Технология социальной терапии в работе с детьми-инвалидами - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Технология социальной терапии в работе с детьми-инвалидами

Лабунская В.И. 1, Косенко А.Г. 1
1ИТ (филиал) ДГТУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы: «Технология социальной терапии в работе с детьми-инвалидами» обусловлена тем, что в современном обществе проблема детской инвалидности приобретает всё большее значение, требуя внимания и разработки эффективных методов социальной работы. Дети с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с множеством трудностей, включая социальную дезадаптацию, ограничения в жизнедеятельности и обучении. В связи с этим возникает необходимость применения инновационных технологий социальной терапии, направленных на улучшение качества их жизни и интеграцию в общество.

Цель исследования - на основе анализа теоретической литературы и практического опыта исследовать применение технологии социальной терапии в работе с детьми-инвалидами.

Методы исследования включают: теоретические – тематический отбор и систематизация научных источников, обобщение материала, эмпирические – изучение документации, метод опроса в форме анкетирования, количественный анализ и качественная интерпретация полученных результатов.

К категории детей-инвалидов в Российской Федерации относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребёнка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем. В последние десятилетия значительно возросло количество детей-инвалидов, увеличившись на 63,5%. Эти показатели являются катастрофически негативными для динамично развивающегося государства и продолжают расти. По данным статистики в 2024 году в стране насчитывается 755459 детей с ограниченными возможностями здоровья. Ежегодно, прирост детей с инвалидностью составляет около 3,5%[1].

Социальная терапия представляет собой комплексный метод, включающий медицинскую, психологическую, социологическую и философскую модели. Этот интегративный подход направлен на обеспечение социальной адаптации, интеграции и реабилитации детей с инвалидностью. Социальная терапия оказывает влияние как на отдельную личность ребенка, так и на его социальное окружение, включая семью и образовательные учреждения.

В России школьное образование получают более миллиона учеников с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Почти половина из них учится в коррекционных школах. В настоящее время по всей стране таких школ около 1,5 тысяч. Другая часть ребят получает образование в инклюзивном формате. Инклюзивное образование не только является основой для социальной интеграции детей-инвалидов, но и способствует созданию условий для обучения и развития каждого ребенка, независимо от его индивидуальных особенностей и потребностей. Основные принципы инклюзивного образования заключаются в равенстве, доступности и учете индивидуальных потребностей каждого ребенка. Но, дети с инвалидностью часто испытывают трудности в обучении, общении и овладении профессиональными навыками, что требует грамотно организованной социальной работы.

Социальная терапия является важным и многоаспектным инструментом в работе с детьми-инвалидами. Она направлена на достижение максимально возможного уровня их социального здоровья, что включает коррекцию и адаптацию физических и психологических патологий, а также обеспечение полного физического, душевного и социального благополучия. Основные задачи социальной терапии включают исправление и коррекцию поведения, предупреждение дисфункций, обеспечение нормального развития и самоутверждение личности. Методы социальной терапии разнообразны и включают административные, экономические, психолого-педагогические и терапевтические методы. Применение социальной терапии позволяет эффективно решать сложные социально-психологические проблемы детей-инвалидов, способствуя их социальной адаптации, интеграции и социализации. Она играет ключевую роль в государственной социальной политике и в деятельности социальных служб, направленных на улучшение качества жизни граждан и профилактику кризисных ситуаций. В долгосрочной перспективе социальная терапия способствует формированию качественных отношений и поддержке, необходимой для полноценного развития и самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе[2].

Технологии социальной терапии обеспечивают всестороннее воздействие на развитие и реабилитацию детей с инвалидностью. Включение разнообразных методов арт-терапии, таких как сказкотерапия, куклотерапия, изотерапия и другие, способствует развитию или компенсации утраченных способностей детей-инвалидов. Данные методы помогают детям проявлять свои способности и достигать высоких результатов в значимой для них деятельности. Систематическое поощрение успехов ребенка, определение видов деятельности, в которых ребенок может проявить себя наилучшим образом, и отказ от негативной критики являются важными аспектами социальной терапии. Это способствует повышению мотивации и самооценки детей-инвалидов. Активное включение родителей в реабилитационный процесс является необходимым условием. Родители должны участвовать в реабилитационных занятиях, родительских днях и получать рекомендации по выполнению упражнений в домашних условиях[3].

