Ребенок является особенным субъектом права. Специфика его правового статуса состоит как в презумпции незрелости ребенка для принятия самостоятельных решений, так и в праве законных представителей на участие в реализации его прав и интересов. Конвенция о правах ребенка 1989 г. устанавливает, что любой ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения [1].
Возможность использования ресурсов сети - условие социализации личности в современном мире. К преимуществам онлайн-социализации исследователи относят скорость и разнообразие информационного обмена, возможность выстраивания разноуровневой и разнонаправленной коммуникации и т. д. Однако одновременно с безусловными преимуществами онлайн-социализация актуализирует ряд серьезных опасностей и специфических угроз (виртуальный буллинг, сексуальный и социальный шантаж, эксплуатация и пр.), к сопротивлению которым многие подростки попросту не готовы.
В Российской Федерации на конституционном уровне свобода мысли и слова, а также право на поиск, получение и распространение информации гарантируются каждому независимо от возраста. Семейный кодекс РФ возлагает защиту прав ребенка на родителей или лиц, их заменяющих, отдельно указывая на право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 31 июля 2020 г.) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определяет, что родители ребенка (лица, их заменяющие) содействуют ему в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту его прав и законных интересов, с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка [2].
На органы государственной власти РФ возложены обязанности по установлению мер защиты ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции, табачных изделий или никотинсодержащей продукции, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. При этом места для доступа детей к сети Интернет отнесены законом к социальной инфраструктуре для детей, обязанность создавать которую лежит на органах публичной власти всех уровней.
Право российского ребенка на доступ в Интернет гарантировано, но ограничено с целью обеспечения информационной безопасности несовершеннолетнего. Технически доступ к сети Интернет осуществляется посредством устройств различного рода и услуг связи, предоставляемых по договору, заключить который несовершеннолетний не вправе. Доступ к глобальной сети может организовать для него только получатель услуг связи, в собственности которого находится устройство. Это могут быть родители, законные представители, образовательные и иные организации; на них законодатель возлагает обязанность фильтровать контент, который может стать доступен ребенку.
Российский законодатель предметно занялся вопросами защиты интересов несовершеннолетних в информационном пространстве только в 2010-х гг. До этого был принят лишь Закон от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», где был установлен запрет на распространение информации, например пропагандирующей порнографию, культ насилия и жестокости. Были введены ограничения для распространения эротических СМИ, но только тех, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу. Именно такие СМИ должны были распространяться в эфире с ограничением по времени, а в печати - по правилам, установленным местными администрациями. Применение данной нормы не имело успеха. Например, судом была установлена невозможность ограничить распространение программы «Дом-2» ввиду отсутствия соответствующих норм (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 ноября 2012 г. № 5-КГ12-48). В отношении же печатных СМИ местные администрации чаще всего не устанавливали специальных правил и ограничений [3].
Сначала в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [4] , а затем в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» была поставлена задача обеспечить информационную безопасность несовершеннолетних и тем самым определено направление для государственной политики [5]. Обеспечение благополучного и защищенного детства было названо одним из основных национальных приоритетов России в Указе Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»[6]; в его продолжение был принят Указ Президента РФ от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» [7].
В Концепции информационной безопасности детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 2 декабря 2015 г. № 2471-р, дети были провозглашены равноправными участниками процесса формирования информационного общества в Российской Федерации; подчеркивалась необходимость воспитания у детей навыков самостоятельного и критического мышления; закреплялась ответственность государства за соблюдение законных интересов детей в информационной сфере [8].
Впервые существенные ограничения для распространителей информации относительно именно детей были установлены Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее - Закон о защите детей от информации), в котором была определена необходимость обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних путем введения законодательных гарантий и организационно-правовых механизмов защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому, психическому, социальному, нравственному и духовному здоровью и развитию, а также от распространения печатной, видео- и аудиовизуальной продукции, электронных и компьютерных игр, пропагандирующих насилие и жестокость, антиобщественное поведение и содержащих сведения порнографического характера. Были закреплены правила ранжирования информационной продукции по степени «вредности» для детей, установлены правила ее маркировки и распространения. Параллельно была введена ответственность за нарушение таких правил [9].
