Добровольческая деятельность стала неотъемлемой частью жизни студентов во многих университетах. Участие в ней предоставляет уникальную возможность для личностного роста, развития ценностей и формирования характера. Эта статья исследует роль добровольческой деятельности в формировании личностных ценностей у студентов.
Добровольчество, как социальное явление – глубокая традиция многих цивилизаций и народов, корни которого исходят из социальной природы людей, их естественного желания откликнуться на нужды других, объединять усилия для улучшения своей и окружающей жизни [1].
Добровольчество вносит общий и особый психологический смысл в жизнь любого сообщества, на местном уровне объединяет людей, укрепляет межличностные связи, помогает устранять противоречия. Быть добровольцем – это значит на основе выбора, исключающим какое-либо принуждение, помогать отстаивать права граждан на достойную жизнь, помогая обществу в целом [1].
Волонтерскую деятельность студентов рассматривают в научной литературе по-разному: как форму воспитательной работы, влияющую на субъективные и объективные личностные характеристики ее участников, как новаторскую методику, помогающую студенту обрести огромный воспитательный потенциал, как способ профессионального становления, как социальную технологию по самоорганизации молодежи, как ресурс активизации творческой инициативы [2].
Основной целью вовлечения студентов высших учебных заведений в волонтерскую деятельность является формирование условий, способствующих развитию нравственных и моральных качеств у молодежи, которые имеют высокую ценность в обществе. Участие студентов в добровольческой деятельности играет особую роль в формировании полноценной личности. Это не просто благотворительная деятельность, а мощный инструмент развития морально-этических человеческих ценностей, столь необходимых в современном обществе. Основным структурным компонентом добровольческой деятельности является, безусловно, милосердие – способность сопереживать, проявлять эмпатию и оказывать помощь нуждающимся, не ожидая ничего взамен. Так же одним из важнейших принципов добровольчества является его безвозмездность. Это не означает отсутствие награды. Настоящая награда для волонтера – это удовлетворение от того, что он сделал нечто полезное, морально-ценностное для людей и общества. Этот внутренний порыв и есть настоящая мотивация волонтера, гораздо более ценная, чем любое материальное вознаграждение. Именно поэтому волонтерская деятельность не только помогает другим, но и глубоко обогащает самого волонтера, формируя его как личность и гражданина.
Вовлеченность студентов в добровольческую деятельность способствуетформированию у них личностных ценностей:
развитию патриотического воспитания и понимания национально-государственных интересов;
укреплению общечеловеческих ценностей;
развитию духовно-нравственных ценностей;
развитию альтруизма;
развитию социальной ответственности
развитию самовыражения, самоопределения, самореализации;
увеличению межкультурной толерантности в обществе [3]
Добровольческая деятельность требует от студентов бескорыстного посвящения своего времени и усилий для помощи другим. Следует отметить, что студенты, принимающие активное участие в добровольческой деятельности, склонны демонстрировать более высокие моральные ценности.
Таким образом, добровольческая деятельность является мощным фактором в формировании личностных ценностей у студентов. Через моделирование, когнитивный диссонанс, эмоциональную привязанность и обратную связь она способствует развитию эмпатии, сострадания, ответственности, лидерства и гражданской ответственности. Университеты и общественные организации должны продолжать поощрять добровольческую деятельность, чтобы способствовать развитию ценных членов общества.
Литература:
Зальцман, Д.А. Принципы и ценности добровольчества/ Зальцман Д.А // – 2019. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-i-tsennosti-dobrovolchestva/viewer
Москвина И.В. Волонтерская деятельность как средство нравственного воспитания будущих педагогов // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10. № 3. С. 1-10. EDN: WRJMDC
Чагин, А. Е. О роли волонтерской деятельности в студенческой среде / А. Е. Чагин, М. В. Куимова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 10 (90). – С. 1327-1329. – URL: https://moluch.ru/archive/90/19268/ (дата обращения: 11.01.2025).