Применение технологий социальной терапии образовательным учреждением в работе с детьми-инвалидами способствует значительному улучшению их социального, эмоционального и физического состояния. Это позволяет не только корректировать поведенческие и психологические нарушения, но и обеспечивать полноценное развитие и благополучие детей в условиях образовательного процесса. Важно продолжать развивать и совершенствовать эти технологии, чтобы обеспечить максимальную эффективность и помочь каждому ребенку реализовать свой потенциал. Однако, для успешного применения этого метода необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и работать в сотрудничестве с другими специалистами, такими как психологи, педагоги и медицинские работники.

В практической части исследования был проведен анализ деятельности МБОУСШ № 15 г. Волгодонска по применению технологий социальной терапии в работе с детьми-инвалидами. В школе проводится инклюзивное образование, и из 867 учеников - 23 дети с инвалидностью, что составляет 2,7%. В рамках применения технологий социальной терапии с детьми-инвалидами разработана и внедрена в дополнительный образовательный процесс программы «Семицветик», «Акварелька», «Домисолька», Экодизайн». В 2024 учебном году были проведены открытие уроки на темы: «Арт терапия ВЗ», «ЁЛОЧКА», «Волшебный мир сказки» и др. Применение технологий социальной терапии в МБОУСШ № 15 г. Волгодонска с инклюзивным образованием создает более гармоничную образовательную среду, где каждый ученик может развиваться в комфортной атмосфере поддержки и понимания. Это не только способствует академическим успехам, но и формирует важные жизненные навыки, такие как коммуникация, сотрудничество и эмоциональная устойчивость.

Анализ организации и проведения мероприятий по исследованию эффективности технологии социальной терапии в работе с детьми-инвалидами осуществлялся в виде опроса респондентов в форме анкетирования. В опросе прияли участие пять учеников 6-го класса, и по одному ученику 7-го и 9-го классов. В целом опрос показал положительные результаты. Все семь респондентов отметили, что в школе созданы условия для детей с инвалидностью, что свидетельствует о хорошей инфраструктуре и поддержке. Пять учащихся (71,4%) знакомы с технологиями социальной терапии, двое (28,6%) - нет, что указывает на необходимость улучшения информирования и вовлечения всех учащихся. Пять учащихся (71,4%) отметили улучшение навыков общения, после проведения с ними технологий социальной терапии. Самым популярным методом стало рисование (71,4%), также популярны музыкотерапия (42,9%) и лепка из пластилина (42,9%). Шесть учащихся чувствуют поддержку и понимание со стороны специалистов школы. Четыре учащихся (57,1%) хотят увеличения продолжительности занятий, пять (71,4%) - большего разнообразия материалов и техник, три (42,9%) - больше индивидуальных занятий, два (28,6%) - больше групповых занятий. Все семь учащихся оценили систему социальной терапии положительно. Шесть учащихся (85,7%) отметили, что мероприятия помогают им лучше адаптироваться. Эти результаты показывают, что мероприятия по социальной терапии имеют положительное влияние на учащихся, способствуя их адаптации и улучшению навыков общения, однако есть потенциал для дальнейшего улучшения и разнообразия, предлагаемых программ.

Вторым этапом эмпирического исследования был проведен опрос среди шести специалистов, им было предложено ответить на 10 закрытых вопросов, посвященных применению технологий социальной терапии в работе с детьми-инвалидами ы. Проанализировав ответы специалистов школы № 15, работающих с детьми-инвалидами, можно сделать вывод они считают, что школа создает достаточные условия для обучения детей с инвалидностью, что свидетельствует о высоком уровне поддержки и инфраструктуры. Уровень мотивации детей к обучению ими оценен, как средний (50%). Основные трудности включают ограниченную мобильность (66,7%), трудности в самообслуживании (50%) и психологические проблемы (83,3%). Среди технологий социальной терапии наиболее часто используются рисование и сказкотерапия (83,3%). Видимые положительные изменения отмечены у большинства детей (83,3%). В целом, специалисты школы № 15 демонстрируют высокий уровень профессионализма и стремление к улучшению условий для детей с инвалидностью. Однако существуют области, требующие дополнительного внимания и ресурсов, такие как повышение квалификации педагогов, улучшение материально-технической базы и адаптация учебных программ.

