Наличие уверенности в себе у подростка является одним из ключевых факторов его успешной адаптации к обучению в среднем звене. Для того, чтобы поднять вопрос о формировании данного качества, необходимо разграничить родственные по своим характеристикам понятия: «уверенность в себе», «ассертивность», «self-esteem», «самоуверенность».
Головина [2] определяет уверенность в себе как способность контролировать любую ситуацию и называет ее чувством «внутреннего контроля». Нугманова [7] отмечает, что подростковая уверенность - это высокий уровень самооценки, активное поведение, способность выражать свои чувства, желания и потребности, самостоятельность и независимость в принятии ответственных решений, отсутствие социальных страхов, способность сказать «нет», умение устанавливать контакты.
Можно сделать вывод о том, что «уверенность в себе» достаточно широкое понятие. Это качество личности, которое подразумевает самые разные внутренние и внешние проявления. Уверенность в себе предполагает в некотором роде «уважение к себе, своим сильным качествам, потребностям и желаниям», умение проявить себя в обществе и вести диалог, т.е она основана на реально существующих личностных чертах. Когда как самоуверенность, по определению Малкиной [5], обозначает предубеждения и заблуждения индивида, склонного переоценивать свои возможности. В основе самоуверенности лежат иллюзии и ложное представление о себе.
Вместе с тем, существует понятие ассертивности (от англ. Certain – уверенный, определенный). Ассертивность - наличие объективной, устойчивой, положительной самооценки, умение реагировать адекватно социальной ситуации, отстаивание собственных личностных границ, а также уважительное отношение личностным границам других людей [1]. Это определение наиболее близко соотносится с понятием «уверенности в себе», поскольку также предполагает положительную оценку себя, умение выражать свою позицию и быть активным членом социума.
В англоязычных научных работах все чаще встречается схожее по семантике понятие «Self-esteem» его можно интерпретировать как «Самооценка» или «Самоуважение». Оно понимается как общая оценка человеком самого себя, выражающаяся в положительном или отрицательном отношении, совокупность индивидуальных мыслей и чувств к самому себе. Здесь прослеживается серьезное отличие от «уверенности в себе» или «Ассертивности», поскольку такое качество как «Self-esteem» представляет собой не просто убежденность в своих силах, способностях и умениях, но также осознание и принятие отрицательных характеристик своей личности. Синонимичными считаются понятия self-love, self-importance («Любовь к себе», «Чувство собственного достоинства»). В работах иностранных авторов прослеживается важность принятия себя со всеми слабыми и сильными сторонами и ее положительное влияние на академический успех и социализацию обучающихся разных ступеней образования.
Таким образом, наиболее явная взаимосвязь прослеживается между понятиями «уверенность в себе» и «ассертивность», которые можно считать синонимичными. В свою очередь, «Self-esteem» близко к ним по семантике, но предполагает дополнительные характеристики, а понятие «самоуверенность», не является синонимичным и содержит негативную коннотацию лжи и переоценки себя.
Разобравшись с семантикой понятия «уверенность в себе» важно выделить и другие ключевые аспекты, которые тесно с ним взаимосвязаны. Это необходимо при определении основных направлений работы по формированию у подростка уверенности в себе, а также для диагностики существующего уровня уверенности у испытуемых.
Так, на уверенность в себе влияет социометрический статус или занимаемое ребенком положение в группе сверстников. Он отражает привлекательность или непривлекательность личности для членов социальной группы. Дети с высоким статусом могут чувствовать большую уверенность, благодаря признанию своих друзей или одноклассников. В свою очередь, недостаток этого признания снижает уровень уверенности. Можно проследить и обратное влияние. Дети и подростки, ведущие себя уверенно среди группы сверстников, часто приобретают уважение и получают высокий социометрический статус.
На социометрический статус ребенка, в свою очередь, оказывает влияние социальное восприятие или социальная перцепция – понимание и оценка личности, согласно мнения других людей или членов данной группы. Гребенникова [3] пишет о формировании в результате восприятия так называемых «социальных эмоций», которые бывают как положительными (интерес к другому и его благополучию, доверительное отношение, одобрение), так и отрицательными. Эти эмоции могут укрепить или подорвать уверенность индивида. Также как и демонстрация подростком уверенного поведения влияет на социальное восприятие его группой и соответствующие эмоции.
