Электронным государством является система, которая предусматривает взаимодействие между собой законодательных, исполнительных и судебных органов, как государственной, так и муниципальной власти, а также населения в основе которой используются новейшие информационно-телекоммуникационные технологии.
Основной же целью электронного государства является обеспечение интерактивного участия населения, а также организаций в деятельности правительства, что в свою очередь обеспечивает прозрачность всех действий государственных и муниципальных органов.
Развитие данного вида государственного контроля позволяет осуществить становление информационного общества, которое позволяется обеспечить:
- рост значимости информационных технологий;
- развитие информационных производств;
- развитие информационных знаний населения.
Становление электронного государства подразумевает неотъемлемое взаимодействие лиц, организаций и государственных, а также муниципальных органов с помощью электронного документооборота.
Электронный документооборот подразумевает под собой совокупность автоматизированных процессов при работе с документами, представленными в виде электронных файлов, исключающих использование бумажных носителей.
В целях придания юридической силы таких документов создана электронная подпись.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона
от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» информация
в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством РФ, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.[2]
В целях детального рассмотрения понятия «электронная подпись» необходимо детально разобраться с понятием «подпись», для чего целесообразно обратиться к действующим нормам, закрепленным
в Гражданском кодексе Российской Федерации[1], где сказано, что гражданин приобретает и осуществляет свое волеизъявление, то есть исполняет права
и обязанности от своего имени, в том числе фамилии, а также при наличии отчества. Подпись же в данном случае рассматривается как средство,
с помощью которого возможно индивидуализировать человека.
Таким образом, электронная цифровая подпись в электронном документообороте равносильна подписи, которой заверяются документы
на бумажном носителе, но только при соблюдении ряда требований:
- сертификат ключа электронной подписи на момент подписания
не утратил своей силы;
- подлинность электронной подписи подтверждена при подписании электронного документа;
- с помощью электронной подписи осуществляется подписание документов, категория которых соответствует сведениям, указанным
в сертификате ключа.
С помощью электронной подписи гражданин может дистанционно совершать множество действий, список которых со временем развития электронного государства постоянно увеличивается и совершенствуется.
В качестве примера приведу несколько действий, которые можно совершить с помощью электронной подписи:
- подача заявления или направление жалобы в компетентные органы государственной власти или местного самоуправления через специальные электронные сервисы и сайты;
- составление заявление и получение определенных государственных услуг;
- направление электронных документов для поступления в какое-либо учебное учреждение;
- совершение сделок с недвижимостью;
- и т.д.
При этом, с развитием электронного общества в России гражданину
для получения электронной цифровой подписи достаточно обратиться
в ближайший Многофункциональный центр, имея при себе паспорт гражданина Российской Федерации.
На текущий день законодательно предусмотрены только три вида электронной цифровой подписи:
- простая электронная подпись;
- усиленная квалифицированная электронная подпись;
- усиленная неквалифицированная электронная подпись.
Несмотря на множество положительных аспектов в развитии цифровой индустрии, формировании электронного государства и информационного общества, к сожалению, на текущий день имеются проблемы в части неправомерного использования электронных цифровых подписей. Одной из таких проблем является получение доступа к подписи путем мошеннических действий.
К сожалению, на текущий день законодательством не предусмотрена ответственность за незаконное использование электронной подписи.
Принимая все изложенное во внимание, стоит отметить, что нормы, регулирующие данные виды правоотношений, на текущий день находится
в постоянной динамике, в том числе в связи с тем, что процесс развития электронного документооборота и взаимодействия не стоит на месте
и постоянно совершенствуется, в связи с чем, будем надеяться, что безопасное использование электронных цифровых подписей не останется без должного контроля со стороны законодателей.
Список литературы
Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в тек. ред.) // СЗ РФ. 1994. № 32.
Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ //http://www.consultant.ru.