До введения санкций Евросоюзом более трети торгового оборота России приходилось на страны альянса. С введением санкций страны Европы и США для подрыва российской экономики, а частности организовали транспортную блокаду и ограничили товарооборот. Встал вопрос подбора подходящих альтернатив поставок из ЕС, так как не для каждого европейского товара реально найти аналог в Азии и необходимости «обхода» транспортной блокады с минимальными издержками.
Большинство перевозчиков перестроили логистику через соседние страны – Казахстан, Турцию, ОАЭ, Грузию и Армению, что привело к удлинению логистических транспортных цепей. А это чревато не только увеличением сроков доставки товарной продукции, но и кратным (в два-три раза) ростом ее стоимости – из-за дополнительных расходов на логистику и таможенные процедуры в-третьих странах.
Для минимизации издержек гендиректором компании «Оптимальная логистика» Г. Властопуло предлагается следующая схема «косвенного реэкспорта» европейского товара в Россию:
европейский поставщик заключает контракт на поставку товара с компанией-посредником из страны, дружественной для России.
сам груз сразу отправляется в сторону России.
по дороге машина с товаром заезжает на таможенный склад, расположенный, как правило, в одной из прибалтийских стран.
в этот момент первый контракт заменяется новым – между компанией-посредником и конечным покупателем из России.
фура с «перепроданным» грузом и новым пакетом документов пересекает границу ЕС и заезжает в Россию.
По данной схеме Европейский товар доставляется в Россию без завоза в третью страну, что приведет к уменьшению издержек и сроков доставки товарной продукции. В последнее время отношение с прибалтийскими странами ухудшились и не всегда можно воспользоваться данной схемой.
Одним из вариантов снижения негативных последствий от введения санкций является возобновление параллельного импорта, запрещённого в 2002 году для создания условий для привлечения инвестиции в нашу страну. В настоящее время параллельный импорт является вынужденной мерой, не допускающей возможного дефицита товара.
До введения санкций из стран дальнего зарубежья в Россию ввезли машины и оборудования стоимостью на 138 млрд. долларов, из стран СНГ – всего на 6,5 млрд. долларов и данные объемы постоянно росли. Предполагается, что основными экспортерами данной категории товаров станут Турция, Казахстан, Китай и Армения. Стоимость ввезенной в России продукции химической промышленности, каучука, куда входят и фармацевтические товары, составила 54 млрд. долларов. Но пока крупные фармацевтические компании, кроме Eli Lilly, не заявляли об остановке экспорта в Россию – только об остановке инвестиций. Доля импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в последние годы сокращалась, и к 2021 уже была невысокой –24%. Стоимость ввезенной продукции данной категории составила 34 млрд. долларов. Параллельный импорт продуктов питания Минпромторг не разрешил, так что придется ориентироваться на продукцию из стран, признанных дружественными. Довольно высокой была доля текстиля, текстильных изделий и обуви в России около 75%, однако из дальнего зарубежья возили всего 6%, стоимость ввезенной продукции составила 17 млрд. долларов.
Ввоз оригинальных товаров при параллельном импорте возможен тогда, когда они находятся под защитой товарного знака, зарегистрированного в России и только из перечня Минпромторга. Первый список товаров утвердили в апреле 2022 года. С весны 2022 года число ушедших из России брендов увеличилось, а некоторые, наоборот, решили остаться и продолжить поставки. Поэтому с 4 ноября 2023 года будет действовать обновленный список. В него вошли, например, такие группы товаров и бренды:
автомобили: BMW, Lexus, Mercedes-Benz, Tesla, Toyota, Ferrari, Porsche, Rolls-Royce, Land Rover, Jeep, Skoda, Bentley, Volkswagen;
шины: Michelin, Bridgestone, Goodyear, Continental;
электроника: Apple, Samsung, HP, Intel, Siemens, Asus, GoPro, Panasonic, Electrolux;
бытовая техника: Dyson, Philips, Bosch;
игровые приставки: Xbox, PlayStation и Nintendo;
фармацевтическая продукция: o. b., Carefree;
одежда и обувь: любые бренды.
