В современных условиях развития экономики стабильность финансового положения организации определяется, в первую очередь, ее деловой активностью. Анализ данного показателя является неотъемлемой частью в системе комплексного финансового анализа деятельности хозяйствующего субъекта. Поскольку финансовое положение большинства национальных организаций является весьма неустойчивым, то изучение деловой активности хозяйствующего субъекта становится актуальным [6]. Термин «деловая активность» в российском экономическом лексиконе появился из международной практики во время перехода на рыночные отношения и реформирования национальной экономики [7]. Анализ коэффициентов деловой активности проведем на примере финансовой отчетности транспортной железнодорожной компании (в дальнейшем – компании) за 2021-2023 гг. (табл. 1).
Таблица 1. Основные коэффициенты деловой активности транспортной железнодорожной компании за 2021-2023 гг.
Показатель |
2021 |
2022 |
2023 |
Откл. 2022 к 2021 |
Откл. 2023 к 2022 |
||
В абсолютном выражении |
Темпы роста., % |
В абсолютном выражении |
Темпы роста., % |
||||
Коэффициент оборачиваемости активов |
0,00027 |
0,00034 |
0,00032 |
0,00007 |
125,9 |
-0,00002 |
94,1 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов |
0,0038 |
0,0043 |
0,0055 |
0,0005 |
113,2 |
0,0012 |
127,9 |
Коэффициент оборачиваемости запасов |
0,012 |
0,015 |
0,014 |
0,003 |
125 |
-0,001 |
93,3 |
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности |
0,013 |
0,016 |
0,042 |
0,003 |
123,1 |
0,026 |
262,5 |
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности |
8,57 |
5,58 |
37,3 |
2,99 |
65,1 |
31,72 |
668,5 |
Коэффициент оборачиваемости денежных средств |
0,022 |
0,027 |
0,025 |
0,005 |
122,7 |
-0,002 |
92,6 |
Анализируя таблицу 1, можно сделать вывод, что все показатели деловой активности изменились. Коэффициент оборачиваемости активов в 2022 г. увеличился на 0,00007 или 125,9% по сравнению с 2021 г., а в 2023 г. составил 0,00032, что на 5,9% меньше, чем в предыдущем году. Такая ситуация связана с тем, что значительно возросла средняя величина активов организации на 8,6% в 2023 г. по сравнению с предыдущим годом, а именно увеличение наблюдалось в строке «Основные средства», то есть Общество приобрело дополнительно основные средства [2, 4].
Однако в 2022 г. наблюдался рост коэффициента оборачиваемости денежных средств по сравнению с 2021 г. на 122,7%, вследствие роста выручки на 10% и сокращением величины денежных средств на 6,8%. Однако в 2023 г. значение показателя резко снизилось до 0,025 на 7,4% по сравнению с 2022 годом. Такая ситуация связана с тем, что рост выручки непропорционален росту величины денежных средств [1].
Анализ основных технико-экономических показателей деятельности компании представлен в таблице 2.
Численность работающих увеличилась в 2023 г. на 4,9 тыс. человек или на 0,7 % по сравнению с 2022 г., что объясняется регулярной индексацией зарплаты - не реже двух раз в год - для работников компании.
Сумма напрямую связана с индексом потребительских цен, и это всегда обеспечивает железнодорожникам финансовую стабильность [8].
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов в 2023 г. увеличилась по сравнению с 2022 г. на 19,9 %, что объясняется ростом незавершенных капитальных вложений в связи с реализацией инвестиционных проектов (сроки завершения которых превышают один год), а также введением в эксплуатацию новых подвижных составов [6].
Среднегодовые остатки нормируемых оборотных средств увеличились в 2023 г. на 10,0 %, или на 0,001 трлн. руб., по сравнению с 2022 г. за счет закупки в IV квартале 2022 г. материалов верхнего строения пути для проведения ремонтных работ в 2021 году и продолжения строительства МЦД [3].Динамика основных технико-экономических показателей компании за 2021-2023 гг. приведена на рисунках 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Полная себестоимость транспортных услуг увеличилась на 7,1% или 0,119 трлн. руб. в 2022 году по сравнению с 2021 годом, на 12,2 %, или на 0,204 трлн. руб. в 2023 г. по сравнению с 2022 г., что характеризует тенденцию роста данного показателя.
Таблица 2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности компании
№ п/п |
Показатели |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
Отклонение (+/-) |
Темпы роста, процент |
||
2022 г. от 2021 г. |
2023 г. от 2022 г. |
2022 г. к |
2023 г. к |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Выручка от продаж, трлн. руб. |
1,8 |
1,96 |
2,24 |
+0,16 |
+0,28 |
108,3 |
114,2 |
2 |
Себестоимость продаж, трлн. руб. |
1,581 |
1,7 |
1,904 |
+0,119 |
+0,204 |
107,1 |
112,2 |
3 |
Прибыль от продаж, трлн. руб. |
0,088 |
0,155 |
0,245 |
+0,67 |
+0,9 |
176,1 |
158,1 |
4 |
Прибыль до налогообложения, млрд. руб. |
4,4 |
27,9 |
37,8 |
+23,5 |
+9,9 |
634,1 |
135,4 |
5 |
Чистая прибыль, трлн. руб. |
3,52 |
22,32 |
30,24 |
+18,8 |
+7,92 |
634,1 |
135,4 |
6 |
Среднесписочная численность работников организации, тыс. чел. |
723,5 |
696,3 |
701,2 |
-27,2 |
+4,9 |
96,2 |
100,7 |
7 |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, трлн. руб. |
0,504 |
0,541 |
0,649 |
+0,037 |
+0,108 |
107,3 |
119,9 |
8 |
Среднегодовые остатки нормируемых оборотных средств, трлн. руб. |
0,007 |
0,01 |
0,011 |
+0,003 |
+0,001 |
142,9 |
110 |
9 |
Производительность труда (строка 1: строку 6), млн.руб./тыс. чел. |
2,5 |
2,8 |
3,19 |
+0,3 |
+0,39 |
112 |
113,9 |
10 |
Фондоотдача основных производительных фондов (строка 1: строку 7), трлн. руб./ трлн. руб. |
3,57 |
3,62 |
3,45 |
+0,05 |
-0,17 |
101,4 |
95,3 |
11 |
Оборачиваемость оборотных средств (строка 1: строку 8), обороты |
257,1 |
196 |
203,6 |
-61,1 |
7,6 |
76,2 |
103,9 |
12 |
Общая рентабельность производства (строка 4: (строка 7 + строка 8) * 100%), проценты |
0,86 |
5,15 |
5,73 |
+4,29 |
+0,58 |
598,8 |
111,3 |
Рисунок 1. Динамика финансовых результатов компании за
2021-2023 гг., трлн. руб.
