Опека и попечительство как технологии социальной работы с несовершеннолетними - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Опека и попечительство как технологии социальной работы с несовершеннолетними

Божкова Л.В. 1, Лабунская В.И. 2
1ИТ (филиал) ДГТУ
2Институт технологий (филиал) Донского государственного технического университета в г. Волгодонске Ростовской области
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном обществе проблема защиты прав и интересов несовершеннолетних остается первостепенной, при этом органы опеки и попечительства играют ключевую роль в обеспечении благополучия детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и утративших родительское попечение. Опека и попечительство позволяют создать условия для полноценного развития и воспитания несовершеннолетних, обеспечивая им необходимую поддержку и заботу.Опека и попечительство являются важной технологией работы с несовершеннолетними, направленными на защиту их прав и интересов. В современном обществе, где социальные проблемы и семейные кризисы становятся все более актуальными, эти технологии приобретают особое значение.

Цель исследования – выявление теоретических основ и обоснование практических подходов к опеке и попечительству как технологии работы с несовершеннолетними на примере Отдела опеки и попечительства Управления образования города Волгодонска.

Методы исследования включают: теоретические – тематический отбор и систематизация научных источников, обобщение материала, эмпирические – анализ нормативно-правовых актов, изучение документации, наблюдение, анкетирование, а также статистический анализ данных.

По данным Министерства просвещения России, общее количество детей-сирот в стране за период с 2014 по 2024 год сократилось на 24%, с 491,5 тысячи в 2014 году до 375,7 тысячи в 2024 году. В 2024 году в России выявили 41958 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 2024 год в стране проживало 391 тыс. сирот и детей, чьи родители не исполняют свои обязанности или лишены прав, - это около 2% всех детей в России. Из них 35,3 тыс. находятся в организациях для детей-сирот и 4,5 тыс. - под опекой госорганов [1].

Особенности опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами обусловлены конституционным значением вопроса опеки и попечительства над ними. В соответствии со ст.38 Конституции Российской Федерации материнство и детство находится под защитой государства. Для реализации данной гарантии, в Российской Федерации создана правовая система, регулирующая общественные отношения, возникающие в области опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами [2].

Существенные изменения в законодательстве об опеке и попечительстве произошли с принятием Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Этот закон сформулировал задачи, принципы государственного регулирования, а также определил полномочия органов, права и обязанности опекунов и попечителей. Таким образом, уровень детской защиты был укреплен, и стали более детально регулироваться вопросы охраны имущественных прав и интересов детей под опекой [3].

В рамках опеки и попечительства применяются различные технологии социальной работы, направленные на обеспечение благополучия и развития детей. Среди таких технологий можно назвать следующие: профилактическая работа, реабилитационная работа, информационно-просветительская работа, социально-психологическое сопровождение и временное помещение в специализированные учреждения.

Профилактическая работа, направлена на своевременное выявление и коррекцию проблем на ранней стадии семейного неблагополучия, и в первую очередь она направлена на детей, пока не лишившихся попечения родителей, но находящихся в такой ситуации, которая угрожает их здоровью, жизни, препятствующей их полноценному развитию и воспитанию, и прежде всего, данная работа направлена на семьи, где родители не исполняют свои прямые обязанности по воспитанию, содержанию и обучению своих детей, своим маргинальным поведением отрицательно влияют на поведение детей или жестоко обращаются с ними. Специалисты органов опеки и попечительства проводят регулярные проверки семей, находящихся в социально опасном положении, и оказывают им необходимую поддержку и сопровождение [4, с. 437].

В случае выявления нарушений прав детей, специалисты проводят реабилитационную работу с ребенком и его семьей. Это включает организацию мероприятий по профилактике отказа родителей от ребенка, а также оказание психологической, педагогической, социальной, медицинской и правовой помощи родителям. Они осуществляют эффективный контроль за выполнением данных рекомендаций родителям, создавая для детей полноценные условия жизни, способствующие их нормальному развитию и воспитанию. Организуют их досуговую занятость, участие в культурных и массовых мероприятиях, а также оздоровление. Особое внимание уделяется обеспечению и соблюдению правил пожарной безопасности в жилых помещениях [5, с. 112]. Реабилитационная работа с несовершеннолетними и их семьями отделом опеки и попечительства является важным инструментом для предотвращения дальнейшего ухудшения ситуации и обеспечения полноценного воспитания и развития детей. Комплексный подход и своевременное вмешательство специалистов позволяют эффективно решать возникающие проблемы и поддерживать благополучие семей.

Одной из составляющей технологии социальной работы с несовершеннолетними в рамках опеки и попечительства является информационно-просветительская работа с родителями, направленная на повышение их ответственности и компетентности в вопросах воспитания, на повышение сознательности, компетентности и ответственности родителей, а также на оказание им необходимой психологической, педагогической, социальной, медицинской и правовой помощи [6, с. 102]. Комплексный подход и активное взаимодействие специалистов с родителями позволяют эффективно решать возникающие проблемы и поддерживать благополучие семей.

