры-умельцы (обладающие умением рукоделия, рисованияи имеющие авторитет в этой области).

Значение развития лидерских качеств

Развитие лидерских качеств у детей младшего школьного возраста имеет большое значение для их будущего успеха и благополучия. Лидерские навыки помогают детям:

  • Стать более уверенными в себе;

  • Улучшить свои социальные навыки;

  • Приобрести чувство ответственности;

  • Вырабатывать здоровые амбиции;

  • Достигать поставленных целей;

  • Стать успешными в различных сферах жизни.

Развитие лидерских качеств у детей младшего школьного возраста имеет решающее значение для их успеха в будущем. Предоставляя возможности, поощряя инициативу, моделируя поведение, участвуя в групповых мероприятиях, признавая усилия и предоставляя поддержку, мы можем помочь нашим детям стать лидерами, которыми гордится наше общество.

Список литературы

  1. Кричевский, Р.Л. Психология лидерства [Текст] / Р.Л. Кричевский – М.: Статут, 2007 – 542 с.

  2. Пинчук С.Р. Формирование лидерских качеств младшего школьникаhttps://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2023/04/06/formirovanie-liderskih-kachestv-mladshego-shkolnika

  3. Склинская Л.В.Развитие лидерских качеств у младших школьниковво внеурочной деятельностиhttps://multiurok.ru/files/doklad-na-temu-razvitie-liderskikh-kachestv-u-mlad.html

Просмотров работы: 3