ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Карандашева Н.А. 1, Румянцева О.А. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова г. Архангельск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проведение уроков физической культуры в начальной школе, а также внеурочных занятий спортивно-оздоровительного направления направлены на достижение ряда образовательных, развивающих и воспитательных задач. Одной из важнейших задач в работе с детьми младшего школьника является развитие всех физических качеств.

По определению Л.П. Матвеевой, «физические качества – это врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая полное проявление в целесообразной двигательной деятельности» [2, с. 74]. В теории и методике физического воспитания описываются следующие физические качества человека: сила, гибкость, выносливость, скорость (быстрота), координация (ловкость). Развитие физических качеств происходит на протяжении всей жизни человека, в то же время младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития большинства физических качеств.

Одним из наиболее эффективных методов развития физических качеств являются подвижные игры. В пособии Е.В. Невмержицкой подвижные игры определяются как «самостоятельная разновидность игр, представляющая собой совокупность многообразных двигательных действий, основным содержанием, которого являются естественные движения в беге, прыжках и метании» [5, с. 19]. В работе с младшими школьниками можно использовать разные виды подвижных игр: сюжетные и бессюжетные, элементы спортивных игр, командные и некомандные игры, игры с бегом, метанием и прыжками и т. д, [3]. Подвижные игры соответствуют возрастным и психологическим особенностям младших школьников, так как позволяют вызвать интерес к предлагаемым видам деятельности и достигать поставленных задач. Ряд подвижных игр способствуют развитию умения действовать в команде, выполнять совместные действия [1].

Для того, чтобы развивать физические качества посредством подвижных игр, необходимо подбирать конкретные игры. Также существуют подвижные игры комплексного характера, позволяющие развивать несколько физических качеств [4]. Развитие физических качеств в условиях подвижных игр происходит за счёт использования основных движений, упражнений (бег различной интенсивности, увёртывания, многократные повторения действий и т. д.). В игровых условиях младшие школьники с удовольствием выполняют предлагаемые задания, а тренировка физических качеств проходит незаметно.

В результате анализа научной литературы мы пришли к выводу о том, что включение подвижных игр в программу уроков физической культуры может оказать положительное влияние на развитие физических качеств у детей. Мы предполагаем, что эти игры способствуют не только улучшению координации, силы и выносливости, но и формируют навыки командной работы, ответственности и дисциплины. Для более глубокого понимания этого процесса наша цель заключается в выявлении и оценке эффективности применения подвижных игр как средства для развития основных физических качеств у младших школьников нами было проведено экспериментальное исследование. В качестве базы исследования было выбрано МБОУ «СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Великого Устюга. В исследовании принимали участие обучающиеся 2-х классов в количестве 28 и 29 человек. Из них были сформированы 2 группы: контрольная и экспериментальная.

Экспериментальное исследование состояло из 3 этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На констатирующем этапе нами был выявлен уровень физической подготовленности младших школьников. Для этого нами были подобраны следующие тестовые методики:

1. «Челночный бег 2х10 м» для оценки развития ловкости;

2. Наклон вперед из положения сидя на полу см для измерения гибкости;

3. Бег на 15 м для тестирования быстроты и скоростных качеств;

4. Подтягивание из виса на низкой перекладине для оценки силы;

5. Прыжки на скакалке для оценки выносливости.

Проведённое тестирование показало следующие средние результаты в экспериментальной и контрольной группе (таблица 1).

Таблица 1 – Результаты изучения уровня физической подготовленности младших школьников на констатирующем этапе

Тест

ЭГ

КГ

Челночный бег

8,913 сек

8,824 сек

Наклон вперед из положения сидя на полу

9,5

9,6

Бег на 15 м

4,197

4,132

Подтягивание из виса на низкой перекладине

6,1

6

Прыжки на скакалке

42,8

44,5

Констатирующее исследование показало, что группы имеют примерно одинаковый уровень развития физических качеств.

