ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОДУ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОДУ

Турова Я.А. 1, Моисеева О.Ю. 1
1ФГБОУ ВО «Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время многие психологи и психотерапевты для повышения эффективности работы с клиентами стремятся к расширению инструментария практической работы. В качестве основы для успешной деятельности в любом из направлений выступает глубокое изучение базовых принципов функционирования психических процессов, а также принципов системного подхода. И в данном случае целесообразно применение принципов и методов таких известных направлений, как гештальт-психология и гештальт-терапия. Исследователи данного направления исходили из предположения о том, что сложные психологические феномены невозможно разложить на ряд более простых ментальных компонентов или сводятся к цепочке «стимул-реакция». В рамках гештальт подхода было выявлено, что для адекватного объяснения интеллектуального поведения требуются ссылки на переживания внутренних состояний психики, а также врожденные сложноорганизованные когнитивные структуры, посредством которых происходит формирование перцептивного опыта человека и его знаний об окружающем мире. Свои идеи представители гештальт подхода стремились подкрепить посредством получения многочисленных экспериментальных данных. Актуальность изучения особенностей личности у обучающихся гештальт-подходу определяется тем, что данное обучение направлено на развитие у обучающихся осознанности, ответственности, понимания собственных чувств и эмоций. Кроме этого, самостоятельное применение обучающимися методов гештальт-терапии способствует развитию целостного образа человека во всех сферах жизни.

Цель исследования: изучение личностных характеристик у обучающихся гештальт-подходу. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у участников группы, обучающихся гештальт-подходу достаточно высокий уровень интернальности, адекватное самоотношение, развитые коммуникативные качества.

В соответствии с целью были выделены следующие задачи исследования:

1. На основании изучения источников литературы по теме исследования дать характеристику и определить специфику гештальт-подхода

2. Раскрыть понятие и типологию индивидуально-психологических свойств личности человека.

3. Провести анализ исследований, посвященных изучению особенностей личностных характеристик у лиц, обучающихся гештальт-подходу.

4. Организовать и провести эмпирическое исследование личностных характеристик у обучающихся гештальт-подходу.

5. Обработать и проанализировать полученные данные

6. Сформулировать выводы и рекомендации по результатам проведенного исследования.

Методы исследования: изучение и анализ источников литературы по теме исследования, констатирующий эксперимент, психодиагностический метод. Для проведения психодиагностического тестирования были выбраны следующие методики:

1. Методика «Уровень субъективного контроля»

2. Методика «Направленность личности в общении»

3. Методика исследования самоотношения.

Гештальтпсихология как одно из направлений психологии берет своё начало в XX в. Теорию гештальтов впервые выдвинул берлинский профессор Макс Вертгеймер в 1912 году в работе «Экспериментальные исследования восприятия движения». Вокруг Вертгеймера сформировалась Берлинская школа гештальтпсихологии. Относительно независимая школа данной психологии сложилась и в Граце (Австрия). Само наименование понятия впервые использовал в научном лексиконе X. Эренфельс в статье «О качестве формы» в 1890 году, что с немецкого языка и переводится как «структура», «форма». Дальнейшему развитию данного направления содействовали Курт Левин, Вольфганг Келлер, Курт Коффка. Гештальтпсихология нашла продолжение в современном направлении психотерапии – гештальт-терапии, основоположником коей является психолог Фридрих Перлз [5, с.37].

Вопросам использования гештальт-подхода в психологическом сопровождении учебного процесса и воспитательного процесса посвящены научные работы Н.С. Аболиной [1], М.Ю. Городновой [2], Н.В. Дмитриевой и Л.Д. Межерицкой [3], С.Б. Елисеева и Л.А. Куташовой [4].

Гештальт может выступать в качестве единицы анализа. Сознание человека в сочетании с психикой в рамках данного направления психологии рассматривается как подобие динамического поля. Оно аналогично тому, что под термином «поле» подразумевается в физике. Для того, чтобы исследовать мыслительное поле аналогично тому, как данный процесс осуществляется в точных науках, требовались определенные единицы измерения. Данные единицы также получили наименование «гештальт». Простыми словами, это электрическая точка в мозгу, взаимодействующая с другими такими же. Данный процесс провоцирует различные субъективные варианты восприятия чего-либо. Гештальт сам по себе является целостной структурой. Он не может быть выведен из образовавших его элементов, рассмотрен отдельно [14, с.106].

