Доля продаж через Интернет в обороте розничной торговли по Российской Федерации - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Доля продаж через Интернет в обороте розничной торговли по Российской Федерации

Нистор А.А. 1, Балабан Е.И. 1
1КИ(ф) Московского Политехнического университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последние годы стали заметными изменения в структуре розничной торговли в Российской Федерации, где доля продаж через Интернет возрастает. Это происходит из-за изменений потребительских привычек, удобства онлайн-покупок и развития технологий. Оборот розничной торговли является одним из индикаторов экономического состояния страны, отражая потребительский спрос и уровень жизни населения. Как изменялась доля продаж через Интернет в обороте розничной торговли по Российской Федерации? Для ответа на этот вопрос обратимся к данным Росстата за 2023 год.

Оборот показывает розничной торговли выручку от продажи товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве за наличный или безналичный расчет [3]. В России этот показатель играет важную роль в оценке динамики внутреннего рынка и развития экономики в целом. С учетом разнообразия особенностей и экономических условий, анализ оборота розничной торговли позволяет выявить тенденции, которые влияют на потребительские предпочтения и формируют структуру рынка.

Данные Росстата [2] за период с 2000-2023гг. показывают рост розничной торговли. В 2000 году оборот составил 2352274,3 млн. руб. За последующие годы наблюдалось два скачкообразный изменения в 2008 и 2019 годах. Эти скачки обусловлены мировым финансовым кризисом и пандемией COVID-19 соответственно. За период с 2000 по 2008 оборот увеличился в 5,9 раз и составил 13944183,1 млн. руб. За 2009-2023 оборот увеличился в 3,3 раза и составил 48155722,4 млн. руб. Это показано на графике (Рис.1).

Рис. 1. Оборот розничной торговли по РФ [2]

Анализ данных показал, что периоды 2000-2009, 2009-2023 характеризуются различными ежегодными приростами оборота розничной торговли. Поэтому тенденция его изменения была рассмотрена для этих двух подпериодов. Из уравнений, показанных на рис. 1 видно, что если до 2009 г. оборот розничной торговли увеличивался ежегодно на 1430 млрд. руб., то после 2009 г. уже на 2090 млрд. руб., т.е. почти в полтора раза больше.

За весь анализируемый отрезок времени произошло увеличение объема розничной торговли в 20,5 раз. С помощью полученных уравнений можно сделать вывод, что если сохранится тенденция, сложившаяся в 2009-2023 гг., то к 2030 году оборот розничной торговли составит более 58 трлн руб. В то же время данные последних трех лет свидетельствуют об увеличении ежегодного прироста оборота розничной торговли, так что в реальности будет даже больше.

В последнее время стала значительно развиваться продажа товаров через Интернет. Это обусловлено рядом причин, одна из которых - удобство: люди перестали зависеть от того, где находятся, для того, чтобы что-то купить, например, необязательно идти в продуктовый магазин, а можно заказать доставку продуктов. Также, можно сравнить цены в различных магазинах и найти более выгодное предложение. Пандемия COVID-19 оказала значительное влияние на рынок, ускорив переход потребителей к онлайн-покупкам. В условиях карантинных мер и ограничений многие начали осваивать интернет-шоппинг, и этот тренд сохраняется даже после снятия ограничений, поскольку все стали чаще пользоваться сервисами доставки. В силу удобства и легкости использования покупки через интернет стали занимать большую долю в объеме розничной торговли. Изменения роста доли продаж через Интернет в обороте розничной торговли по России показано на графике (рис. 2).

Рис. 2. Доля продаж через Интернет в общем объеме оборота розничной торговли. [1]

По рис.2 видно, что переломным оказался 2019 год. Период 2014-2023 разделен на два подпериода 2014-2019 и 2019-2023. Они характеризуются различным темпом прироста доли продаж в общем объеме розничной торговли. Из уравнений можно сделать выводы: оборот в период 2014-2019 ежегодно увеличивался на 0,26%, в то время как за период после 2019 г. оборот увеличивался на 1,43%, т.е. в 5,6 раза больше.

За рассматриваемый период времени произошло увеличение доли продаж через интернет в общем объеме оборота розничной торговли на 11,6 раз. Используя полученные уравнения, можно сделать вывод, что если сохранится тенденция, сложившейся в последние пять лет, то к 2030 году доля покупок в интернете, их доля будет равна 17,89%. Это в 25,7 раза больше по сравнению с 2014 годом. Но на основе данных можно предположить, что фактическое увеличение будет больше предполагаемого.

Согласно сделанным исследованиям, можно сделать вывод, что прогноз на ближайшие годы предполагает рост доли торговли через интернет в общем объеме торговли. Это происходит в связи с изменениями в обществе с учетом удобства, широкого ассортимента и улучшения технологий, интернет-магазины, различные сервисы доставки и иные приложения, осуществляющие онлайн-оплату, продолжают привлекать внимание покупателей, что приводит к перераспределению доли онлайн-продаж в общем объеме розничной торговли.

Использованная литература

1. Доля продаж через Интернет в общем объеме оборота розничной торговли [Электронный ресурс] - https://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya (дата обращения 24.11.2024)

2. Оборот розничной торговли по Российской Федерации [Электронный ресурс] - https://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya (дата обращения 24.11.2024)

3. Приказ Росстата от 26.12.2023 N 693 "Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации" [Электронный ресурс] - https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b13_01/IssWWW.exe/Stg/d01/6.htm (дата обращения 24.11.2024)

Просмотров работы: 9