Для обеспечения полноценного развития и воспитания детей, органы опеки и попечительства организуют комплексное социально-психологическое сопровождение семей. Оно направлено на оказание комплексной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, с целью улучшения их социального и психологического состояния, а также предотвращения отказа от детей. Это включает контроль за условиями жизни и воспитания детей, а также оказание необходимой помощи в организации досуга, оздоровления и участия в культурных мероприятиях [7, с. 48]. Технология социальной работы предполагает комплексный подход, включающий психологическую, педагогическую, социальную и правовую поддержку, что позволяет эффективно решать возникающие проблемы и поддерживать семьи в трудных жизненных ситуациях. В исключительных случаях, когда требуется непрерывная работа с психологом или при наличии проблемной ситуации в семье, несовершеннолетние могут быть временно помещены в социально-реабилитационные центры или дома ребенка. Это делается для обеспечения их безопасности и сохранения привязанности к родителям.

В своей работе специалисты органов опеки и попечительства применяют индивидуальный подход к каждой семье, особенно к многодетным семьям. Это способствует созданию атмосферы доверительности и эффективному решению проблемных ситуаций. В случаях, требующих привлечения специалистов других служб системы профилактики, организуется командная работа. Это позволяет оперативно реагировать на возникающие проблемы и оказывать всестороннюю помощь как взрослым, так и детям.

Таким образом, технологии социальной работы с несовершеннолетними в рамках опеки и попечительства направлены на обеспечение защиты прав и интересов детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях. Они включают профилактические меры по предотвращению социального сиротства, раннее выявление нуждающихся в защите детей, индивидуальный подход к каждой ситуации, тесное взаимодействие с социальными партнерами, поддержку и сопровождение семей, а также повышение квалификации специалистов. Эффективная реализация этих технологий требует профессионализма и межотраслевого сотрудничества, что способствует созданию благоприятных условий для развития и социальной адаптации детей, а также надежной защите их прав и интересов.

В практической части исследования проведен анализ деятельности Отдела опеки и попечительства Управления образования г. Волгодонска, который показал, что работа Отдела с несовершеннолетними за последние несколько лет характеризуется активной и многоплановой деятельностью, направленной на защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, а также на поддержку семей, находящихся в социально опасном положении. Технологии социальной работы в рамках опеки и попечительства включают:

– соблюдение законных прав и интересов несовершеннолетних - обеспечение соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защита жилищных и имущественных прав несовершеннолетних;

– выявление и устройство детей, нуждающихся в помощи государства: регулярные профилактические рейды для выявления семей в социально опасном положении, устройство детей в семьи через различные формы опеки, усыновления и приемные семьи;

– профилактику семейного неблагополучия: работа с семьями «группы риска» и сопровождение их для предотвращения ухудшения ситуации. Проведение консультаций и тренингов для родителей по улучшению общения и решению конфликтов;

– межведомственное сотрудничество: тесное взаимодействие с комиссией по делам несовершеннолетних, социальными службами и образовательными учреждениями. Координация действий с полицией и другими органами для обеспечения комплексной поддержки подопечных;

– психологическую, медицинскую и юридическую помощь: оказание всесторонней поддержки, включая психологическую помощь, медицинские осмотры и юридическую консультацию. Подготовка исковых заявлений в суд о восстановлении в родительских правах или отмене их ограничения.

– регулярное повышение квалификации специалистов для внедрения новых методик и улучшения качества работы, систематическая оценка и анализ эффективности применяемых мер.

Данные аспекты работы Отдела опеки и попечительства свидетельствуют о значительных усилиях, направленных на улучшение условий жизни несовершеннолетних и обеспечение их прав и интересов. Несмотря на достигнутые успехи, остаются вопросы, требующие дальнейшего совершенствования, такие как укрепление правовой базы и повышение координации между различными ведомствами.

В целях исследования эффективности опеки и попечительства как технологии социальной работы с несовершеннолетними было проведено два анкетирования среди 16 опекунов, попечителей и приемных родителей на предмет изучения их опыта и мнений относительно опеки и попечительства как технологии работы с несовершеннолетними. Процесс принятия ребенка в семью и становления опекуном или попечителем может занимать разное время у разных людей – у 43,8% респондентов на принятие решения взять ребенка на воспитание в семью ушло от одного года до трех. В основном желание принять ребёнка в семью возникало у респондентов после длительного раздумья (37,5%). Основные трудности, с которыми сталкиваются респонденты при подготовке к появлению ребёнка в семье, включают принятие решения, сбор необходимых документов и общение с родными. Мотивы принятия детей в семью разнообразны и включают как личные обстоятельства, так и альтруистические побуждения. Большинство респондентов, а именно 75%, считают размер материальной помощи, оказываемой государством для воспитания опекаемых детей, недостаточным. У 56,3% опрошенных родные поддерживают решение своих близких об усыновлении ребёнка. И в заключении 68,8% респондентов положительно оценили работу сотрудников Отдела опеки и попечительства Управления образования города Волгодонска