Рисунок 2. Динамика показателей прибыли компании от реализации услуг за 2021-2023 гг., трлн. руб.
Прибыль от реализации услуг в 2023 г. имеет наибольшее значение из сравниваемых периодов и составила 0,245 трлн. руб., что выше на 58,1% аналогичного показателя 2022 г. Прибыль до налогообложения увеличилась на 9,9 трлн. руб. в 2023 г. по сравнению с 2022 г. Чистая прибыль увеличилась на 7,92 трлн. руб. в 2023 г. по сравнению с 2022 г.
Рисунок 3. Анализ производительности труда компании за 2021-2023 гг., млн. руб./чел
В 2023 году производительность труда по перевозочным видам деятельности выросла на 13,9 % к показателю 2022 г. за счет снижения трудозатрат в связи с совершенствованием техники и технологических процессов.
Рисунок 4. Динамика фондоотдачи основных производственных фондов компании за 2021-2023 гг., руб./руб.
Показатель фондоотдачи основных производственных фондов в 2023 г. уменьшился на 5 % по сравнению с показателем 2022 г., что объясняется увеличением стоимости основных производственных фондов, а также ростом незавершенных капитальных вложений в связи с реализацией инвестиционных проектов (сроки завершения которых превышают один год).
Рисунок 5. Динамика оборачиваемости оборотных средств компании за 2021-2023 гг., обороты
Оборачиваемость оборотных средств увеличилась в 2023 г. на 3,4 % по сравнению с 2022 г., что объясняется ростом выручки от продаж по годам.
Рисунок 6. Общая рентабельность производства компании за 2021-2023 гг., процент
Общая рентабельность производства в 2023 г. увеличилась на 111,3 % в сравнении с 2022 г., это объясняется тем, что выручка имеет положительную динамику по годам, что положительно влияет на оценку инвестиционной привлекательности предприятия в долгосрочной перспективе. (Рис. 6)
Анализ показал, что предприятие регулярно использует комплекс мер для адаптации к кризисной ситуации в экономике страны, о чем свидетельствует то обстоятельство, что большинство показателей увеличились по сравнению с 2022 г.
Как видно из вышесказанного, анализ деловой активности компании характеризует текущую производственную и коммерческую деятельность предприятия и свидетельствует о динамичности развития, достижении поставленных целей, эффективном использовании экономического потенциала, расширении рынков сбыта продукции.
Литература
1. Азаров В.Н., Гудков Ю.И., Кабанов А.С.Проблемы и перспективы обеспечения безопасности в транспортной сфере и транспортной инфраструктуре // Качество. Инновации. Образование. 2020. № 3 (167). С. 88-100.
2. АзаровВ.Н., Майборода В.П., Панычев А.Ю. Всеобщее управление качеством: учебник. 2013. — 572 с.
3. Василенко Е.А., Кузина Е.Л., Стифеева В.О. Системный подход к оценке финансово-хозяйственной деятельности коммерческих предприятий // В сборнике: Модернизация экономики россии: отраслевой и региональный аспект. материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. Ростов-на-Дону, 2020. С. 197-200.
4. Василенко М.А., Кузина Е.Л., Лилюхин А.М. Предпринимательство в российской экономике // В сборнике: Экономические проблемы России и региона. ученые записки. Ростов-на-Дону, 2021. С. 29-35.
5. Гуськова М.Ф., Стерликов П.Ф., Стерликов Ф.П., Стерликов Ф.Ф. К вопросу поиска современных эффективных форм хозяйствования // В сборнике: Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания. сборник статей. Образовательное частное учреждение высшего образования «Гуманитарно-социальный институт». Москва, 2022. С. 41-49.
6. Гуськова М.Ф., Ракитин Ф.А. Сравнительный анализ моделей и механизмов устойчивого развития транспортной системы мегаполиса // Экономические науки. 2022. №1 (218). с. 152-162
7. Кузина М.А., Рахаев В.А., Василенко М. А. Анализ внутреннего рынка пассажирских перевозок участников организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) // Современные вызовы транспортной отрасли: новые возможности: Материалы межвузовской научно-практической конференции транспортных вузов. Санкт-Петербург, Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, Российский университет транспорта. – М.: Перо, 2022. - с. 226-229
8. Непопущева А.О., Гуськова М.Ф. Применение системного анализа при разработке управленческих решений // В сборнике: Современное состояние, проблемы и перспективы развития отраслевой науки. Материалы Всероссийской конференции с международным участием. 2019. С. 312-314.