АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ

Шилов П.В. 1, Кузина М.А. 1, Попков Д.С. 1, Назаров Е.А. 1
1Российский университет транспорта РУТ (МИИТ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных условиях развития экономики стабильность финансового положения организации определяется, в первую очередь, ее деловой активностью. Анализ данного показателя является неотъемлемой частью в системе комплексного финансового анализа деятельности хозяйствующего субъекта. Поскольку финансовое положение большинства национальных организаций является весьма неустойчивым, то изучение деловой активности хозяйствующего субъекта становится актуальным [6]. Термин «деловая активность» в российском экономическом лексиконе появился из международной практики во время перехода на рыночные отношения и реформирования национальной экономики [7]. Анализ коэффициентов деловой активности проведем на примере финансовой отчетности транспортной железнодорожной компании (в дальнейшем – компании) за 2021-2023 гг. (табл. 1).

Таблица 1. Основные коэффициенты деловой активности транспортной железнодорожной компании за 2021-2023 гг.

Показатель

2021

2022

2023

Откл. 2022 к 2021

Откл. 2023 к 2022

В абсолютном выражении

Темпы роста., %

В абсолютном выражении

Темпы роста., %

Коэффициент оборачиваемости активов

0,00027

0,00034

0,00032

0,00007

125,9

-0,00002

94,1

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов

0,0038

0,0043

0,0055

0,0005

113,2

0,0012

127,9

Коэффициент оборачиваемости запасов

0,012

0,015

0,014

0,003

125

-0,001

93,3

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

0,013

0,016

0,042

0,003

123,1

0,026

262,5

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

8,57

5,58

37,3

2,99

65,1

31,72

668,5

Коэффициент оборачиваемости денежных средств

0,022

0,027

0,025

0,005

122,7

-0,002

92,6

Анализируя таблицу 1, можно сделать вывод, что все показатели деловой активности изменились. Коэффициент оборачиваемости активов в 2022 г. увеличился на 0,00007 или 125,9% по сравнению с 2021 г., а в 2023 г. составил 0,00032, что на 5,9% меньше, чем в предыдущем году. Такая ситуация связана с тем, что значительно возросла средняя величина активов организации на 8,6% в 2023 г. по сравнению с предыдущим годом, а именно увеличение наблюдалось в строке «Основные средства», то есть Общество приобрело дополнительно основные средства [2, 4].

Однако в 2022 г. наблюдался рост коэффициента оборачиваемости денежных средств по сравнению с 2021 г. на 122,7%, вследствие роста выручки на 10% и сокращением величины денежных средств на 6,8%. Однако в 2023 г. значение показателя резко снизилось до 0,025 на 7,4% по сравнению с 2022 годом. Такая ситуация связана с тем, что рост выручки непропорционален росту величины денежных средств [1].

Анализ основных технико-экономических показателей деятельности компании представлен в таблице 2.

Численность работающих увеличилась в 2023 г. на 4,9 тыс. человек или на 0,7 % по сравнению с 2022 г., что объясняется регулярной индексацией зарплаты - не реже двух раз в год - для работников компании.

Сумма напрямую связана с индексом потребительских цен, и это всегда обеспечивает железнодорожникам финансовую стабильность [8].

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов в 2023 г. увеличилась по сравнению с 2022 г. на 19,9 %, что объясняется ростом незавершенных капитальных вложений в связи с реализацией инвестиционных проектов (сроки завершения которых превышают один год), а также введением в эксплуатацию новых подвижных составов [6].

Среднегодовые остатки нормируемых оборотных средств увеличились в 2023 г. на 10,0 %, или на 0,001 трлн. руб., по сравнению с 2022 г. за счет закупки в IV квартале 2022 г. материалов верхнего строения пути для проведения ремонтных работ в 2021 году и продолжения строительства МЦД [3].Динамика основных технико-экономических показателей компании за 2021-2023 гг. приведена на рисунках 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Полная себестоимость транспортных услуг увеличилась на 7,1% или 0,119 трлн. руб. в 2022 году по сравнению с 2021 годом, на 12,2 %, или на 0,204 трлн. руб. в 2023 г. по сравнению с 2022 г., что характеризует тенденцию роста данного показателя.

Таблица 2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности компании

№ п/п

Показатели

2021 г.

2022 г.

2023 г.

Отклонение (+/-)

Темпы роста, процент

2022 г. от 2021 г.

2023 г. от 2022 г.

2022 г. к
2021 г.

2023 г. к
2022 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Выручка от продаж, трлн. руб.

1,8

1,96

2,24

+0,16

+0,28

108,3

114,2

2

Себестоимость продаж, трлн. руб.

1,581

1,7

1,904

+0,119

+0,204

107,1

112,2

3

Прибыль от продаж, трлн. руб.

0,088

0,155

0,245

+0,67

+0,9

176,1

158,1

4

Прибыль до налогообложения, млрд. руб.

4,4

27,9

37,8

+23,5

+9,9

634,1

135,4

5

Чистая прибыль, трлн. руб.

3,52

22,32

30,24

+18,8

+7,92

634,1

135,4

6

Среднесписочная численность работников организации, тыс. чел.

723,5

696,3

701,2

-27,2

+4,9

96,2

100,7

7

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, трлн. руб.

0,504

0,541

0,649

+0,037

+0,108

107,3

119,9

8

Среднегодовые остатки нормируемых оборотных средств, трлн. руб.

