К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ МОНИТОРИНГА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ МОНИТОРИНГА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Могулевцева А.Д. 1
1ФГБОУ ВО "МГТУ им. Г.И. Носова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мониторинг воспитания — система сбора, обработки, хранения и распространения информации о воспитательной системе/ системе воспитательной работы (её компонентах), ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития [1].

В более узком понимании мониторинг воспитательных результатов —это систематический процесс сбора, анализа и интерпретации данных о достижении целей воспитания. В отличие от мониторинга учебных достижений, фокус здесь смещается на личностное развитие ребенка, формирование его ценностей, социальных навыков и поведения. Он не сводится к выставлению оценок, а направлен на выявление эффективности воспитательного процесса и внесение необходимых корректировок.

Цель мониторинга воспитания - определение степени соответствия организованного воспитательного процесса воспитательным результатам – позитивным изменениям в личности ребёнка – с тем, чтобы прогнозировать его дальнейшее развитие.

Мониторинг необходим не для того чтобы делать «оргвыводы» в отношении тех или иных педагогов, а в первую очередь для того, чтобы обнаружить и решить проблемы организации процесса воспитания, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания.

Выделим ключевые аспекты мониторинга воспитательных результатов:

  • Определение целей: перед началом мониторинга необходимо четко сформулировать цели воспитания. Это могут быть конкретные личностные качества (ответственность, самостоятельность, коммуникабельность), социальные навыки (умение работать в команде, разрешать конфликты), ценностные ориентации (уважение к другим, забота об окружающей среде) и др. Цели должны быть измеримыми и достижимыми;

  • Выбор методов и инструментов: выбор методов зависит от возраста детей и целей мониторинга. Могут использоваться;

  • Наблюдение: систематическое наблюдение за поведением детей в разных ситуациях (игра, общение, учебная деятельность);

  • анкетирование: анкеты для детей, родителей и педагогов, позволяющие оценить различные аспекты воспитательного процесса;

  • Беседы: индивидуальные и групповые беседы с детьми, родителями и педагогами;

  • Анализ продуктов детской деятельности: рисунки, поделки, сочинения, игры – могут отражать ценностные ориентации и эмоциональное состояние ребенка;

  • Анализ документации: планы воспитательной работы, отчеты о мероприятиях, дневники наблюдений;

  • Психолого-педагогическое обследование: в случае необходимости, может проводиться более глубокое обследование для выявления проблем в развитии;

  • Сбор данных: данные собираются регулярно, с определенной периодичностью (например, ежемесячно или раз в квартал). Важно обеспечить объективность и систематичность сбора данных;

  • Анализ данных: собранные данные анализируются для определения эффективности воспитательных мероприятий и выявления проблемных областей. Анализ может включать как количественные, так и качественные методы;

  • Интерпретация данных: полученные результаты интерпретируются с учетом индивидуальных особенностей детей и контекста воспитательного процесса;

  • Коррекция и планирование: на основе результатов мониторинга вносятся корректировки в воспитательный процесс, разрабатываются новые мероприятия и планы работы.

Условиями эффективного воспитания, и, соответственно, предметом мониторинговых исследований могут быть:

  • воспитательная система (система воспитательной работы) и её программно-методическое обеспечение;

  • ученический коллектив и коллектив педагогов как организаторов воспитательного процесса;

  • деятельность органов ученического самоуправления;

  • система дополнительного образования;

  • предметно-эстетическая среда;

  • и, наконец, всё то, что является актуальным и необходимым для организации воспитательного процесса с учётом выявленных проблем, определения направлений развития и инновационного опыта воспитания.

Структура мониторинга в широком значении состоит из четырёх элементов:

  1. Изучение состояния воспитания путём непосредственного наблюдения за ним. 

  2. Оценка состояния воспитания. 

  3. Прогноз развития воспитания. 

  4. Выработка предложений мер по развитию позитивных и предупреждению выявленных негативных процессов. 

Мониторинг подразделяется на две группы:

В первую группу входят объективные статистические показатели воспитательного процесса:

  • состав семей обучающихся; 

  • процент посещаемости объединений дополнительного образования; 

  • количество правонарушений и количество учащихся, состоящих на учёте в ПДН; 

  • участие (результаты) учащихся в проектах, соревнованиях и олимпиадах, конференциях и фестивалях различного уровня; 

  • состояние здоровья обучающихся. 

Во вторую группу входят показатели анализа эффективности реализации воспитательной системы:

  • уровень развития классного коллектива; 

  • личностный рост обучающихся; 

  • уровень воспитанности ученика, класса и учреждения в целом; 

  • уровень социализированности; 

  • уровень восприятия многонациональной среды; 

  • уровень нравственности; 

  • уровень профессионализма педагогов; 

  • удовлетворённость жизнедеятельностью учреждения всех участников воспитательного процесса; 

  • эмоциональный, психологический настрой в коллективе.

Основными способами получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся являются:

  • наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях на уроке и во внеурочной деятельности; 

  • опросники, выявляющие и побуждающие выразить ценностное отношение школьника к объектам, явлениям и событиям социальной действительности (в том числе в сочинениях, творческих работах и проектах).

Примеры показателей для мониторинга воспитательных результатов:

1. уровень самостоятельности: способность ребёнка самостоятельно одеваться, убирать за собой, выполнять поручения;

2. уровень коммуникативных навыков: умение ребёнка общаться со сверстниками и взрослыми, разрешать конфликты;

3. уровень эмоциональной регуляции: способность ребёнка управлять своими эмоциями, справляться со стрессовыми ситуациями;

4. уровень ответственности: способность ребёнка отвечать за свои поступки, выполнять взятые на себя обязательства;

5. уровень сформированности нравственных качеств: проявление таких качеств, как доброта, честность, справедливость.

Важно помнить, что мониторинг воспитательных результатов должен быть этичным и направлен на поддержку развития ребёнка, а не на его оценку и сравнение с другими. Результаты мониторинга должны использоваться для улучшения воспитательного процесса и создания условий для успешной социализации детей.

В заключение, мониторинг воспитательных результатов является ключевым инструментом, который помогает обеспечить качественное и эффективное образование для дошкольников. Он позволяет не только отслеживать достижения детей, но и выявлять их индивидуальные потребности, что способствует созданию благоприятной образовательной среды.

Литература:

  1. Белякова Е.Г. Психолого-педагогический мониторинг учебное пособие для вузов / Е. Г. Белякова, Т. А. Строкова. – М.: Изд-во Юрайт, 2019. - 243 с.

  2. Дрозд, К.В. Актуальные вопросы педагогики и образования: воспитательный аспект: учебно-методическое пособие / К.В. Дрозд; Владим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. – 323 с.

Просмотров работы: 9