Феномен одиночества всегда находился в поле интереса мыслителей, будь то философы [2],[4],[7],[10] или психологи [1],[5],[6],[9],[13]. Проделав анализ исследовательской литературы [8],[11],[12] мы остановились на определении одиночества С. Г. Корчагиной «Одиночество – это психическое состояние человека, отражающее переживание своей отдельности, субъективной невозможности или нежелания чувствовать адекватный отклик, принятие и признание себя другими» [5], так как оно соответствует сложности изучаемого феномена.
В данном понимании одиночества отмечается важность признания себя другими и самим собой. Особую критическую необходимость это приобретает для формирующейся личности старших школьников, так как может серьёзно сказаться на дальнейшем отношении подростка к себе и его восприятии окружающего мира. При этом самая явная форма переживания одиночества также впервые проявляется в подростковом и юношеском возрасте и, в случае если такое одиночество является вынужденным для подростка, а не добровольным и выбранным (уединение), оно может стать источником серьёзных психологических проблем и нарушений.
У подростков чаще встречается диффузный тип одиночества, он характеризуется состоянием «слияния» с обществом и невозможностью отделить собственное «Я». Следующим по популярности выступает диссоциированное одиночество, которое сочетает в себе чередующиеся стадии слияния с человеком или группой и полного отстранения от людей. Дети, находящиеся в таком одиночестве, часто импульсивны и склонны к приписыванию другим собственных качеств, критике людей, исходя из понимания себя.
Подростковый возраст по преимуществу считается этапом, когда происходит формирование характера. При этом оно тесно связано не только с условиями жизни, на данный процесс оказывают влияние учебная, трудовая и общественная деятельности. Важным с нашей точки зрения является так и то, что в данный период происходит выработка мировоззрения и жизненного самоопределения. В это время формируется большинство характерологических типов. Именно в этот возрастной период различные типологические варианты нормы («акцентуации характера») выступают наиболее ярко, т.к. черты характера не сглажены и не скомпенсированы жизненным опытом [14].
Подростковые акцентуации в данной работе определенны как чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайний вариант психической нормы [3]. В 1968 году термин "акцентуация" был введён и использован в выражениях "акцентуированная личность" и "акцентуированная черта личности". Однако в настоящее время более распространен термин "акцентуация характера", так как понятие личности гораздо более сложное, чем понятие характера. Личность включает в себя интеллект, способности, наклонности, мировоззрение и другие аспекты.
В подростковом возрасте происходит процесс активного формирования личности, начинается кризис подросткового возраста, который сопровождается эмоциональной нестабильностью, недостатком жизненного опыта и социальным давлением. В связи с перечисленным черты характера обостряются и становятся более выраженными именно в этот жизненный период. Их раннее определение у подростка имеет огромное значение как для профилактики, так и для педагогической и социально-психологической коррекции различных поведенческих и эмоциональных нарушений. Корректировка факторов, способствующих возникновению и развитию акцентуаций, может предотвратить формирование проблемной личности подростка, склонного к антисоциальным поступкам.
Несмотря на то, что феноменам субъективного одиночества в подростковой среде уделено внимание как в отечественной, так и в зарубежной литературе, что так же касается вопроса акцентуированных черт данной возрастной группы, исследований, обобщающих данные феномены, достаточно мало. Мы исходим из того, что существует значимая связь между типом личностных акцентуаций характера и субъективным ощущением одиночества.Выявление связей между наличием ощущения субъективного одиночества и конкретными акцентуациями характера поможет в дальнейшем найти или разработать более персонализированные формы подхода к работе со старшими школьниками с целью коррекции их эмоциональной сферы и поведенческих реакций, руководствуясь выявленными особенностями.
Активное формирование характера у старшеклассников, а также то, что в подростковом возрасте дети ещё только вырабатывают механизмы компенсации своих личностных акцентуаций, которые в этот период их жизни находятся на пике своего проявления, указывают на важность уделения пристального внимания этой области развития личности подростка. Необходимо заполнить пробелы в понимании того, как личностные особенности могут быть взаимосвязаны с восприятием одиночества у детей в данном возрасте. Это имеет значение как для теоретического развития психологии, так и для создания и адаптации персонализированных практических программ для поддержки подростков в школьной среде.
Список литературы
Вейс, Р. С. Вопросы изучения одиночества / Р. С. Вейс // Лабиринты одиночества. – 1989. – С.114–128.
Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Философия духа / Г. В. Гегель. – М.: Мысль, 1977. – 471 с.
Леонгард К. Акцентуированные личности / пер. с нем. В. М. Лещинской. – Киев: Вища школа, 1981. – 390 с.
Камю, А. Избранные произведения / А. Камю. – М.: Панорама, 1993. – 448 с.
Корчагина, С. Г. Генезис, виды и проявления одиночества / С. Г. Корчагина. − М., 2005. – 196 с.
Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. − М.: Просвещение, 1995. − 573 с.
Ницше, Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше. − М.: ИПЧ «Жанна», 1994. − 363 с.
Осин, Е. Н. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства / Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев // Психология. Журнал Высшей школы экономики. − 2013. − № 1. − С. 55–81.
Прохоров, А. О. Психология неравновесных состояний / А. О. Прохоров. – М.: ИП РАН, 1999. – 152 с.
Фромм, Э. Человек для себя / Э. Фромм. − М.: Просвещение, 1993. − 253 с.
Шабалина, О. М. Акцентуации характера и делинквентное поведение несовершеннолетних / О. М. Шабалина // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2019. – Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. – С. 104–109.
Шагивалеева, Г. Р. Культурологическое и психологическое понимание феномена одиночества / Г. Р. Шагилеева // Концепт. – 2013. – Спецвыпуск № 1. – С. 77-79.
Юнг, К. Г. Психологические типы / К. Г. Юнг. − М.: ЭКСМО−Пресс, 2001. – 480 с.
Чечина, А. И. Характерологические особенности старших подростков с тенденцией к одиночеству / А. И. Чечина, Ю. П. Деревянко // Наука России: Цели и задачи : сборник научных трудов по материалам X международной научной конференции, Екатеринбург, 10 августа 2018 года / Международная Объединенная Академия Наук. – Екатеринбург: НИЦ «Л-Журнал», 2018. – С. 44-48. – DOI 10.18411/sr-10-08-2018-10. – EDN VJRAAM.