Главным приоритетом развития ОАО «РЖД» является сохранение лидирующих позиций в мире и в части эффективности, безопасности и качества услуг инфраструктуры, а также благоприятного влияния на окружающую среду. С этой целью компания делает акцент на повышении энергоэффективности своей деятельности, в том числе за счет планомерного обновления активов с внедрением инновационных технологий.
В рамках Энергетической стратегии в ОАО «РЖД» ежегодно создается и реализуется Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Изучая данную тему, рассмотрим следующие задачи ОАО «РЖД»:
• полное и надежное энергетическое обеспечение перевозочного процесса, уменьшение рисков и недопущение развития кризисных ситуаций в энергообеспечении железнодорожного транспорта; • значительное уменьшение удельного расхода топливно-энергетических ресурсов во всех сферах деятельности ОАО "РЖД";
• оптимизация энергетических затрат в стационарной энергетике;
• усовершенствование структуры управления энергетическим комплексом ОАО "РЖД" на основе современных информационных технологий;
• минимизация техногенного влияния железнодорожной энергетики на окружающую среду.
Ключевые цели программы:
• решение крупных научно-технических проблем обеспечения качественных и конкурентоспособных транспортных услуг, абсолютно удовлетворяющих потребности в грузовых и пассажирских перевозках.
• увеличение технологического уровня ОАО «РЖД» для максимально рационального использования энергетических ресурсов, последующей минимизации негативного влияния железнодорожного транспорта на окружающую среду
Ключевыми энергосберегающими техническими решениями и разработками, на которые должна быть ориентирована железнодорожная энергетика на перспективу, являются следующие:
• создание нового поколения энергетически эффективного подвижного состава;
• замещение дизельного топлива, сжиженным и сжатым природным газом;
• повышение напряжения передачи энергии к электроподвижному составу на электрифицированных железных дорогах;
• использование энергоемких накопителей энергии;
• повышение эффективности рекуперативного торможения;
• переход на преобразовательную технику на основе достижений в области силовых управляемых полупроводниковых элементов и на безмасленное, бездуговое коммутационное электрооборудование, сухие трансформаторы;
• соблюдение определённых показателей качества электроэнергии и потребляемой реактивной мощности;
• масштабное введение средств технического диагностирования и, прежде всего, в электроэнергетике;
• переход при строительстве пассажирских вагонов, стационарных зданий, сооружений и коммуникаций на новый класс теплоизоляционных материалов и современные энергоэкономичные климатические устройства;
• использование технических решений в области сверхпроводимости и водородной энергетики.
Комплекс мер по обеспечению энергобезопасности инфраструктуры:
• резервирование энергетических сетей и систем;
• создание передвижных модульных источников энергообеспечения;
• резервирование тяговых средств (например, временное замещение электроподвижного состава средствами автономной тяги);
• создание собственных железнодорожных транспортных систем энергообеспечения, независимых от внешних энергосистем;
• внедрение программных и аппаратных средств обмена информацией.
Из всех актуальных инвестиционных и инновационных приоритетов Энергетической стратегии можно отметить наиболее весомые, без реализации которых может создаться угроза в обеспечении прогнозируемых объемов перевозок и нормального функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта.
К ним относятся:
• модернизация и развитее тягового электроснабжения электрифицированных железных дорог;
• газификация автономной тяги;
• создание собственных мощностей генерации электрической и тепловой энергии для нужд стационарной энергетики.
Все они напрямую влияют на обеспечение энергобезопасности перевозочного процесса.
Главным источником загрязнения атмосферы являются отработавшие газы дизелей тепловозов. В них содержится окись углерода, окись и двуокись азота, различные углеводороды, сернистый ангидрид, сажа. Высокое содержание вредоносных примесей в отработавших газах дизелей при работе в режиме холостого хода обусловлено не только плохим смешиванием топлива с воздухом, но и сгоранием топлива при более низких температурах.
А также осуществляться исключительно за счет использования геотермальных источников энергии, без подключения к внешним теплоносителям
Следовательно, выполнение поставленных задач и мероприятий способствуют улучшению не только технических и экономических показателей, но и экологических проблем компании ОАО РЖД. Это использование экологичного транспорта способствующее благоприятному влиянии, как на окружающую среду так и на здоровья людей использующие железнодорожный транспорт как средство передвижения
Исходя, из выше перечисленных мероприятий можно прийти к следующему.
Трудности в области электроэнергетики на железнодорожном транспорте являются приоритетными.
В заключении можно указать, что энергоснабжение включает в себя реализацию организационных, правовых, технических, технологических, экономических и экологических мер, направленных на сокращение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении полезного эффекта от их использования (в том числе объёма произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг) и снижения вреда на окружающую среду и здоровье людей.
Библиографический список
1. Компания РЖД [Электронный ресурс].URL:https://company.rzd.ru/ru/9349/pa ge/105104?id=35 (дата обращения 01.10.2022)
2. Энергоэффективные решения для железных дорог – [Электронный ресурс].URL: https://www.abok.ru/for_spec/articles.php?nid=5693 (дата обращения 01.10.2022)
3. Транспортная газета «ЕВРАЗИЯ ВЕСТИ» [Электронный ресурс]. URL: http://eav.ru/publ1.php?publid=2021-11a02 (дата обращения: 01.10.2022).
4. Геноэнергетика – «Аналитический онлайн журнал по энергетике» - [Электронный ресурс].URL: https://geonrg.ru/2020/12/25/kak-svyazany-rzhd-ienergetika-rossii/ (дата обращения 01.10.2022)