Актуальность темы заключается в изучении реабилитации как технологии социальной работы, которая может быть определена как процесс, направленный на восстановление способности клиента к полноценной жизни в обществе. Это предполагает не только устранение последствий физического или психического нарушения, но и активное вовлечение клиента в социальную жизнь, что способствует росту его социальной самодостаточности.Анализ эффективности реабилитационного потенциала отделения ЦСО позволит оказывать услуги гражданам пожилого возраста и инвалидов в полном объеме.
Технология социальной работы – отрасль социальных технологий, связанная с социальным обслуживанием, помощью и поддержкой людей, попадающих в трудные жизненные обстоятельства. Представляет собой целенаправленное воздействие специалиста социальной работы на внешние и внутренние факторы, их активизацию в интересах нуждающегося в помощи человека или группы людей. Структура технологии характеризуется этапностью, протяженностью и длительностью во времени, цикличностью (повторяемостью), наличием алгоритма действий и инструментарием как совокупности средств, способов, приемов, обеспечивающих достижение поставленной цели в процессе воздействия на человека или группу людей для преодоления трудных жизненных обстоятельств [1, с.7].
Реабилитация как технология социальной работы может быть определена как процесс, направленный на восстановление способности клиента к полноценной жизни в обществе. Это предполагает не только устранение последствий физического или психического нарушения, но и активное вовлечение клиента в социальную жизнь, что, в свою очередь, способствовало бы росту его социальной самодостаточности. Социальная реабилитация охватывает различные аспекты жизни, включая трудовую деятельность, обучение, отношения в семье и обществе. В этом контексте специалисты в области социальной работы не только помогают решать текущие проблемы, но и создают условия для устойчивого изменения жизненных обстоятельств клиента.
Существует множество технологий и методов, используемых в процессе реабилитации. К ним относятся: профилактика, социально – психологическая поддержка, коррекция, социально – педагогическая реабилитация, трудовая (профессиональная) реабилитация и социально – медицинская реабилитация.
Профилактика, будучи важным средством предотвращения развития каких-либо негативных процессов и явлений, позволяет с меньшими функциональными затратами снять остроту проблемы и повернуть процесс в более благоприятное русло [2]. Профилактика базируется на комплексном подходе, который включает в себя образование, поддержку, активное участие в жизни сообщества и работу с окружающей средой клиента. Главная её цель – предотвратить рецидив и поддержать устойчивое социальное функционирование клиентов, используя ресурсы и возможности, доступные в реабилитационном учреждении. Это позволяет создать надёжный фундамент для дальнейшего успешного встраивания клиентов в общество.
Социально-психологическая поддержка людей, сталкивающихся с трудностями в социальной адаптации, включает применение социально-психологических технологий. Эти технологии в социальной работе представляют собой набор методов, ориентированных на восстановление, сохранение или улучшение социального функционирования человека, а также на предотвращение негативных социальных процессов. Особое внимание уделяется социально-психологическим аспектам сложных жизненных ситуаций клиентов, и используется соответствующие методы [3].
Коррекция - это деятельность социального субъекта по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам. Коррекция в реабилитации является ключевым элементом процесса восстановления на направленных на восстановление утраченных функций и качеств. Она включает в себя осознание индивидуальных потребностей пациента, создание персонализированной программы, соответствующей его физическим возможностям. Основной целью данной технологии является помощь клиенту в развитии личностных ресурсов и навыков, необходимых для успешной адаптации в обществе.
Социально – педагогическая реабилитация представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление их социальной активности и улучшение качества жизни. Основной целью данного процесса является создание условий для полноценной интеграции этих граждан в общество, развитие их личностного потенциала и способностей. Педагоги, психологи и волонтеры работают совместно, организуя индивидуальные и групповые занятия, которые включают когнитивные тренировки, творческие мастерские и спортивные мероприятия. Важным аспектом является так же обучение навыкам самообслуживания и социальной адаптации, что позволяет людям чувствовать себя более уверенно в повседневной жизни.
Социально - трудовая реабилитация – это один из методов реабилитации, который направлен на развитие и восстановление нарушенных физических, компенсаторных и социальных навыков и выполнению трудовых операций. Включает в себя не только физиотерапию, но также психологическую поддержку, обучение или переобучение новым профессиям, что помогает клиентам адаптироваться в социальной среде. Даёт возможность реализовать себя на рынке труда, улучшая качество жизни и создавая условия для активного участия каждого гражданина в обществе.
