Повышение качества образования — одна из ведущих целей руководителя образовательной организации. Что же именно нужно делать для достижения намеченных результатов? Одним из элементов оценки качества образования является мониторинг. Необходимо организовать эффективную систему мониторинга, которая поможет зафиксировать и вовремя отреагировать на каждый случай сбоя в образовательном процессе.
Мониторинг (англ. monitoring – слежение, контроль), специальная форма наблюдения (слежения) за текущим изменением тех или иных процессов или объектов в пространстве и во времени, осуществляемая на постоянной основе. На базе мониторинга устанавливаются отклонения наблюдаемых эмпирических показателей от их теоретических или нормальных (обычных) значений, а в порядке профилактики принимаются меры по минимизации таких отклонений. Конечная цель любого мониторинга – предвидение (прогноз) будущего состояния происходящих явлений и событий с целью снижения степени неопределённости, риска при принятии решений. [2]
Появление понятия «мониторинг» связано со становлением и развитием информационного общества, которое нуждалось в объективных и субъективных сведениях о стоянии тех или иных объектов и структур. Мониторинг как педагогическая технология позволяет не только систематизировать информацию, но и может стать действительным механизмом материального поощрения педагогов, работающих эффективно в режиме развития. Высокие показатели педагогической деятельности могут также служить основанием для повышения квалификации работника
Педагогический мониторинг определяется как форма организации, сбора, обработки, хранения и распространения данных о деятельности образовательной системы, являющаяся основой для прогнозирования ее развития.
Педагогический мониторинг предполагает отслеживание параметров деятельности, а также наблюдение за изменением состояния объекта мониторинга в специально созданных образовательных условиях.
В данном определении можно выделить три ключевых аспекта
Мониторинг
Предназначен для информационного обеспечения управления образовательным процессом
Это система сбора, обработки, хранения и распространения информации
Данные мониторинга позволяют выносить обоснованные суждения о состоянии объекта наблюдения в любой момент времени и прогнозировать его развитие
Рисунок 1 – Ключевые аспекты мониторинга
Для оценки качества образования используются такие методы, как мониторинговые исследования, отчёты педагогов, посещение педагогических мероприятий, методы оценки качества в соответствие ФГОС ДО.
В качестве критерий мониторинга качества образования в дошкольном образовательном учреждении выступаю: психолого-педагогические условия, организация развивающей образовательной предметно-пространственной среды и обеспечение безопасности детей - посещаемость детьми детского сада, заболеваемость, санитарно-гигиеническое состояние, оздоровление и медицинские услуги, психолого-педагогическое сопровождение ребёнка, доступность для детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение безопасности (пожарная безопасность, безопасность жизни и здоровья), наличие оборудованных помещений и уличных площадок, обеспеченность компьютерами и электронными средствами. Кадровые условия - образовательный уровень педагогов, квалификационные категории, повышение квалификации, признанные успехи педагогов, подтверждённые наградами, поощрениями и т. п., привлечение для работы в детском саду педагогов из учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.Организация взаимодействия с семьёй - вовлечённость родителей в образовательной деятельности ДОУ, удовлетворённость родителей качеством дошкольного образования, наличие индивидуальной поддержки развития детей в семье. Наличие программы развития - её ориентированность на развитие качества дошкольного образования и соответствие стратегии и перспективам развития ДОУ.
Выбор конкретных критериев зависит от целей и задач мониторинга качества образования в конкретном учреждении.
При проведении мониторинга качества образования можно использовать следующие средства: наблюдение, изучение продуктов деятельности и документации, тестовые задания в разных формах, контрольно-оценочные занятия, собеседования с родителями (законными представителями), педагогами и детьми, анкетирование, хронометраж режима дня.
Информация, получаемая в результате мониторинга, может быть оперативной и стратегической.
Оперативная информация нужна руководителю для оценки работы учреждения за день, неделю, месяц, полугодие.
Стратегическая информация включает данные об итогах года, аттестации кадров, лицензировании и аккредитации всего учреждения, о выполнении программы развития, приказов, инструкции и др.
В таблице 1 представлены основные критерии и показатели качества дошкольного образования.
Критерий «Качество образования» |
Критерий «Качество условий» |
Критерий «Качество результатов» |
Критерий «Удовлетворенность родителей» |
Показатели:
|
Показатели:
|
Показатели:
освоения Программы (оценка индивидуального развития детей)
обучению |
Показатели:
|
Таблица 1 – Основные критерии и показатели качества дошкольного образования
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что мониторинг – это процесс отслеживания состояния качества образования с помощью непрерывного сбора данных, их обработки, анализа и интерпретации для получения объективной информации о состоянии и изменениях в образовательной системе.
Литература:
Белякова Е.Г. Психолого-педагогический мониторинг учебное пособие для вузов / Е. Г. Белякова, Т. А. Строкова. – М.: Изд-во Юрайт, 2019 - 243 с.
Симчера Я. В. // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017); https://old.bigenc.ru/economics/text/2227291 Дата обращения: 17.01.2025