30 декабря 2020 г. в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» были внесены существенные изменения, в частности появилась ст. 10.6, регламентирующая особенности распространения информации в социальных сетях. Целью установления таких особенностей стало не столько перечисление требований к информации, распространяемой владельцем социальной сети, сколько определение порядка взаимодействия между государством и социальной сетью с целью контроля и воздействия при совершении нарушений, а также между пользователем и социальной сетью при нарушении прав первого.
Право на доступ в Интернет подразумевает возможность использовать ресурсы сети, в том числе требующие идентификации (включая регистрацию). Если для передачи личной информации ребенка традиционным способом может потребоваться согласие законного представителя (в том числе в письменной форме), то при регистрации на сайте для получения доступа к размещенному на нем контенту достаточно согласиться с пользовательским соглашением, иногда указать возраст или подтвердить достижение определенного возраста. Физически эти действия может осуществить и несовершеннолетний, не ставя об этом в известность родителей, в том числе предоставив недостоверную информацию о своем возрасте. Далее (также без контроля со стороны законных представителей) происходит распространение как сведений о частной жизни несовершеннолетнего, так и его изображений [10].
Во многих случаях доступ детей к ресурсам сети Интернет обусловлен передачей данных, которые направлены на идентификацию пользователя. Такая информация, помимо того, что часто представляет собой сведения о частной жизни гражданина, относится к персональным данным. Конфиденциальной в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» признается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) [11].Это могут быть фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация, т. е. те сведения или их набор, которые позволяют идентифицировать конкретного человека. Конфиденциальность персональных данных трактуется в законе как обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания. Конфиденциальность персональных данных - это гарантия обеспечения личной неприкосновенности человека, как в физической, так и в психической сфере.
Таким образом, решение проблемы обеспечения информационной безопасности детей видится не в усилении ограничительных мер, а в распределении рисков между участниками правоотношений. Ограничить доступ ребенка в Интернет в раннем возрасте, безусловно, могут сами родители (или законные представители). Но рано или поздно ребенок включается в социальную жизнь, и его участие в сетевом взаимодействии становится необходимым для успешной социализации. Осведомленность несовершеннолетнего о безопасной работе в сети и выполнение родителями и образовательными учреждениями обязанностей по формированию у ребенка соответствующих навыков также способны стать гарантией того, что способная причинить вред ребенку информация не попадет в сеть.
Список литературы
1. «Конвенция о правах ребенка». Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г. (вступила в силу для СССР 15.09.1990 г. // СПС КонсультантПлюс, 02.12.2024.
2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации от 03.08.1998. « 31. Ст. 3802; Собрание законодательства Российской Федерации, 02.01.2023. № 1 (часть I). Ст. 82, 05.11.2024.
3. Колобаева Н.Е., Несмеянова С.Э. Информационная безопасность несовершеннолетних и право на доступ в сети Интернет / Н.Е. Колобаева, С.Э. Несмеянова // Российский юридический журнал-2020-6-С.14-21.
4. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации от 03.08.1998. « 31. Ст. 3802; Собрание законодательства Российской Федерации, 02.01.2023. № 1 (часть I). Ст. 82, 05.11.2024.
5. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации, 18.07.2022. - № 29 (часть II). Ст. 5222, 05.11.2024.
6. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» // Гарант.Ру [Сайт].URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70083566/ 01.12.2024.
7. Указ Президента РФ от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» // Гарант.Ру [Сайт].URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70083566/ 01.12.2024.
8.Концепция информационной безопасности детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 2 декабря 2015 г. N 2471-р) // Гарант.Ру [Сайт].URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70083566/ 01.12.2024.
9. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 02.12.2024.
10. Гладкова Л. Н. Формирование опыта социально безопасного поведения несовершеннолетних в процессе online-социализации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2019. 25 с.
11.Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» // СПС КонсультантПлюс, 02.12.2024.