С.Б. Елисеев выделяет следующие основные идеи гештальт-психологии [4]:

1. Предметом изучения психологии выступает сознание человека, но его понимание должно основываться на принципе целостности.

2. Сознание человека представляет динамическое целое, единое «поле», каждая точка которого находится во взаимодействии со всеми остальными.

3. Единицей анализа этого поля (то есть сознания) выступает гештальт - целостная образная структура, не сводимая к сумме составляющих его ощущений.

4. Методом изучения гештальтов является осуществление непредвзятого, объективного и непосредственного наблюдения, а также описание содержания своего восприятия.

5. Восприятие не может происходить от ощущений, так как последнее есть фикция, т. е. не существует реально.

6. Зрительное восприятие является ведущим психическим процессом, определяющим уровень развития психики

7. Мышление человека не может рассматриваться в качестве сформированного путем проб и ошибок набора навыков, а представляет собой процесс решения задачи, который осуществляется посредством структурирования поля [10, с.12].

Таким образом, гештальтпсихология представляет собой одно из основных направлений развития психологии двадцатого века, основанием которого выступает принцип восприятия с позиции целостности структуры. Само понятие «гештальт» подразумевает особый метод изучения сознания и психики, в рамках которого все явления рассматриваются в качестве единого целого, без разделения на отдельные компоненты. При этом мышление человека не может рассматриваться в качестве сформированного путем проб и ошибок набора навыков, а представляет собой процесс решения задачи, который осуществляется посредством структурирования поля. Данный процесс осуществляется посредством осознания (инсайт), в ситуации «здесь и теперь». Особенности прошлого опыта не имеют существенного значения для решения актуальной поставленной задачи.

В данном исследовании приняли участие 23 респондента в возрасте от 25 до 55 лет, из них 19 женщин и 4 мужчины, обучающихся гештальт-подходу (дополнительное образование).

Для проведения эмпирического исследования были выбраны следующие психодиагностические методики:

На первом этапе исследования было проведено изучение особенностей коммуникации респондентов с помощью методики С.Л. Братченко «Направленность личности в общении». Полученные данные представлены в таблице 1.

В исследуемой группе обучающихся были выявлены стратегии, характерные для коммуникативной направленности, включающие следующие варианты: диалогическую (Д), авторитарную (АВ), манипулятивную (М), альтероцентристскую (АЛ), конформную (К) и индифферентную (И).

Соотношение стратегий направленности личности в общении у отдельных испытуемых исследуемой группы представлено в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты исследования по методике ««Направленность личности в общении»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

Д

-

1

12

2

-

1

13

2

5

12

 

3

11

6

3

3

11

5

9

4

10

7

9

АВ

3

7

-

3

7

7

1

5

9

1

5

8

1

2

8

9

3

2

1

9

-

4

1

АЛ

8

6

5

6

2

2

4

3

1

4

1

2

2

1

3

1

4

8

7

2

6

5

3

М

4

3

2

9

2

8

1

4

2

-

8

4

2

9

2

5

2

2

1

3

2

2

3

И

2

2

-

-

6

1

-

3

1

-

5

1

2

1

2

1

-

1

-

-

1

-

2

К

3

1

2

-

3

2

1

3

2

3

1

2

2

2

2

1

-

2

2

2

1

2

2

Таким образом, в исследуемой группе обучающихся выявлены преимущественно следующие стратегии направленности в общении:

  • диалогическая (Д);

  • авторитарная (АВ);

  • манипулятивная (М);

  • альтероцентристскую (АЛ).

На втором этапе исследования с респондентами обследуемой группы была проведена методика УСК. Полученные данные представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Результаты исследования по методике «Уровень субъективного контроля»

Интернальность

Шкалы локуса контроля

Общая интернальность

Интеральность в области достижений

Интернальность в области неудач

Интернальность в семейных отношениях

Интернальность в производственных отношениях

Интернальность в межличностных отношениях

Интернальность в области здоровья и болезни

Интернальный тип

17

16

15

17

16

18

18

Экстернальный тип

6

7

8

6

7

5

5

Таким образом, в исследуемой группе выявлен преимущественно высокий уровень интернальности по всем шкалам. Наиболее высокое количество респондентов интернального типа выявлено по таким шкалам, как интернальность в области межличностных отношений и интернальность в отношении здоровья и болезни. Высокие показатели по шкале интернальноти в области межличностных отношений свидетельствуют о том, что человек считает именно себя ответственным за построение межличностных отношений с окружающими. Высокие показатели в отношении здоровья и болезни свидетельствуют о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий.

