Актуальность проблемы асоциального поведения несовершеннолетних вызвана её повсеместным распространением и негативным влиянием на общество. Методы и технологии профилактики асоциального поведения несовершеннолетних важны для поддержания общественного благополучия и безопасности. Эти меры нацелены на снижение и предотвращение рисков девиантного поведения у подростков, что ведет к уменьшению уровня преступности и формированию стабильной социальной среды.
Целью исследования является анализ эффективности практического применения технологий профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в образовательном учреждении.
Технология социальной работы – совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, разрешения социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения[1]. Социальная технология – это деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности. Как и любая социальная деятельность, социальная технология многообразна по своему конкретному воплощению, целевым функциям, своему характеру и результатам.
Психолого-педагогическая технология, как профилактика асоциального поведения подростков, включает комплекс мер: индивидуальная работа, диагностика, консультации и коррекция поведения, включая тесты на агрессию, тревожность и самооценку. Групповые занятия, тренинги и мастер-классы для развития навыков общения, командной работы и решения конфликтов; использование арт-терапии для снятия напряжения. Родительские собрания, семейные консультации и образовательные программы для укрепления семьи и поддержки воспитания. Развитие эмоционального интеллекта, занятия по пониманию эмоций, технике саморегуляции (дыхательные упражнения, медитации) и повышению самооценки. Лекции, дискуссии, информационные материалы о здоровом образе жизни и безопасном поведении. Наблюдение за поведением, анализ эффективности программ и сбор отзывов участников.
Цель профилактики — отвлечь подростков от опасного поведения и вовлечь их в социально полезные действия.
Технология образовательно-воспитательной деятельности направлена на создание благоприятной среды для развития мотивации, социальной активности и нравственных качеств у детей и подростков. Основные направления включают: создание позитивной атмосферы в школе, поддерживающей дружбу и уважение среди учеников, учителей и администрации. Участие в самоуправлении, школьных проектах и инициативах для ощущения значимости каждого. Условия для достижения каждым учеником успехов в учебе и внеурочных занятиях. Организация внеклассной деятельности, участие в общественной жизни, экскурсии и поездки, расширение кругозора через посещение музеев, театров и других культурных объектов, лекции и семинары на актуальные социальные темы, обсуждение литературы и кинофильмов для развития критического мышления.
Технология воспитания — это научно обоснованная и проверенная практика, обеспечивающая качественное и эффективное достижение целей воспитательной деятельности. Она направлена на всестороннее развитие личности несовершеннолетнего, формирование позитивных жизненных установок и ценностных ориентиров. Комплексный подход, включающий создание благоприятной школьной атмосферы, организацию внеклассной деятельности, просветительскую работу, воспитание нравственности и правового сознания, снижает риски асоциального поведения и укрепляет социальную адаптацию.
Социальное сопровождение — это технология организации и координации помощи клиентам через сбор и анализ данных, определение стратегий и тактик социальной помощи.
В контексте профилактики асоциального поведения несовершеннолетних оно направлено на поддержку детей и подростков в трудных жизненных ситуациях, укрепление семейных связей и улучшение условий воспитания. Ключевыми элементами данной технологии являются: консультации и тренинги для родителей, направленные на повышение их педагогической компетенции и улучшение отношений с детьми, поддержка социально уязвимых групп, развитие инклюзивного образования и создание доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, сотрудничество с общественными организациями,волонтерские движения развивают социальную ответственность и активную гражданскую позицию у несовершеннолетних.
Социальное сопровождение играет важную роль в создании условий для полноценного развития и воспитания несовершеннолетних, снижая риски асоциального поведения и укрепляя их социальную адаптацию.
Технология информационно-пропагандистской деятельности включает комплекс мероприятий, направленных на информирование и просвещение несовершеннолетних о последствиях асоциального поведения и продвижении здоровых моделей поведения. К основным аспекты этой технологии относится разработка и распространение информационных материалов, создание и публикация статей, видео, подкастов и другого контента, освещающего проблемы асоциального поведения, его причины, последствия и методы профилактики. Организация масштабных информационно-просветительских мероприятий, таких как акции против курения, употребления алкоголя и наркотиков, насилия в школах. Публикации и выступления экспертов в области здравоохранения, психологии и социологии о пользе здорового образа жизни и вреде асоциального поведения. Организация спортивных соревнований, фестивалей, выставок и других мероприятий, пропагандирующих физическую активность, творчество и культуру.Разработка и распространение антирекламы, разрушающей мифы о привлекательности курения, употребления алкоголя и наркотиков.
