Общественная безопасность на железнодорожном транспорте включает не только его безаварийную эксплуатацию, но огромный комплекс мер защиты от угроз различного характера. Террористические акты во всех их видах и проявлениях являются одной из угроз общественной безопасности и их предупреждение выступает одной из самых актуальных проблем на объектах железнодорожной инфраструктуры. При этом, меры по предупреждению террористических актов, которые принимаются в последнее время, не всегда достаточно способствуют обеспечению общественной безопасности на железнодорожном транспорте. Это определяет актуальность темы исследования в данном вопросе и публикацию принятых результатов. Железнодорожный транспорт всегда был объектом повышенного внимания лиц, совершающих такие преступления, как незаконная перевозка оружия, наркотиков, взрывчатых веществ, и является одной из излюбленной целью террористов, которые желают своими действиями вызвать глобальный общественный резонанс. Объекты железнодорожной инфраструктуры представляют собой место стабильного и постоянного скопления огромного количества людей на относительно небольшой территории и в замкнутых помещениях, вокзалах, тоннелях. Террористы зачастую используют смертников, подрывающих на себе взрывные устройства, и делают это, как правило, именно в закрытых помещениях железнодорожных вокзалов,мостов, вагонов и т. п.
Тем самым единичным терактом террористы могут воздействовать сразу на большое количество людей и вызывать колоссальные жертвы. Также теракты в отношении объектов железнодорожного транспорта проявляются в виде подрывов железнодорожных путей и подвижного составов; в заведомо ложных сообщениях об актах терроризма. Таким терактам, как правило,предшествует тщательная подготовка и, как свидетельствуют события последних лет, используются новые технические способы их совершения, которым присуща такая качественная характеристика, как технологичность
Серьезной проблемой выступает «телефонный» терроризм — ложное сообщение об акте терроризма, который парализует работу всего объекта, так как влечет эвакуацию пассажиров и работников вокзалов, станций, привлечение огромных сил и средств правоохранительных органов, осуществление сложных организационно-технических мероприятий по предупреждению и ликвидации вероятных последствий террористического акта. Это наносит перевозчикам колоссальный материальный ущерб в виде неполученной прибыли, которая почти никогда не возмещается им даже прираскрытом преступлении. Объекты железнодорожной инфраструктуры по уровню возможных террористических угроз относятся к числу наиболее критических объектов и остаются слабо защищенными от таких угроз. Это определено и технологическими особенностями самого железнодорожного транспорта и самой спецификой железнодорожных перевозок
Принятые меры по антитеррористической защищенности позволили предупредить попытки актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса. Также следует выделить некоторые проблемы обеспечения антитеррористической безопасности на железнодорожном транспорте. Так, стоит отметить недостаточную эффективность осуществления пропускного режима и проведения мероприятий по досмотру на вокзалах. Почти все вокзалы и станции в последнее время уже оборудованы досмотровыми зонами, оснащены металлодетекторами и прочими техническими средствами. Так на крупных вокзалах досмотровое оборудование в себя включает: – аппаратуру радиационного контроля с функцией видеонаблюдения; – стационарный многозонный металлообнаружитель; – портативный обнаружитель паров взрывчатых веществ; – портативную рентгено-телевизионную установку; – стационарную сканирующую установку для досмотра багажа конвейерного типа; – ручной металлоискатель.
Стоит отметить, что процедуры досмотра, дополнительного досмотра, или повторного досмотра возлагаются на субъекты транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиков и осуществляются работниками их подразделений транспортной безопасности, которые должны быть аттестованы соответствующим образом. Но по факту нарушений Правил № 227, которые выявляются Ространснадзором в ходе контрольных (надзорных) проверок привлекаются субъекты транспортной инфраструктуры как юридические лица. Так, в 2019 году должностными лицами Ространснадзора было привлечено к административной ответственности по статье 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 2 147 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (по информации сайта https://rostransnadzor.gov.ru). При этом применить административную ответственность непосредственно к работникам подразделений транспортной безопасности в том случае, когда такое невыполнение напрямую связано с их халатностью или неисполнением должностных обязанностей, невыполнимо, так как в силу требований статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях они не отнесены к должностным лицам
Стоит также отметить, что наибольшая результативность проведения досмотров может быть достигнута за счет профессиональных знаний работников полиции, практикующих и обученных в сфере противодействия обнаружению предметов, запрещенных или ограниченных к обороту, а также умений и навыков по их обнаружению. Роль полиции в обеспечении общественной безопасности является все-таки ведущей, и повышение уровня доверия населения к полиции является одной из приоритетных задач органов внутренних дел. Тем самым вопрос о возможности прямого участия сотрудников полиции в проведении процедур досмотров на железнодорожном транспорте на входном контроле требует особой разработки. Как вариант, в целях обеспечения антитеррористической безопасности считаем целесообразным в Правилах № 227 добавить сотрудников полиции как участников досмотра совместно с работниками подразделений транспортной безопасности. Считаем, что это будет способствовать минимизации последствий в случае угрозы совершения террористического акта на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах железнодорожного подвижного состава. Любая нормативно-правовая разработка правил совместных действий работников полиции и железнодорожного транспорта по выявлению и нейтрализации террористических угроз является основным путем решения проблем антитеррористической защищенности российского железнодорожного комплекса.
Литература :
1.Свистильников, А. Б. Некоторые вопросы проведения осмотра места взрыва при совершении террористических актов на транспорте / А. Б. Свистильников // Проблемы правоохранительной деятельности и образования: сборник научных трудов докторантов, адъюнктов, аспирантов. Белгород: БелЮИ МВД России им. И. Д. Путилина, 2016. С. 6–10.
2.Пестов, Н.Н., Соловьев А. А. Угрозы безопасности объектов железнодорожного, воздушного и водного транспорта. Основные направления деятельности по обеспечению транспортной безопасности органов внутренних дел на транспорте МВД России / Н. Н. Пестов, А. А. Соловьев // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 2 (34). С.34–38.
3.Приказ Минтранса России от 23.07.2015 № 227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности» (ред. от 07.09.2020) (Зарегистрировано в Минюсте России 24.03.2016 № 41529). Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, (дата размещения28.03.2016)
4.Дмитриев, С. Н. Дополнительный и повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности / С. Н. Дмитриев // Транспортное право. 2016. № 4. С. 3–8
5.Тушко, И. С. Транспортная безопасность на железнодорожном транспорте: проблематика и пути решения / И. С. Тушко // Проблемы правоохранительной деятельности. 2019. № 4. С.62–67.