ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Казакова Д.А. 1, Горлатых О.Ю. 1
1ФГБОУ ВО "Курский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

За последние годы выборы прочно вошли в жизнь российского общества в качестве реально функционирующего института формирования основ народовластия. Продолжается становление и развитие современной избирательной системы Российской Федерации. В новых политико-правовых условиях порядок организации и проведения свободных, справедливых выборов приобретает особую значимость в качестве одного из средств обеспечения реализации и защиты конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления [1]. Только за 2024 год в единый день голосования в Российской Федерации состоялось свыше четырех тысяч избирательных кампаний, не считая выборов Президента Российской Федерации в марте 2024 года.

Судебная защита избирательных прав граждан в Российской Федерации представляет собой процесс обращения в суд с жалобами и административными исковыми заявлениями по поводу нарушений избирательных прав. Граждане могут обжаловать действия или бездействие избирательных комиссий, кандидатов, общественных объединений и должностных лиц, партий и других участников избирательного процесса. Судебная защита позволяет гражданам защитить свои права и интересы, а также способствует соблюдению законности и справедливости в избирательном процессе [7, c. 145].

Современное конституционное право рассматривает институт выборов как неотъемлемое свойство демократии - средство реализации народного суверенитета, способ формирования и выражения общественного мнения. Посредством выборов формируются различные органы государственной власти - парламенты, главы государств и т.д.

Система законодательства, регламентирующая реализацию избирательных прав граждан РФ, включает в себя пять различных подсистем, устанавливающих порядок избрания соответствующих органов государственной власти: порядок избрания Президента Российской Федерации, порядок избрания депутаток Государственной Думы, порядок избрания глав субъектов Российской Федерации, порядок избрания депутатов законодательных органов субъектов Федерации, порядок избрания органов местного самоуправления.Защита избирательных прав граждан на всех уровнях власти в Российской Федерации имеет важное значение для обеспечения демократических принципов в обществе. Избирательное право является основополагающим элементом политической системы, позволяющим гражданам выражать свою волю через участие в выборах, поэтому обеспечение судебной защиты избирательных прав граждан играет ключевую роль в поддержании демократических принципов и правового государства.

Важность защиты избирательных прав граждан проявляется в нескольких аспектах. Во-первых, судебная защита позволяет предотвратить любые попытки нарушения прав граждан на участие в выборах и референдуме или искажения результатов голосования в короткие процессуальные сроки.

Во-вторых, судебная защита избирательных прав способствует укреплению доверия граждан к избирательной системе. Когда люди видят, что правонарушения в сфере избирательных процессов могут быть обжалованы и рассмотрены судом, это повышает прозрачность и легитимность выборов. Это важно для создания условий для свободных и честных выборов, которые отражают реальную волю избирателей [8, с. 10].

Кроме того, судебная защита избирательных прав способствует укреплению правовой культуры общества. Принципы законности и справедливости, закрепленные в Конституции Российской Федерации, федеральном и региональном законодательстве, получают конкретное воплощение через решения судов, вынесенные по избирательным спорам. Важнейшим источником, дающим разъяснения, в области судебной защиты избирательных прав граждан Российской Федерации выступает Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 г. № 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - ПП ВС от 27 июня 2023 года № 24) [4]. Оно способствует формированию у граждан и судов понимания важности правовых норм и их соблюдения в политической жизни страны. Так, вступившее в законную силу судебное решение является обязательным для всех участников избирательного процесса [4].

В целом, проблемы судебной защиты избирательных прав граждан в России требуют комплексного анализа и принятия мер со стороны государственных органов для обеспечения эффективной защиты избирательных прав и соблюдения принципов законности и справедливости в ходе избирательных процессов.

Анализ судебной практики показывает, что граждане активно обращаются в суды с жалобами и исками о защите своих избирательных прав. Причинами для обращения в суд являются нарушения в процессе выборов, например, фальсификации результатов голосования, нарушения правил регистрации кандидатов, отказ в выдвижении кандидатов в связи с неправильным размером строк в подписных листах и другие нарушения избирательного процесса.

Суды рассматривают подобные иски и жалобы с учетом конституционных норм, федерального и регионального законодательства о выборах и судебной практики. Важным аспектом анализа судебной практики является определение тенденций в принятии решений судов по подобным делам. Например, какие аргументы суды принимают во внимание при определении нарушений и какие меры применяются к нарушителям избирательного процесса [4].

Эффективность судебной защиты избирательных прав граждан также зависит от качества проводимых экспертиз, доказательств и изучения всех обстоятельств дела судьями. Очень важно, чтобы суды принимали обоснованные и справедливые решения, исходя из действующего законодательства и принципов права.

