В современном мире технологии играют ключевую роль в образовании. Искусственный интеллект (ИИ) становится важным инструментом, способствующим развитию креативности и понимания дизайна у детей старшего дошкольного возраста.
Искусственный интеллект – это система, которая может анализировать данные, извлекать знания из практического опыта, принимать решения, обучаться и адаптироваться к новым ситуациям, а также взаимодействовать с людьми на естественном языке (С. Рассел, П. Норвиг) [2].
Дизайн – творческая деятельность, целью которой является формирова-ние гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей мате-риальные и духовные потребности человека [1].
Основные аспекты использования ИИ в обучении дизайну:
Персонализация обучения. ИИ может адаптировать учебные материалы под индивидуальные потребности детей, учитывая их интересы и уровень развития. Это позволяет детям глубже погрузиться в изучение дизайна.
Интерактивные приложения. Использование интерактивных приложений с ИИ делает процесс обучения более увлекательным и понятным. Дети могут экспериментировать с цветами, формами и композициями в виртуальной среде, что помогает им развивать визуальное восприятие и креативные навыки.
Проектные методы. Внедрение проектных методов с использованием ИИ дает возможность детям реализовывать свои идеи, создавая проекты дизайна. Это способствует развитию критического мышления и понимания процесса создания.
Преимущества использования ИИ в обучении дизайну:
- Развитие креативных навыков. Дети учатся создавать уникальные проекты, что помогает формировать творческое мышление.
- Улучшение визуального восприятия. Работа с разнообразными формами и цветами способствует развитию способности к анализу и выбору дизайнерских решений.
- Стимулирование интереса к проектной деятельности. ИИ может вдохновлять детей на создание различных проектов и исследований в области дизайна.
Искусственный интеллект может значительно обогатить жизнь детей старшего дошкольного возраста, особенно в сфере дизайна. Вот несколько примеров его практического применения:
Персонализированные обучающие приложения
Приложения с ИИ могут адаптировать учебный процесс под интересы и уровень знаний каждого ребенка. Например, если ребенок интересуется рисованием, приложение может предложить ему различные техники и задачи по созданию иллюстраций.
Интерактивные книжки
Книжки с элементами ИИ, где дети могут выбирать сюжетные линии или визуальные элементы, позволяют им не только читать, но и принимать участие в создании истории, развивая свою креативность и художественные навыки.
Дизайнеры одежды
Существует несколько приложений, которые позволяют детям разрабатывать виртуальную одежду, используя ИИ для предложений по стилям, цветам и комбинациям. Это помогает развивать чувство стиля и понимание моды с раннего возраста.
Конструкторы с ИИ
Наборы для сборки, в которых используется ИИ, могут предлагать детям создавать различные конструкции, от домов до автомобилей. ИИ может давать рекомендации по улучшению дизайна или предлагать новые идеи на основе собранных моделей.
Виртуальная реальность (VR) для дизайна
Использование VR-технологий со встроенным ИИ позволяет детям погружаться в созданные ими 3D-миры. Они могут "перемещаться" по своим проектам, получая новые идеи и вдохновение для будущего творчества.
Проекты по сборке и декорированию
Дома и классы могут быть оформлены совместно с детьми, где ИИ предлагает идеи по дизайну интерьеров. Это может быть участие в создании уютного пространства, где дети могли бы выбирать цвета стен, расстановку мебели и декор.
Использование искусственного интеллекта в становлении представлений о дизайне у детей старшего дошкольного возраста открывает новые горизонты в образовании. Интерактивность, персонализация и проектный подход способствуют не только усвоению знаний, но и развитию творческих способностей. Важно учитывать эти аспекты при разработке образовательных программ и внедрении технологий в процесс обучения.
Список литературы:
Благова, Т. Ю. Теория и методология дизайна : учебное пособие / Т. Ю. Благова. — Благовещенск : АмГУ, 2018 — Часть 1 : Теория и методология дизайна — 2018. — 90 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/156496 (дата обращения: 18.01.2025). — Режим доступа: для авториз. пользователей. — С. 13.
Широколобова А. Г. Искусственный интеллект как инструмент оптимизации работы преподавателя высшей школы [Текст] / Широколобова А. Г. // Педагогика. Вопросы теории и практики. — 2024. — № 2. — С. 138-145.