Социально – медицинская реабилитация - это комплекс медицинских мер, который направлен на восстановление здоровья и адаптации в общество людей, которые пережили травму, болезнь или инвалидность. Данная форма реабилитации включает в себя медицинское лечение, психологическую поддержку, социальную помощь и различные реабилитационные программы, которые позволяют найти индивидуальный подход к каждому клиенту. Основная ее цель – не только улучшить состояние здоровья, но и помочь человеку адаптироваться к новой социальной реальности.
Таким образом, реабилитация как технология социальной работы - это процесс, направленный на восстановление способности клиента к полноценной жизни. В этом процессе применяется множество технологий и методов включая профилактические меры, социально - психологическую поддержку, коррекцию, социально – педагогическую реабилитацию, социально - трудовую (профессиональную) реабилитацию и социально – медицинскую реабилитацию. Данный потенциал, эффективное применение различных методов и программ реабилитации позволяет не только помочь клиентам восстановить их утраченные возможности, но и даёт возможность полноценной адаптации к привычной для него среде, возвращая уверенность в себе и своих возможностях.
В рамках исследовательской работы были использованы следующие методы эмпирического исследования: анализ документов, наблюдение, опрос респондентов в форме анкетирования, количественный анализ и качественная интерпретация результатов.
Источниками информации для анализа эффективности реабилитационных услуг послужили следующие документы:
- законодательные и нормативные документы,
- отчеты о деятельности реабилитационного отделения,
- программы реабилитации и социального обслуживания,
- статистические отчеты (анкеты и опросники, заполняемые клиентами),
- документы по учету и оценке работы (журналы учета клиентов и услуг, оценочные отчеты об эффективности реабилитационных программ),
- обратная связь от клиентов и их семей.
Объектом наблюдения при исследовании эффективности социальной работы реабилитационного отделения ЦСО послужили:
- клиенты, принимающие участие в программах реабилитации,
- работники реабилитационного отделения, включая психологов, медиков и других специалистов.
Метод наблюдения в эмпирическом исследовании предполагает непосредственное наблюдение и фиксацию явлений, происходящих в определенной ситуации или окружении. Метод наблюдения позволяет получить первичные данные о объекте исследования и обычно используется в сочетании с другими методами исследования, такими как опросы, интервью или анализ документов [4].
Для разработки и планирования мероприятий по дальнейшему повышению качества и эффективности социального обслуживания и анализа качества удовлетворенности услуг реабилитационного отделения ЦСО был проведен опрос двух групп респондентов (получателей услуг и экспертов) в форме анкетирования.
Количественный анализ - метод изучения явлений и объектов с использованием математических и статистических методов, направленный на определение и измерение количественных параметров. Он позволяет получить точные и объективные данные, которые могут быть использованы для принятия решений.
Качественный анализ - метод изучения явлений и объектов с использованием качественных значений, таких как характеристики, качества, свойства. Он помогает понять и описать характеристики и качества объекта и выявить закономерности в его функционировании. Качественный анализ чаще применяется в социологии, психологии, маркетинге и других областях, где важны не только числовые показатели, но и качественные характеристики [5, с.53].
Проведено анкетирование получателей социальных услуг. В опросе участвовало 40 респондентов, пользовавшихся услугами учреждения. Для социологического опроса была разработана анкета. Анкета включает в себя критерии: материально-техническое обеспечение, квалифицированность специалистов, взаимодействие специалистов с получателями услуг.
Цель анкетирования: определение степени удовлетворенности оказанием социальных услуг, предоставляемых специалистами реабилитационного отделения ЦСО.
По ответам получателей услуг высокие значения степени удовлетворенности получили такие факторы, как удовлетворенность профессионализмом и компетентностью работников отделения, оказанием социально-медицинских и социально-психологических услуг.
Большинство (95%) принявших участие в опросе высоко оценивают профессионализм работников. Подавляющее большинство получателей (93%) услуг ответили, что комплекс предлагаемых социально-медицинских услуг отвечает их запросам. 90% опрошенных отметили, что специалисты учреждения предоставляют социально-психологические услуги в полном объеме, удовлетворяющих их потребностям.
Удовлетворенностью качеством бытовых условий проживания в реабилитационном отделении отметили 85% опрошенных. Социально-педагогические услуги, предоставляемые отделением, удовлетворяют 80% опрошенных получателей услуг, социально – правовые услуги удовлетворяют 75% опрошенных. Качеством оказания досуговых услуг остались удовлетворены 70% респондентов. Среди получателей услуг 70% удовлетворены полнотой информации о реабилитационном отделении. Доступностью и полнотой информации о перечне услуг, условиях и порядке их предоставления удовлетворены 75% опрошенных. 85% опрошенных с уверенностью заявили, что готовы рекомендовать данную организацию родственникам и знакомым.