Вместе с тем презумпция достоверности сведений, содержащихся в официальных справках компетентных государственных органов, не означает, что такие сведения во всех случаях соответствуют действительности, а потому не исключает возможности их оспаривания.

Согласно п. 69 ПП ВС от 27 июня 2023 года № 24 суд, осуществляющий при рассмотрении административного дела повторную проверку сведений, содержащихся в подписных листах, в целях проверки законности и обоснованности решения избирательной комиссии, комиссии референдума не может быть связан исключительно данными официальной справки уполномоченного государственного органа, использованной избирательной комиссией, комиссией референдума - он вправе запросить у уполномоченного органа информацию, необходимую для проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, при наличии достаточных сомнений в обоснованности выводов избирательной комиссии, комиссии референдума об их несоответствии действительности и должен принимать свое решение на основе оценки всей совокупности доказательств, отвечающих требованиям допустимости, относимости и достоверности (п. 3, п.п. «в» п. 6.4, п. 6.5 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" [2], ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации [3]). Если судом не были совершены действия, направленные на установление истины по делу, на установление всех имеющих значение для дела обстоятельств, то судебное решение необходимо признать незаконным.

Однако, в судебной практике нередко возникают проблемы, связанные с необоснованным отказом в удовлетворении исков, недостаточной экспертизой избирательных нарушений. Такие проблемы могут снижать доверие граждан к судебной системе и ухудшать ситуацию с защитой избирательных прав.

Так, указание полного адреса места жительства не является основанием для признания подписных листов недействительными, так как Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" [2] не содержит запрета на указание в подписных листах в данных о месте жительства кандидата полных данных с указанием не только города, но улицы и дома.

На наш взгляд, необходимо улучшить доступность и эффективность судебной системы для разрешения споров по поводу нарушения избирательных прав. Это может быть достигнуто путем оптимизации процедур и упрощения процесса обращения граждан в суд.

Дальнейшим шагом в усовершенствовании судебной защиты избирательных прав может быть усиление ответственности за нарушения, связанные с избирательным процессом. Это включает в себя более строгие меры наказания за фальсификацию результатов выборов, давление на избирателей или другие формы. Повышение штрафов и ужесточение наказаний может способствовать снижению инцидентов нарушений избирательных прав.

Одним из важных аспектов развития судебной защиты избирательных прав является повышение квалификации судей и специалистов, участвующих в рассмотрении подобных дел. Это включает в себя организацию специализированных образовательных программ, обмен опытом между различными регионами страны [7, с. 148] с целью реализации принципа единообразия судебной практики.

Для обеспечения более эффективной судебной защиты избирательных прав также важно укреплять институты медиации. Эти метод разрешения споров может обеспечить более быстрое и доверительное урегулирование конфликтов, связанных с нарушениями избирательных прав.

Наконец, важным направлением усовершенствования судебной защиты избирательных прав выступает обеспечение широкого информационного доступа к законодательству и правам избирателей. Повышение осведомленности граждан о своих правах и процедурах защиты их избирательных прав может способствовать более активному и ответственному участию граждан в выборах.

Основные принципы судебной защиты избирательных прав граждан, такие как доступность, независимость и беспристрастность судов, а также право на обжалование действий и решений, касающихся выборов, являются краеугольными камнями, на которых строится система защиты избирательных прав. Эти принципы обеспечивают не только правовую определенность, но и доверие граждан к судебной системе. Граждане должны иметь возможность эффективно защищать свои права, и отсутствие препятствий для доступа к судебной защите является важным условием для реализации этого права. Важно подчеркнуть, что соблюдение этих принципов является неотъемлемой частью функционирования правового государства и основой для обеспечения справедливых выборов [9, с. 82].

Особенности процедуры судебной защиты избирательных прав граждан в России также требуют отдельного внимания. Процессуальные нормы, регулирующие порядок рассмотрения дел, связанных с избирательными правами, должны быть четкими и понятными для граждан. В то же время, необходимо учитывать специфику избирательного процесса, которая требует оперативности в принятии решений. Судебная практика показывает, что многие граждане сталкиваются с трудностями при обращении в суд, что может быть связано как с недостаточной правовой грамотностью, так и с отсутствием необходимых ресурсов для защиты своих прав. Поэтому важным аспектом является не только наличие законодательных норм, но и их реальная реализация на практике [6, с. 136].