Наибольшее количество респондентов экстернального типа выявлено по такой шкале, как интернальность в области неудач. Низкие показатели интернальности по данной шкале свидетельствуют о том, что человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

На третьем этапе исследования с испытуемыми была проведена методика исследования самоотношения. Полученные данные представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Результаты по методике исследования самоотношения

Шкалы

Ниже нормы

(1-2 стена)

Норма

(3-7 стенов)

Выше нормы

(8-10 стенов)

Открытость

1

14

8

Самоуверенность

5

11

7

Саморуководство

3

14

6

Зеркальное Я

5

13

5

Самоценность

3

10

10

Самопринятие

4

13

6

Самопривязанность

2

15

6

Внутренняя конфликтность

11

6

6

Самообвинение

4

17

4

Сравнивая полученные данные, можно отметить следующие основные закономерности. У большей половины группы по шкале «Открытость» были выявлены средние (нормальные) значения. Также у существенной части респондентов (8 человек) по данной шкале были выявлены высокие значения. Высокие значения по шкале «Открытость» говорят о закрытости, неспособности или нежелании осознавать и выдавать значимую информацию о себе.

Шкала «Самоуверенность» содержит пункты, задающие представления о себе как самостоятельном, волевом, энергичном, надёжном человеке, которому есть за что себя уважать. Положительный плюс шкалы соответствует высокому самомнению, самоуверенности, отсутствию внутренней напряженности, такой результат был выявлен у 7 обучающихся исследуемой группы. Низкие значения, напротив, свидетельствуют о неудовлетворенности собой и своими возможностями, сомнении в способности вызывать уважение. Значения ниже нормы по данной шкале выявлены у 5 респондентов данной группы. У большей части исследованных респондентов были определены средние (нормальные) значения по данной шкале.

Высокий балл по шкале «Саморуководство» был выявлен у 3 респондентов, а низкие баллы по данной шкале выявлены у 6 испытуемых исследуемой группы. Также можно отметить, что данная шкала по содержанию близка к психологической переменной, которую в литературе принято обозначать как «локус контроля».

Шкала «Зеркальное Я» (отражённое самоотношение) включает пункты, связанные с ожидаемым отношением к себе со стороны других людей. В данной группе респондентов выявлено примерно одинаковое количество респондентов с высокими и низкими значениями по данной шкале (по 5 человек, соответственно). У остальной части группы по данной шкале определены средние (нормальные) значения

Высокие оценки по шкале «Самоценность», выявленные у 10 респондентов, отражают заинтересованность в собственном Я, любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемую ценность своего Я для других. Низкие баллы по шкале, выявленные у 3 респондентов, говорят о переоценке своего духовного Я, сомнении в ценности собственной личности, отстранённости, граничащей с безразличием к своему Я, потере интереса к своему внутреннему миру.

Высокие значения по шкале «Самопринятие», выявленные у 6 респондентов исследуемой группы, соответствуют дружескому отношению к себе, согласию с самом собой, одобрению своих планов и желаний, эмоциональному, безусловному принятию себя таким, каков есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Низкие значения по данной шкале определены у 4 респондентов в данной группе. Низкий полюс свидетельствует об отсутствии перечисленных качеств – недостатком самопринятия, что является важным симптомом внутренней дезадаптации.

Высокие значения по шкале «Самопривязанность», выявленные у 6 испытуемых, говорят о ригидности Я-концепции, привязанности, нежелании меняться на фоне общего положительного отношения к себе. Низкие значения, определенные у 2 обучающихся, свидетельствуют о противоположных тенденциях: желании что-то в себе изменить, соответствовать идеальному представлению о себе, неудовлетворённости собой. У большей части группы значения по данной шкале средние (норма).

Высокие значения по шкале «Внутренняя конфликтность», выявленные у 6 испытуемых, свидетельствуют о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласии с собой, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины. Низкие значения шкалы, выявленные у 11 респондентов, свидетельствуют об отрицании проблем, закрытости, поверхностном самодовольстве.