0,007

0,01

0,011

+0,003

+0,001

142,9

110

9

Производительность труда (строка 1: строку 6), млн.руб./тыс. чел.

2,5

2,8

3,19

+0,3

+0,39

112

113,9

10

Фондоотдача основных производительных фондов (строка 1: строку 7), трлн. руб./ трлн. руб.

3,57

3,62

3,45

+0,05

-0,17

101,4

95,3

11

Оборачиваемость оборотных средств (строка 1: строку 8), обороты

257,1

196

203,6

-61,1

7,6

76,2

103,9

12

Общая рентабельность производства (строка 4: (строка 7 + строка 8) * 100%), проценты

0,86

5,15

5,73

+4,29

+0,58

598,8

111,3

Рисунок 1. Динамика финансовых результатов компании за
2021-2023 гг., трлн. руб.

Рисунок 2. Динамика показателей прибыли компании от реализации услуг за 2021-2023 гг., трлн. руб.

Прибыль от реализации услуг в 2023 г. имеет наибольшее значение из сравниваемых периодов и составила 0,245 трлн. руб., что выше на 58,1% аналогичного показателя 2022 г. Прибыль до налогообложения увеличилась на 9,9 трлн. руб. в 2023 г. по сравнению с 2022 г. Чистая прибыль увеличилась на 7,92 трлн. руб. в 2023 г. по сравнению с 2022 г.

Рисунок 3. Анализ производительности труда компании за 2021-2023 гг., млн. руб./чел

В 2023 году производительность труда по перевозочным видам деятельности выросла на 13,9 % к показателю 2022 г. за счет снижения трудозатрат в связи с совершенствованием техники и технологических процессов.

Рисунок 4. Динамика фондоотдачи основных производственных фондов компании за 2021-2023 гг., руб./руб.

Показатель фондоотдачи основных производственных фондов в 2023 г. уменьшился на 5 % по сравнению с показателем 2022 г., что объясняется увеличением стоимости основных производственных фондов, а также ростом незавершенных капитальных вложений в связи с реализацией инвестиционных проектов (сроки завершения которых превышают один год).

Рисунок 5. Динамика оборачиваемости оборотных средств компании за 2021-2023 гг., обороты

Оборачиваемость оборотных средств увеличилась в 2023 г. на 3,4 % по сравнению с 2022 г., что объясняется ростом выручки от продаж по годам.

Рисунок 6. Общая рентабельность производства компании за 2021-2023 гг., процент

Общая рентабельность производства в 2023 г. увеличилась на 111,3 % в сравнении с 2022 г., это объясняется тем, что выручка имеет положительную динамику по годам, что положительно влияет на оценку инвестиционной привлекательности предприятия в долгосрочной перспективе. (Рис. 6)

Анализ показал, что предприятие регулярно использует комплекс мер для адаптации к кризисной ситуации в экономике страны, о чем свидетельствует то обстоятельство, что большинство показателей увеличились по сравнению с 2022 г.

Как видно из вышесказанного, анализ деловой активности компании характеризует текущую производственную и коммерческую деятельность предприятия и свидетельствует о динамичности развития, достижении поставленных целей, эффективном использовании экономического потенциала, расширении рынков сбыта продукции.

Литература

1. Азаров В.Н., Гудков Ю.И., Кабанов А.С.Проблемы и перспективы обеспечения безопасности в транспортной сфере и транспортной инфраструктуре // Качество. Инновации. Образование. 2020. № 3 (167). С. 88-100.

2. АзаровВ.Н., Майборода В.П., Панычев А.Ю. Всеобщее управление качеством: учебник. 2013. — 572 с.

3. Василенко Е.А., Кузина Е.Л., Стифеева В.О. Системный подход к оценке финансово-хозяйственной деятельности коммерческих предприятий // В сборнике: Модернизация экономики россии: отраслевой и региональный аспект. материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. Ростов-на-Дону, 2020. С. 197-200.

4. Василенко М.А., Кузина Е.Л., Лилюхин А.М. Предпринимательство в российской экономике // В сборнике: Экономические проблемы России и региона. ученые записки. Ростов-на-Дону, 2021. С. 29-35.

5. Гуськова М.Ф., Стерликов П.Ф., Стерликов Ф.П., Стерликов Ф.Ф. К вопросу поиска современных эффективных форм хозяйствования // В сборнике: Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания. сборник статей. Образовательное частное учреждение высшего образования «Гуманитарно-социальный институт». Москва, 2022. С. 41-49.

6. Гуськова М.Ф., Ракитин Ф.А. Сравнительный анализ моделей и механизмов устойчивого развития транспортной системы мегаполиса // Экономические науки. 2022. №1 (218). с. 152-162

7. Кузина М.А., Рахаев В.А., Василенко М. А. Анализ внутреннего рынка пассажирских перевозок участников организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) // Современные вызовы транспортной отрасли: новые возможности: Материалы межвузовской научно-практической конференции транспортных вузов. Санкт-Петербург, Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, Российский университет транспорта. – М.: Перо, 2022. - с. 226-229

8. Непопущева А.О., Гуськова М.Ф. Применение системного анализа при разработке управленческих решений // В сборнике: Современное состояние, проблемы и перспективы развития отраслевой науки. Материалы Всероссийской конференции с международным участием. 2019. С. 312-314.

Просмотров работы: 15