Правовое просвещение и воспитание несовершеннолетних, как технология профилактики асоциального поведения заключается в деятельности преподавателей, направленной на повышение правового сознания школьников на основе моральных ценностей, помощь в жизненном самоопределении и гражданском становлении, а также создание условий для самореализации личности. Данная технология включает в себя: уроки и лекции по гражданскому, уголовному и административному праву, объяснение незаконных действий и санкций за них, ролевые игры и анализ судебных дел для лучшего понимания правовых процессов, конкурсы и олимпиады по праву для стимуляции интереса к юридическим дисциплинам, встречи с сотрудниками полиции, экскурсии в полицию и суды, дни открытых дверей для знакомства с системой правосудия [2, с. 26].
Технология медицинского сопровождения, как часть профилактики асоциального поведения, направлена на охрану здоровья несовершеннолетних, раннюю диагностику и лечение заболеваний, способных привести к асоциальному поведению. Регулярные медицинские осмотры для выявления физических и психических отклонений, лабораторные анализы для обнаружения следов наркотиков и токсинов.Физкультурно-оздоровительные мероприятия, спортивные соревнования, экскурсии на природу, походы и лагеря для укрепления здоровья и улучшения настроения.Лекции и фильмы о вреде наркотиков, разъяснение вреда алкоголя и табака, акции и кампании, направленные на отказ от вредных привычек, информирование родителей о признаках наркотической зависимости.
Таким образом, мы установили, что технология профилактики асоциального поведения включает психолого-педагогическую работу, образовательно-воспитательную деятельность, социальное сопровождение, информационно-пропагандистскую деятельность, правовое просвещение и медицинское сопровождение. Комплексное применение этих технологий в профилактике асоциального поведения несовершеннолетних существенно улучшает благополучие и безопасность общества, способствуя тому, чтобы несовершеннолетние выросли ответственными и успешными гражданами.
Для проведения эмпирического исследования были использованы такие методы, как анализ документов, наблюдение, анкетирование респондентов, а также количественная и качественная интерпретация полученных данных. Анализ документов стал базой для объективной оценки эффективности профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в школе. Основная цель заключалась в том, чтобы результаты исследования послужили фундаментом для дальнейшего совершенствования профилактики асоциального поведения в образовательных учреждениях и помогли успешно поддерживать несовершеннолетних в обществе.Локальные документы образовательного учреждения: Положение о Совете профилактики, программа профилактики асоциального поведения несовершеннолетних, план работы по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних, карта индивидуального сопровождения обучающихся «группы риска», протоколы заседаний Совета профилактики, журнал учета несовершеннолетних, состоящих на учете в ОДН и ПДН, журнал учета профилактических бесед и консультаций.
Метод наблюдения – это основной инструмент эмпирического исследования. Целью применения метода наблюдения является получение объективной информации о том, как реализуется эффективная профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. Основными задачами является анализ взаимодействия между специалистами и несовершеннолетними, их семьями, наблюдение за реализацией профилактических программ, выявление возможных проблем в процессе профилактической работы с несовершеннолетними. Объектом наблюдения при исследовании эффективности профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в образовательной школе являются: несовершеннолетние, ученики, находящиеся в «группе риска», их семьи, а также учителя, специалисты узкого направления, советники, администрация. Осуществление наблюдения за социальным поведением учащихся проводилось в различных условиях: на уроках, во время перемен, а также в ходе внеурочной деятельности [3, с. 45].
Метод анкетирования – это метод исследования и первичного сбора информации, у отдельного человека или группы людей, объединенных по определенному признаку.
Качественный анализ - изучение текстов отчетов и программ на предмет выявления алгоритмов, тем и походов, которые используются в общеобразовательной школе. Количественный анализ – систематизация количественных данных: количество обучаемых, находящихся в «группе риска», динамика изменения определенных показателей – социальной адаптации [4].
В ходе исследования было определено понятие эффективности в контексте рассматриваемой темы и выделены критерии эффективности профилактики асоциального поведения несовершеннолетних. Под эффективностью профилактики асоциального поведения среди учащихся подразумевается степень успешности разрабатываемых и внедряемых программ и мероприятий, направленных на предотвращение асоциального поведения. Эффективная профилактика предполагает не только сокращение количества правонарушений и конфликтов среди несовершеннолетних, но и создание благоприятной социальной среды, способствующей развитию позитивных ценностей и социальных навыков. Основными компонентами успешной профилактики являются комплексный подход, профилактические программы, сотрудничество с родителями и местным сообществом, а также взаимодействие с семьёй и другими учреждениями. Для оценки эффективности профилактических мер проводится анализ изменений в динамике асоциального поведения и собираются отзывы участников программ. Оценивается не только количественный, но и качественный прогресс, такой как уровень вовлечённости учащихся в школьную жизнь и их социальная адаптация. Важным элементом является формирование позитивной культуры, создание атмосферы поддержки и взаимопонимания в школе, а также внедрение программ, направленных на воспитание толерантности и уважения к различиям, что также способствует снижению асоциального поведения. Таким образом, эффективность профилактики асоциального поведения в образовательном учреждении определяется комплексностью используемых подходов, активным участием всех заинтересованных сторон и постоянной оценкой результатов предпринятых действий. В конечном счёте эта работа направлена не только на уменьшение негативных проявлений, но и на формирование гармоничной личности, способной к взаимодействию и сотрудничеству в обществе.