В целом получатели услуг удовлетворены качеством предоставления услуг, организацией деятельности специалистов, их профессионализмом и компетентностью, качеством проводимой коррекционной и реабилитационной помощи. Значит такая форма предоставления услуг в реабилитационном отделении удобна и очень востребована.
Проведено анкетирование экспертов о качестве оказания социальных услуг получателям услуг. В опросе приняло 20 респондентов, оказывающих услуги получателям услуг. Цель анкетирования: выявление удовлетворенности персонала качеством оказания социальных услуг клиентам в реабилитационном отделении ЦСО.
По ответам экспертов высокие значения степени удовлетворенности получили такие факторы, как доступность оказываемых услуг в отделении и сотрудничество с другими учреждениями для комплексного решения проблем клиента, респонденты удовлетворены на 100%. Большинство опрашиваемых (95%) удовлетворены повышением квалификации работников учреждения, 90% респондентов удовлетворены тем, как происходит информированность о работе учреждения и порядке предоставления социальных услуг, графиком работы учреждения, качеством оборудования и материалов, используемых в отделении. 90% респондентов наблюдают удовлетворенность клиентов и их родственников качеством предоставляемых услуг. Улучшение состояния клиентов после прохождения реабилитации отметили 85% опрашиваемых. Менее удовлетворены благоустройством и содержанием помещения учреждения, удовлетворенность составила 75% опрашиваемых.
Таким образом, результаты анкетирования позволяют сделать вывод о том, что сотрудники реабилитационного отделения в основном удовлетворены условиями труда и качеством предоставляемых услуг. Тем не менее, для дальнейшего совершенствования работы рекомендуется обратить внимание на оптимизацию рабочих процессов, модернизацию материально – технической базы и дополнительные меры мотивации.
На основании полученных результатов были разработаны рекомендации (предложения):
Создание мобильных бригад с портативным оборудованием для выездной реабилитации. Мобильные бригады могут осуществлять медицинскую помощь пациентам, которые не могут посещать стационарные учреждения реабилитации.
Создание систем видеосвязи для осуществления удаленного консультирования. Это имеет особое значение для развития современных подходов в медицине. Видеосвязь позволит пациентам получать консультации специалистов в независимости от географического расположения.
Организация регулярных обучающих программ для сотрудников с целью освоения новых технологий и методик социальной работы.
Разработка программы мотивации и стимулирования сотрудников, направленные на повышение их квалификации и освоение новых технологий.
Организация обмена опытом с другими социальными учреждениями и некоммерческими организациями для внедрения лучших практик и технологий.
Партнёрство с местными организациями. Для повышения эффективности реабилитационного отделения важно наладить сотрудничество с местными общественными организациями, благотворительными фондами и учебными заведениями. Такие партнерства могут существенно расширить ресурсы и возможности ЦСО.
Таким образом, повышение эффективности использования технологического потенциала социальной работы реабилитационного отделения ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов требует комплексного и многогранного подхода. Внедрение современных технологий, расширение возможностей и активное взаимодействие со специалистами и обществом в целом - ключевые факторы, способствующие успешной реабилитации и интеграции граждан в общество.
Список литературы
Современные технологии социальной работы : учебное пособие / А. В. Старшинова, Е. Б. Архипова, М. В. Миронова [и др.] ; под общ. ред. А. В. Старшиновой ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2019. - 168 с. - ISBN 978-5-7996-2558-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1942628 (дата обращения: 12.01.2025).
Еремеева Т.С. (автор-составитель) Профилактика в социальной работе с различными группами населения: Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Социальная работа». Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2004 Текст-непосредственный
Гимонова А.В. Социально-психологическая помощь малообеспеченным семьям // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки - 2016 № 5 С. 333URL: https://sibac.info/archive/guman/5(42).pdf (дата обращения: 12.01.2025)
Наместникова, И. В. Методы исследования в социальной работе : учебник для бакалавров / И. В. Наместникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 430 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3315-4. — Текст : непосредственный.
Каташинских, В. С. Методы сбора социальной информации : учеб. пособие / В. С. Каташинских ; [науч. ред. Ю. Р. Вишневский] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. — 124 с. ISBN 978-5-7996-2069-