РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СТУДЕНЧЕСКОМ СПОРТИВНОМ КЛУБЕ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СТУДЕНЧЕСКОМ СПОРТИВНОМ КЛУБЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современное общество предъявляет высокие требования к уровню развития социально-коммуникативных качеств у молодых людей. Эти качества включают умение работать в команде, эффективно общаться с окружающими, проявлять лидерские способности и адаптироваться к различным социальным ситуациям. Студенческие годы – это важный период для формирования этих качеств, так как именно в этот момент происходит активное становление личности.

Одним из эффективных инструментов для развития социально-коммуникативных качеств является участие студентов в деятельности студенческих спортивных клубов. Студенческие спортивные клубы предоставляют уникальную возможность для взаимодействия между студентами, что способствует развитию их коммуникативных навыков, а также формированию таких важных личностных характеристик, как ответственность, дисциплина и командный дух[1].

Целью данной статьи является анализ влияния участия студентов в работе студенческого спортивного клуба на развитие их социально-коммуникативных качеств. Мы рассмотрим различные аспекты этого процесса, включая роль спорта в формировании межличностных отношений, влияние спортивной активности на личностные характеристики студентов и способы повышения эффективности работы спортивных клубов в контексте развития социально-коммуникативных качеств.

Роль спорта в развитии межличностных отношений.Участие в спортивных мероприятиях и тренировках требует от студентов постоянного общения друг с другом. Это общение может происходить как во время тренировок, так и вне их, например, при обсуждении стратегии игры или планировании совместных мероприятий[2]. Такой опыт помогает студентам развивать навыки активного слушания, аргументированного выражения своих мыслей и конструктивного разрешения конфликтов.

Формирование лидерских качеств.В студенческих спортивных клубах часто возникают ситуации, когда необходимо принять решение, взять на себя ответственность за действия команды или мотивировать других участников [1]. Это создает условия для проявления и развития лидерских качеств у студентов. Лидеры могут быть выбраны официально (например, капитаны команд), но также они могут проявляться стихийно, благодаря своим личным качествам и умению влиять на окружающих.

Командная работа и сотрудничество. Спортивная деятельность по своей природе предполагает работу в команде. Студенты учатся координировать свои действия, поддерживать друг друга, делиться опытом и знаниями. Командная работа развивает такие важные качества, как взаимовыручка, уважение к мнению других и способность находить компромиссы[5].

Эмоциональная устойчивость и стрессоустойчивость. Соревнования и тренировки нередко сопровождаются эмоциональными переживаниями: радостью победы, разочарованием поражения, напряжением перед важными матчами. Участвуя в спортивной жизни, студенты учатся контролировать свои эмоции, справляться со стрессовыми ситуациями и сохранять спокойствие даже в условиях высокого давления.

Развитие дисциплины и ответственности. Регулярные тренировки требуют от студентов высокой степени самодисциплины и ответственности. Они должны соблюдать режим дня, следить за своим здоровьем, выполнять задания тренера и готовиться к соревнованиям[3]. Все эти факторы способствуют формированию ответственного отношения к себе и другим членам команды.

Социальная адаптация и расширение круга общения. Участие в студенческом спортивном клубе позволяет студентам расширить свой круг общения, познакомиться с новыми людьми и установить дружеские связи. Это особенно важно для тех, кто только начинает свою студенческую жизнь и еще не успел найти свое место в новом коллективе.

Повышение самооценки и уверенности в себе. Успехи в спорте, будь то личные достижения или успехи всей команды, положительно влияют на самооценку студентов. Они начинают чувствовать себя более уверенными, готовыми к новым вызовам и испытаниям[4]. Уверенность в себе – это ключевой фактор успешного социального взаимодействия.

Для того чтобы студенческие спортивные клубы могли максимально эффективно способствовать развитию социально-коммуникативных качеств, необходимо учитывать несколько факторов[5]. Во-первых, тренеры и руководители клубов должны уделять внимание не только физической подготовке спортсменов, но и их психологическому состоянию. Важно создавать атмосферу доверия и взаимопонимания внутри коллектива. Во-вторых, следует организовывать мероприятия, направленные на укрепление командного духа и развитие лидерских качеств. Это могут быть совместные выезды на природу, проведение тренингов по командообразованию и другие формы активной социальной деятельности.

Таким образом, мы выяснили, что участие студентов в работе студенческого спортивного клуба оказывает значительное влияние на развитие их социально-коммуникативных качеств личности. Спорт помогает формировать лидерские способности, дисциплину, ответственность, эмоциональную устойчивость и уверенность в себе. Кроме того, он способствует расширению круга общения и укреплению межличностных связей. Для максимальной эффективности работы спортивных клубов необходимо уделять внимание не только физическим аспектам подготовки, но и психологической поддержке студентов, созданию благоприятной атмосферы и организации мероприятий, направленных на развитие командного духа.

Студенческий спортивный клуб представляет собой важную платформу для формирования и совершенствования социально-коммуникативных качеств личности обучающихся, что имеет большое значение для их успешной адаптации в обществе и профессиональной деятельности в будущем.

Литература:

  1. Безъязычный, Р.О. Воспитательный потенциал студенческого спортивного клуба / Р.О. Безъязычный, Е.Л. Башманова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2018. - №1 (45). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnyy-potentsial-studencheskogo-sportivnogo-kluba (дата обращения: 12.01.2025).

  2. Блиева, Ф.И. Формирование профессиональной субъектной позиции у будущих специалистов по физической культуре и спорту: автореф. дис. … канд. пед. наук / Ф.И. Блиева. – Майкоп, 2007. – 30 с.

  3. Евсеев С.П. Технологии физкультурно-спортивной деятельности: Учебное пособие для студентов высших и средних профессиональных учебных заведений / С.П. Евсеев // М.: Советский спорт, 2012. – 280 с.

  4. Каплинский, В.В. Коммуникативный компонент педагогической деятельности: роль, место, характеристика / В.В. Каплинский // Винницкий государственный педагогический университет им. М.Коцюбинского, г. Винница, 2012. – 161 с.

  5. Колесов, И.В. Потенциал клубной деятельности в формировании социальной активности подростков / И.В. Колесов // Вестник ТГУ. - 2016. - №9 (161). – с. 72–78. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-klubnoy-deyatelnosti-v-formirovanisotsialnoy-aktivnosti-podrostkov (дата обращения:12.01.2025).

Просмотров работы: 9