В процессе взаимодействия подростка и группы происходит социальная идентификация - процесс приобщения личности к нормам и моделям поведения, сформированным в обществе или в какой-то конкретной социальной группе, которые, формируют ценностные ориентации и установки личности [8]. Подросток, которого принимает группа, находит в ней поддержку и чувствует себя более уверенным в себе, нежели тот, кого группа отвергает.
Множество авторов сходятся во мнении о том, что компонентами уверенности в себе, наряду с высоким социометрическим статусом и положительным отношением других, являются социальный и эмоциональный интеллект. Первое означает умения и навыки личности, отвечающие за успешность в общении. Второе - умение владеть собственными эмоциями и понимать эмоции других. Считается, что лучшее понимание себя и окружающих повышает уверенность в межличностном взаимодействии.
Для повышения уверенности в себе необходимо осознавать свои слабые и сильные стороны. Этому способствуют саморегуляция и рефлексия. Они позволяют подростку научиться анализировать свое поведение, корректировать его, сообразно ситуации, и приобретать большую уверенность в себе.
Результатом проявления уверенности или неуверенности могут быть такие явления как: конформизм/нонконформизм/негативизм, синдром самозванца
Конформизм - коррекция личного поведения, основной целью которой является соответствие нормам, принятым в обществе.Внутренний конформизм обозначает прямое изменение установок, взглядов и мнений человека. Внешний – создание видимости того, что человек изменил свои взгляды, не меняя мнения на самом деле. Один из факторов, влияющих на конформное поведение человека в группе – его личностные особенности. Человек с высоким интеллектом, уверенностью в себе, ответственностью за свои поступки и склонностью к лидерским качествам менее склонен к конформизму. В подростковом возрасте часто проявляется противоположное явление - позиция негативизма, полностью противоположная мнению группы. Это понятие разительно отличается от другого понятия, которое также противопоставляется конформизму – нонконформизм. Человек, обладающий данным качеством, не просто противостоит группе, а имеет свой взгляд на проблему, и готов отстаивать свое мнение, уважая чужое. Такие люди являются довольно честными и смелыми и не поддаются групповому давлению [6].
При недостатке уверенности в себе встречается синдром самозванца – ощущение, заставляющее человека, достигшего определенных успехов, думать, что на самом деле он не так умен, окружающие его переоценивают. Человек боится не оправдать ожиданий других и склонен приписывать собственные достижения и успехи внешним факторам и простой удаче, а не собственным способностям. Развитие уверенности в себе позволяет адекватно оценить свои способности и признать их значимость для себя и других.
Исходя из вышеперечисленных факторов, можно прийти к выводу, что формирование уверенности в себе происходит при одновременном формировании соответствующих условий и сопутствующих характеристик индивида.
Литература:
Астахова С. П. Основы формирования ассертивности. – 2022.
Головина Е. В. Уверенность в себе: ценностно-мотивационный аспект //Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2020. – Т. 5. – №. 3. – С. 175-196.
Гребенникова О., Хузеева Г. Особенности восприятия социальной действительности современными подростками //Психологические исследования. – 2018. – Т. 11. – №. 58.
Гукаленко О. В. Развитие эмоционального интеллекта как фактор учебной и социальной успешности школьников: теоретический обзор //Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. – 2022. – №. 2. – С. 14-28.
Малкина М. Ю., Рогачев Д. Ю. Самоуверенность, склонность к риску и склонность к недобросовестным действиям как детерминанты экономического поведения студентов //Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2022. – №. 2 (168). – С. 93-119.
Мартыненко С. М., Курпакова Р. В., Петренко Т. В. Социальный коформизм в психологии //Образование в России и актуальные вопросы современной науки. – 2022. – С. 286-289.
Нугманова А. А. Уверенность в себе и социально-психологический статус подростка //Теоретическая и прикладная психология: традиции и перспективы. – 2019. – С. 144-147.
Теняева О. В. Социальная идентификация молодежи в современном российском обществе //Общество и государство в зеркале социологических измерений (VIII Рязанские социологические чтения). – 2018. – С. 420-424.