На основании проведенного анкетирования и анализа полученных результатов были сформулированы рекомендации по совершенствованию технологий социальной терапии в работе с детьми-инвалидами. Необходимо обеспечить регулярное повышение квалификации педагогов и специалистов, работающих с детьми-инвалидами. Это поможет улучшить их профессиональные навыки и знания об особенностях развития детей с различными типами нарушений. Важно предоставить специалистам дополнительные ресурсы и поддержку, такие как методическая помощь, консультации и участие ассистентов на уроках. Это позволит более эффективно адаптировать учебные программы и методы социальной терапии. Рекомендуется расширять применение различных методов социальной терапии, таких как рисование, сказкотерапия, музыкотерапия, лепка из пластилина и театральные постановки. Это позволит разнообразить реабилитационный процесс и сделать его более эффективным. Важно укреплять сотрудничество с родителями детей-инвалидов, вовлекая их в реабилитационный процесс. Это может включать регулярные консультации, участие в родительских днях и выполнение рекомендаций специалистов дома. Очень важно разработать систему оценки эффективности применяемых методов социальной терапии. Это позволит своевременно корректировать программы и улучшать их на основе полученных данных и обратной связи от специалистов и родителей. Данные меры помогут сделать технологии социальной терапии более эффективными и достаточными для детей с инвалидностью, способствуя их успешному развитию и социальной адаптации, а также способствовать их всестороннему развитию и улучшению навыков общения[4].

Реализация данных рекомендаций может способствовать повышению эффективности социальной терапии и улучшению качества жизни детей с инвалидностью. Это требует совместных усилий специалистов, родителей и образовательных учреждений, направленных на создание благоприятных условий для развития и социальной адаптации детей-инвалидов.

Перечень использованных информационных ресурсов

1. Технологии социальной работы: учебник для студентов высших учебных заведений / В.И. Жуков и др.; под ред. В.И. Жукова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Российский гос. социальный ун-т. - Москва : Изд-во Российского гос. социального ун-та, Омега-Л, 2011. — 385, [1] с. : табл. : 22 см - (Социальное образование XXI века).; ISBN 978-5-7139-0870-6 (Изд-во РГСУ) (в пер.), 978-5-370-02376-7 (Омега-Л). – Текст: непосредственный.

2. Данько, Ю.В. Социальная терапия: разноуровневые технологии преодоления деструктивного поведения : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11. - Ростов-на-Дону, 2004. - 167 с. – Текст: непосредственный.

3. Пьянкова Л.А. Понятие социальной терапии как метода решения социально-психологических проблем / Л.А. Пьянкова, В.Е. Хомичева // Общество: социология, психология, педагогика. - 2019. - № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-sotsialnoy-terapii-kak-metoda-resheniya-sotsialno-psihologicheskih-problem (дата обращения: 13.12.2024). – Текст: электронный.

4. Технология социальной работы с семьей и детьми : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Н. Приступа [и др.] ; под редакцией Е. Н. Приступы. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 465 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04437-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/538899 (дата обращения: 08.01.2025).

5. Козырева, О. А. Проблемы инклюзивного образования : учебное пособие для вузов / О. А. Козырева. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 179 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14411-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544327 (дата обращения: 13.12.2024).

6. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании : учебник для вузов / Е. А. Медведева [и др.] ; под редакцией Е. А. Медведевой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 274 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06713-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/539879 (дата обращения: 08.01.2025).

7. Виндижева, Р. Т. Реабилитация детей-инвалидов на основе ассистивных технологий / Р. Т. Виндижева // Инновационная наука. – 2024. – № 6-2. – С. 215-217. - ISSN 2410-6070. – Тест: непосредственный.

Просмотров работы: 22