Высокие значения по шкале «Самообвинение» говорят о тенденции к самообвинению, готовности поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки. В данной группе у большинства респондентов (17 человек) определены средние (нормальные) значения по данной шкале. Также можно отметить, что крайне высокие значения по 8-й и 9-й шкалам при общем снижении профиля по предыдущим параметрам являются индикаторами глубокой внутренней дезадаптации и кризисной ситуации, требующей принятия психокоррекционных мер. В данной группе обучающихся испытуемых с такими значениями выявлено не было.

Таким образом, можно отметить, что для обучающихся обследуемой группы свойственны такие характеристики, как открытость, уверенность в себе и принятие себя, а также низкая склонность к самообвинению и переживанию внутренних конфликтов.

Обобщая результаты проведенного эмпирического исследования, можно сделать следующие выводы.

1. По результатам исследования направленности в общении в исследуемой группы обучающихся выявлены преимущественно диалогическая и альтероцентристская коммуникативная направленность. Это свидетельствует о выраженной ориентации на равноправное общение, которое основано на взаимном уважении и доверии, ориентация на взаимопонимание, взаимную открытость и коммуникативное сотрудничество, стремление к взаимному самовыражению, развитию, сотрудничеству. Также в данной группе достаточно выражена авторитарная и манипулятивная направленность, что свидетельствует о направленности на доминирование в общении, а также ориентации на использование собеседника и всего общения в своих целях, для получения разного рода выгоды, отношение к собеседнику как к средству, объекту своих манипуляций.

2. По результатам исследования с помощью методики УСК можно отметить, что большинство обучающихся обследуемой группы можно отнести к интернальному типу. Высокие показатели получены по шкале интернальности в области достижений соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями, респонденты считают, что всего самого хорошего они добились сами, и они готовы с успехом идти к намеченной цели. Также по шкале интернальности в области неудач, что говорит о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям. По шкале интернальности семейных отношений -можно говорить о том, что респонденты считают себя ответственными за события, происходящие в их семейной жизни .значения по шкале в области производственных отношений свидетельствует о том, что обучающие считают себя и свои действия важным фактором организации собственной профессиональной деятельности.

3. По результатам исследования с помощью «Методики исследования самоотношения» можно отметить, что для обучающихся обследуемой группы свойственны такие характеристики, как открытость, уверенность в себе и принятие себя, а также низкая склонность к самообвинению и переживанию внутренних конфликтов. Самоотношение формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированное самоотношение выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта, способного адаптироваться к меняющимся социальным условиям окружающей жизни. Самоотношение является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Для обозначения содержания самоотношения используются такие термины, как самоуважение, симпатия, самопринятие, любовь к себе, самоуверенность, самоуничижение, самообвинение и множество других. Основными характеристиками самоотношения является степень его целостности, интегрированности, автономности, независимости от внешних оценок. Таким образом, самоотношение выступает в качестве механизма обратной связи. Самоотношение является одним из образований, которое функционирует и развивается в структуре самосознания личности.

Список использованных источников

  1. Аболина Н. С. К вопросу использования гештальт-подхода в психологическом сопровождении учебного процесса / Н. С. Аболина // Личностно ориентированное профессиональное образование: материалы регион. науч.-практ. конф., 20-21 нояб. 2019 г., Екатеринбург. В 3 ч. Ч. 3. / Урал. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург : Издательство УГППУ, 2019. - С. 106-107.

  2. Городнова М. Ю. Гештальт-подход в профилактике и лечении аддиктивного и зависимого поведения у детей и подростков / М. Ю. Городнова // Вопросы психического здоровья. — 2020. — Т. 20. — № 2. — С. 82–96.

  3. Дмитриева Н.В., Межерицкая Л.Д. Психодрама и гештальт как средства развития личностной идентичности студентов вузов// Известия Алтайского государственного университета. – 2009. - №7. – С.92-95.

  4. Елисеев С. Б. Гештальт-терапия / С. Б. Елисеев, Л. А. Куташова // Цен-тральный научный вестник. — 2017. — Т. 2. — № 10(27). — С. 11–16.

  5. Масколье Г. Выбери свою жизнь. Гештальт сегодня / Г. Масколье. - М.: Академический проект, 2019. - 473 c.

  6. Методика Направленность личности в общении [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psytests.org/ipl/nloa.html (дата обращения 17.01.2025).

  7. Методика «Уровень субъективного контроля» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psytests.org/trait/usk-run.html (дата обращения 17.01.2025).

  8. Методика исследования самоотношения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psytests.org/emvol/mis-run.html (дата обращения 17.01.2025).

Просмотров работы: 11