Роль судебной практики в обеспечении избирательных прав граждан нельзя переоценить. Судебные акты не только формируют правоприменительную практику, но и способствуют развитию правосознания в обществе. Примеры успешной судебной защиты избирательных прав служат важным сигналом для граждан о том, что их голоса имеют значение и что существует механизм защиты от нарушений [5]. В то же время, случаи отказов в защите избирательных прав могут подрывать доверие к судебной системе и вызывать разочарование у граждан [10, с. 6]. Поэтому необходимо постоянно анализировать судебную практику, выявлять ее недостатки и работать над их устранением.

Несмотря на наличие законодательных норм, направленных на защиту избирательных прав, существует ряд проблем, которые требуют внимания. К ним можно отнести недостаточную информированность граждан о своих правах, сложности с доступом к судебной системе. Все эти факторы могут привести к тому, что граждане не будут обращаться за защитой своих прав, что, в свою очередь, подрывает демократические основы общества.

Важным шагом на пути к улучшению ситуации является принятие законодательных инициатив, направленных на упрощение процедур обжалования и повышение доступности судебной защиты. Необходимо разработать меры, которые позволят гражданам более эффективно защищать свои права, включая создание специализированных органов, которые будут заниматься вопросами избирательных прав, а также проведение информационных кампаний, направленных на повышение правовой грамотности населения. Эти меры могут существенно повысить уровень доверия граждан к судебной системе и способствовать более активному участию граждан в избирательном процессе.

Также стоит отметить, что развитие технологий и цифровизация судебной системы открывают новые возможности для улучшения судебной защиты избирательных прав. Внедрение электронных сервисов для подачи исков, получения информации о ходе дел и общения с судебными органами может значительно упростить процесс обращения граждан за защитой своих прав. Однако важно, чтобы такие технологии были доступны всем слоям населения, включая людей с ограниченными возможностями здоровья и тех, кто не имеет доступа к современным технологиям [8, с. 11].

Таким образом, судебная защита избирательных прав граждан в Российской Федерации является сложной и многогранной проблемой, требующей комплексного подхода. Необходимы как законодательные изменения, так и практические меры, направленные на улучшение доступа граждан к судебной защите. Успешная реализация этих мер позволит укрепить доверие граждан к судебной системе. В конечном итоге, эффективная судебная защита избирательных прав является важным условием для формирования активного гражданского общества, где каждый гражданин чувствует свою значимость и готов участвовать в общественной жизни.

В заключение можно сказать, что судебная защита избирательных прав граждан – это не только юридическая, но и социальная проблема, решение которой требует совместных усилий со стороны государства, судебной системы и общества в целом. Только совместными усилиями можно создать условия, при которых каждый гражданин будет уверенно чувствовать себя защищенным и сможет реализовать свое право на участие в выборах.

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г., изменениями от 6 октября 2022 г.) [Электронный ресурс]. URL:https://www.consultant.ru/ document/cons_ doc_LAW_28399/ (датаобращения 20.12.2024).

  2. Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_ doc_LAW_28399/ (датаобращения 20.12.2024).

  3. Кодекс административного судопроизводства от 08.03.2015 № 21-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_ doc_LAW_28399/ (датаобращения 20.12.2024).

  4. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 г. № 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_ doc_LAW_28399/ (датаобращения 20.12.2024).

  5. Постановление Конституционного Суда РФ от 13.12.2024 г. № 57-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 25, 26 и 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и части 1 статьи 35 Закона Оренбургской области "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области" в связи с жалобами Оренбургского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации", а также граждан О.П. Ведяшкиной, Н.Н. Лепикоршевой и С.У. Шинтемировой"[Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_ doc_LAW_28399/ (датаобращения 20.12.2024).

  6. Акимова И. Л., Коваленко А. С., Аничкин Е.С. Виды судебных споров по делам о защите избирательных прав граждан Российской Федерации // Российско-азиатский правовой журнал. 2021. № 4. С. 134-139.

  7. Бондарь Н.А. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. // Litres. 2022. № 1. С. 145-148.

  8. Иняшева К.А., Масловская М.В. Влияние Решений Конституционного Суда Российской Федерации на развитие избирательного права // Огарёв-Online. 2023. №. 1 (186). С. 10-15.

  9. Казанцева А. П. Проблемы деятельности судов общей юрисдикции по защите избирательных прав российских граждан // International scientific review of the problems of law. 2018. С. 80-85.

  10. Князев С.Д., Кокотов А.Н. Еще раз о судебной защите избирательных прав: Краткий комментарий к Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 24 марта 2020 года № 12 // Журнал конституционного правосудия. 2020. №. 5. С. 1-7.

Просмотров работы: 70