Ключевыми аспектами эффективной профилактики являются: комплексный подход, программы профилактики, партнёрство с родителями и сообществом - взаимодействие с семьей и местными учреждениями [5].
Анализ опроса несовершеннолетних образовательного учреждения показал, большинство несовершеннолетних (60%) заинтересованы в учебе, однако 35% не проявляют интерес. 75% зависят от мнения окружающих в школе, что связано с поиском идентичности и низкой самооценкой. Лишь 21,8% учеников участвовали в драках, что указывает на низкую агрессию в школе. 45% учащихся нарушают правила школы, а 85,5% пропускают уроки. Курение распространено у 14,5% школьников, при этом осведомленность о его вреде высока. Употребление алкоголя признали лишь 1,8% подростков, а употребление запрещённых веществ никто не подтвердил. 14,5% детей убегали из дома, а все респонденты заявили, что способны устоять перед соблазном украсть чужую вещь.
Анализ опроса специалистов образовательного учреждения показал, что 70% отметили сложность работы с несовершеннолетними, что указывает на осознание проблем и нехватку методов и ресурсов. Все эксперты удовлетворены работой руководства по выявлению асоциального поведения. 74% видят прогресс в поведении таких учащихся, хотя 26% сомневаются в эффективности текущих методик. 100% экспертов поддерживают поощрение позитивного поведения. 56% успешно устанавливают контакт с асоциальными учениками, но 44% испытывают трудности. 80% проводят работу с родителями по профилактике асоциального поведения, остальные 20% отмечают её отсутствие. 80% считают, что условия для здорового образа жизни и полезного досуга на переменах недостаточны.
Рекомендации по повышению эффективности профилактики асоциального поведения:
- Создание менторских программ, где старшеклассники будут наставниками для младших, создавая доверительные отношения. Тренинги для 7-9 классов с целью развития социальных навыков, эмоционального интеллекта и профилактика асоциального поведения.Программа «Позитивные отношения – без асоциального поведения», включающая формирование менторских пар, совместные мероприятия (спорт, творчество), регулярные тренинги и мастер-классы, мониторинг и обратная связь, семинары для обмена опытом, культурные и спортивные мероприятия.
- Создание клуба «Дружба и взаимопомощь», включающая тематические встречи и дискуссии, обучающие тренинги по коммуникациям и решению конфликтов, участие в общественных и благотворительных мероприятиях, встречи со специалистами, мастер-классы и спортивные занятия. Приглашение людей с трудной судьбой, добившихся успеха, для вдохновения и мотивации.
Таким образом, можно утверждать, что систематическая профилактика асоциального поведения в образовательной среде не только возможна, но и необходима для создания благоприятных условий обучения и воспитания подрастающего поколения. Предложенный подход может быть рекомендован для внедрения в другие образовательные учреждения с целью улучшения социального климата и снижения рисков девиантного поведения среди подростков.
Список литературы:
1.Технология социальной работы : учебник для вузов / Л. И. Кононова [и др.] ; ответственные редакторы Л. И. Кононова, Е. И. Холостова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 506 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16297-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535670 (дата обращения: 12.01.2025).
2. Основы социальной работы : учебное пособие для вузов / Н. Ф. Басов [и др.] ; под редакцией Н. Ф. Басова. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 213 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09616-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/539845
3.Наместникова, И. В. Методы исследования в социальной работе : учебник для бакалавров / И. В. Наместникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 430 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3315-4. — Текст :непосредственный.
4. Лебедев, А. В. "Психология девиантного поведения у подростков". Москва: Издательство "Наука", 2018. - (Люберцы (Моск. обл.) : ПИК ВИНИТИ). - 798, [1] с. : табл.; 21 см. - (Золотой фонд учебной литературы).; ISBN 765-5-343-0865-6 (в пер.) Текст : непосредственный.
5. Гришанова О.С., Социально-психологические аспекты профилактики девиантного поведения : учебно-методическое пособие / О. С. Гришанова, Я. К. Нелюбова ; Министерство образования Саратовской области, Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Саратовский областной институт развития образования". - Саратов : СОИРО, 2021 (Саратов). - 78, [1] с. : табл.; 21 см.; ISBN 978-5-9980-0503-9 : 100 экз. Текст : непосредственный.