На формирующем этапе исследования проводилась работа только с обучающимися экспериментальной группы. С учениками данной группы мы проводили уроки физической культуры, в рамках которых использовалась разработанная программа, ориентированная на применение подвижных игр, направленных на развитие физических качеств, проводились с учетом специфики образовательного процесса. На формирующем этапе эксперимента, который длился в течение одного месяца, были тщательно отобраны подвижные игры, направленные на развитие различных физических качеств. Эти игры интегрировались в основную или заключительную части уроков, проводясь в строгом соответствии с методическими рекомендациями, что обеспечивало эффективное развитие навыков и способствовало улучшению физических показателей учащихся (объяснение правил игры, выбор водящих, руководство процессом игры). Для развития выносливости применялись следующие подвижные игры: «Гимнастический марафон», «Прыжок за прыжком», «Опасная прогулка», «Парашютисты», «Колобок», «Казаки разбойники», «Змейка», «Охота за мячом» и др. Развитие координации происходило посредством следующих игр: «Стрелки», «Прогулка с мячом», «Попади в корзину», «Медведь», «С горки вниз», «Точно в мишень». Для развития быстроты в уроки физической культуры включались подвижные игры «Хитрый лис», «Снегири», «Мышеловка», «Невод», «Третий лишний», «Ловишки». Развитие силовых качеств проходило в ходе игр «Волк во рву», «Гонка мячей», «Занимай место», « Лабиринт». Развитию гибкости способствовали игры «Пружинка», «Погреемся», «Ель, ёлка, ёлочка». Ряд подвижных игр был уже знаком детям, поэтому проводились игры с усложнением, с изменением правил, с различными способами организации в пространстве. Также важнейшим элементом работы с детьми экспериментальной группы было проведение бесед о каждом из физических качеств, о его значении в жизни человека и необходимости развития.

На контрольном этапе исследования было проведено повторное тестирование уровня физической подготовленности младших школьников с использованием того же комплекса тестов, что и на констатирующем этапе. Полученные результаты были тщательно проанализированы и сопоставлены с данными, полученными на начальном этапе исследования. Выявленная динамика изменений в уровне физической подготовленности учащихся представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Динамика уровня физической подготовленности младших школьников на констатирующем этапе

Тест

ЭГ

КГ

Челночный бег

-0,075 сек

-0,01 сек

Наклон вперед из положения сидя на полу

+0,46 см

+0,15 см

Бег на 15 м

-0,047 сек

-0,019 сек

Подтягивание из виса на низкой перекладине

+1,4 раз

+1 раз

Прыжки на скакалке

3 раза

1,1 раз

Таким образом, по данным тестирования в экспериментальной и контрольной группе наблюдается благоприятная тенденция развития физических качеств. Результаты в обеих группах возросли, но результаты рабочей группы незначительно выше контрольной. А значит, можно сделать вывод, что включение подвижных игр в уроки физической культуры эффективно влияют на развитие физических качеств. Регулярное применение подвижных игр на уроках физической культуры в начальной школе способствует достижению более интенсивного прироста уровня физических качеств.

Список литературы:

Коршунова В. Ю. Влияние подвижных игр на всестороннее развитие детей // Образование и воспитание. 2017. №1. С. 41-42.

  1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М: Физкультура и спорт, 2017. 158 с.

  2. Мельников Ю. А., Феофилактов Н. З. Подвижные игры в физическом воспитании. К.: Здоровья, 2019. 168 с.

  3. Петрова М. А., Болдин А. С. Подвижные игры в процессе физического воспитания младших школьников // Ученые записки университета Лесгафта. 2023. №4(218). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podvizhnye-igry-v-protsesse-fizicheskogo-vospitaniya-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 08.12.2024).

  4. Подвижные игры: теория, методика и практика: учебно-методическое пособие / Сост.: Е.В. Невмержицкая, И.Е. Коновалов. Казань: Отечество, 2017. 136 с.

Просмотров работы: 56