Параллельный импорт также имеет ряд потенциальных негативных последствий:
из-за отмены проверок Федеральной таможенной службой оригинальности происхождения товара существуют опасения в увеличении объёмов ввоза на территорию РФ контрафактной продукции;
параллельный импорт может оказать отрицательное влияние на развитие внутренних производителей товаров, ушедших с российского рынка в связи с санкциями;
с введением параллельного рынка имеется угроза для официальных представителей товаров в продвижении брендов на российском рынке, так как параллельные импортёры будут лишь использовать готовую инфраструктуру.
Большим подспорьем для России в плане параллельного импорта товаров из недружественных стран являются государства ЕАЭС (евразийский экономический союз), образованный 29 мая 2014 года.
Продукция компаний стран ЕАЭС представлена в разных областях: машиностроении, энергетике, сельском хозяйстве, электронике. Работающие на территории союза промышленные производства выпускают продукцию, которая восполняет дефицит товаров на рынке России после ухода западных фирм. В таблице 1 приведены основные поставщики товаров в Россию, входящие в страны ЕАЭС.
Таблица 1
Основные поставщики товаров в Россию
Страна - поставщик |
Поставляемые товары |
Белоруссия |
Машины и оборудование, продукция химической промышленности, мебель, текстиль, продукция агропромышленного комплекса: мясо, жиры, масла, молоко |
Казахстан |
Минеральные продукты, металлы и металлоизделия, продукция химической промышленности, продовольственные и сельскохозяйственные товары, машины и оборудование |
Армения |
Продовольственные товары, сельскохозяйственная продукция, текстиль и обувь, драгоценные металлы и камни, машины и оборудование, продукция химической промышленности |
Киргизия |
Металлы и металлоизделия, продовольствие и сельхозпродукция, текстильные товары и обувь, машины, оборудование и транспортные средства, продукция химической промышленности |
Важным условием глубокой и эффективной интеграции между странами ЕАЭС является наличие развитой современной транспортно–логистической инфраструктуры, которая должна обеспечить необходимые условия для встраивания союза в глобальные цепочки поставок, проходящие по международным транспортным коридорам «Восток - Запад» и «Север - Юг».
В 2023 году для всех стран-участников ЕАЭС наиболее перспективным направлением международного сотрудничества является проект сопряжения союза с «Экономическим поясом Шелкового пути», продвигаемым Китаем. ЕАЭС и Китай заинтересованы в создании современной транспортно–логистической инфраструктуры, находящейся на пути следования многомиллиардных грузопотоков из Азиатско–Тихоокеанского региона в Россию и Евросоюз.
Для интенсивного роста товарооборота по всей территории ЕАЭС должны быть созданы благоприятные условия для грузоперевозок, разработаны новые логистические маршруты.
Список использованной литературы
1. Откуда привозят продукты питания в Россию. Инфографика. URL: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/otkuda-privoziat-produkty-pitaniia-v-rossiiu-infografika (дата обращения: 7.11.2023).
2. «Ложный транзит» и «перепродажа в пути»: как товары из Европы возят в Россию/ URL: https://www.forbes.ru/biznes/469665-loznyj-tranzit-i-pereprodaza-v-puti-kak-tovary-iz-evropy-vozat-v-rossiu (дата обращения: 7.11.2023).
3. Товарные ниши 2022: каких товаров в России может стать меньше и почему. URL: https://www.openbusiness.ru/biz/business/defitsitnye-tovary-2022/ (дата обращения: 7.11.2023).
4.Что такое параллельный импорт и как он работает в России. URL: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/6285e79c9a7947bcff6e7dfc (дата обращения: 7.11.2023).
5. Что такое параллельный импорт и как с ним работать. URL:
https://secrets.tinkoff.ru/biznes-s-nulya/parallelnyj-import/ (дата обращения: 7.11.2023).
6. Приказ Минпромторга России от 19.04.2022 N 1532 (ред. от 02.03.2023) "Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия". URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_416496/343227a0f7231f293415124c9c5b7237496b9008/ (дата обращения: 7.11.2023).
7. Карпычева М.В., Филимонова З.В. Транспортная и распределительная логистика: Учебное пособие. - М: МГУПС (МИИТ), 2016. – 90 с.
8. Тебекин А. В. Логистика: Учебник / А. В. Тебекин. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. – 356 с.