Для проведения экспертного опроса была также разработана анкета, и экспертами выступили восемь специалистов – сотрудников отдела опеки и попечительства - представители различных возрастных групп. По частоте проведения плановых проверок условий жизни подопечных - большинство респондентов (62,5%) проводят их два раза в год, придерживаясь строгого графика. Внеплановые проверки проводят по мере необходимости 50% респондентов, что может быть обусловлено конкретными сигналами или жалобами. Позитвные отношения с подопечными и их семьями сложились у 62,5% респондентов, что способствует эффективному взаимодействию и взаимопониманию. Среди сотрудников отдела 62,5% редко сталкиваются с ситуациями, требующими немедленного вмешательства (например, жестокое обращение, угроза жизни и здоровью и т.п.). Хотя большинство опрошенных сталкивается с такими ситуациями редко, важно продолжать усилия по их предотвращению и обеспечению безопасности подопечных. 62,5% сотрудников Отдела оценили уровень информированности родителей о своих обязанностях и правах как низкий, что может указывать на необходимость усиления информационной работы и повышения уровня осведомленности родителей для улучшения взаимодействия и защиты прав подопечных. Наиболее эффективными мерами для улучшения условий жизни подопечных были выбраны: психологическая поддержка - 75% и социальная помощь 62,5%, юридическая помощь - 87,5%. Эти данные могут быть использованы для разработки комплексных программ поддержки, направленных на всестороннее улучшение качества жизни подопечных. Уровень своей профессиональной подготовки высоким считают 87,5% респондентов, что говорит об уверенности работников отдела в своем профессионализме.

На основании проведенного исследования были сформулированы рекомендации по совершенствованию технологий опеки и попечительства:

1. Совершенствование системы управления: необходимо определить единое ведомство на федеральном уровне, которое будет отвечать за вопросы защиты семьи и детства, что позволит создать целостный формат поддержки семей с детьми и улучшить координацию между различными органами.

2. Кадровая политика: важно разработать целенаправленную подготовку специалистов по работе с семьей, возможно, начиная с вузовского уровня. Следует систематически повышать квалификацию сотрудников органов опеки и попечительства, обеспечивая их необходимыми знаниями и навыками для эффективной работы.

3. Обратная связь и контроль качества: необходимо восстановить проверки деятельности органов опеки и сиротских учреждений со стороны Рособрнадзора для обеспечения соблюдения прав воспитанников и качества воспитательных программ.

4. Межведомственное сотрудничество: улучшить координацию и взаимодействие с другими службами, такими как полиция и социальные службы, для повышения эффективности работы и обеспечения комплексной поддержки подопечных.

5. Психологическая, медицинская, социальная и юридическая помощь: акцентировать внимание на предоставлении подопечным психологической, медицинской, социальной и юридической помощи, так как эти меры считаются наиболее эффективными для улучшения условий их жизни.

6. Вовлечение сотрудников и сбор предложений: регулярно собирать предложения от сотрудников органов опеки и попечительства для внедрения улучшений в работу отдела. Это поможет учесть мнение тех, кто непосредственно занимается данной деятельностью, и внедрить наиболее актуальные и полезные изменения.

7. Профилактика жестокого обращения: внедрить методику выявления фактов жестокого обращения и скрытого насилия над детьми в сиротских учреждениях.

Данные рекомендации могут быть использованы для разработки и реализации комплексных программ, направленных на повышение качества жизни несовершеннолетних, находящихся под опекой и попечительством, а также на улучшение работы соответствующих органов и служб.

Список литературы

  1. Министерство просвещения Российской Федерации: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/orphans (дата обращения 02.12.2024)

  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). Режим доступа URL:http//www.consultant.ru/ (дата обращения 18.01.2024) — Текст: электронный.

  3. Об опеке и попечительстве: Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ [принят Государственной Думой 11.01.2008 г., одобрен Советом Федерации 16.04.2008 г.] (ред. от 30.04.2021). - Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_76459/ (дата обращения: 03.12.2024) — Текст: электронный.

  4. Бокова В.Н. Профилактическая работа с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении и трудной жизненной ситу / В.Н. Бокова. - Режим доступа URL: http://dpo-smolensk.ru/news/2021-avgust/material/for-opeka-4.pdf (дата обращения 04.12.2024) — Текст: электронный.

  5. Коряковцева, О.А. Технология социальной работы с семьей и детьми: учебник и практикум О.А. Коряковцева. - 2-е изд., исправ. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2022. - 478 с. - ISBN: 978-5-7139-0870-6 – URL: https://www.litres.ru/book/olga-alekseevna-kory/tehnologiya-socialnoy-raboty-s-semey-i-detmi-2-e-izd-24259270/ (дата обращения: 09.12.2024) – Текст: электронный.

  6. Кучукова, Н.Ю. Теория и практика социальной работы с несовершеннолетними в трудной жизненной ситуации в системе социального обслуживания : научно-практическое пособие / Н.Ю. Кучукова, К.В. Минина, Н.М. Платонова. - Санкт-Петербург :СПбГИПСР, 2020. - 234 с. - ISBN 978-5-98238-087-6. – Текст: непосредственный.

Просмотров работы: 50