Цвет на уроках рисования в средней школе - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Цвет на уроках рисования в средней школе

Пан Синьчжу 1, Ху Шуайдун 1, Люй Яньбин 1
1Художественно-графический факультет Институт изящных искусств МПГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. Значение цвета

1.1 Эмоциональное и психологическое выражение

Как средство выражения, цвет может напрямую влиять на эмоциональное и психологическое состояние аудитории. Разные цвета могут вызывать разный эмоциональный резонанс. Например, красный часто ассоциируется не только со страстью, но также вызывает настороженность как причина боли. Эта ассоциация цветовых эмоций играет важнейшую роль в художественном творчестве. В рамках учебной программы по рисунку и живописи в средней школе учащиеся должны научиться выражать свои эмоции с помощью цвета и понимать психологическое воздействие цвета, чтобы углубить свое понимание художественного творчества. Изучая и используя цвета, студенты смогут лучше понять выражение собственных эмоций и улучшить самосознание.

1.2 Визуальный эффект и пространственное восприятие

Цвет также играет важную роль в усилении визуального эффекта и формировании пространственного восприятия. Цветовое решение произведений искусства часто влияет на визуальные ощущения зрителя. Использование холодных цветов может создать ощущение глубины, а теплые цвета сделают произведение более ярким и интимным.

В процессе преподавания учителя могут помочь ученикам освоить влияние цвета на пространственное восприятие с помощью демонстрации и практики. Например, преподаватели могут подсказать ученикам, как выбрать разумные цветовые сочетания в соответствии с различными темами при создании работ, чтобы добиться желаемого эффекта. Здесь понимание взаимосвязи между яркостью, насыщенностью и оттенком цветов является важной основой для эффективного визуального выражения.

1.3 Культурный и социальный контекст

Значение цветов варьируется в различных культурных и социальных контекстах. В китайской культуре красный цвет символизирует радость и удачу, а желтый ассоциируется с королевской властью и статусом. В западной культуре черный цвет часто воспринимается как смерть или торжественность, а белый ассоциируется с чистотой и новыми начинаниями. Понимание этих культурных особенностей не только помогает студентам выбирать подходящие цвета в своих работах, но и позволяет им уважать и ценить художественное самовыражение представителей разных культур.

В процессе обучения преподаватели могут помочь учащимся осознать, что цвета - это не только отражение индивидуальной эстетики, но и проявление коллективной культурной идентичности, сравнивая использование цветов в разных культурах. Например, анализируя использование цветов во французском импрессионизме и китайской живописи тушью, учащимся помогают понять влияние различных исторических и культурных условий на понимание цвета.

II. Основы теории цвета

2.1 Основные свойства цвета

К основным свойствам цвета относятся оттенок, светлота и насыщенность.

Оттенок относится к основным типам цветов, таким как красный, желтый и синий. Оттенок является наиболее значимой характеристикой цвета и может быть представлен в виде цветового круга. Цветовой круг не только наглядно демонстрирует взаимосвязь между цветами, но и помогает учащимся понять принципы подбора цветов.

Яркость - это яркость цвета. Когда яркость цвета увеличивается, он выглядит ярче, и наоборот. Изменение яркости может повлиять на ощущение иерархии и пространства в картине. В реальной живописи студенты могут регулировать яркость, чтобы передать изменения в эмоциях.

Насыщенность - это чистота цвета. Более насыщенные цвета делают картину более яркой, в то время как менее насыщенные цвета выглядят мягче. При обучении живописи студенты могут пройти ряд упражнений, чтобы почувствовать, как использовать различные насыщенные цвета, и понять их эмоциональное и визуальное влияние на свою работу.

2.2 Применение цветового круга

Цветовой круг - это эффективный инструмент для понимания взаимосвязи цветов. Он располагает различные цвета в логической последовательности, помогая учащимся понять взаимосвязь между светлым и темным, черным и белым, а также соотношение первичных, вторичных и промежуточных цветов.

Дополнительные цвета - это цвета, расположенные друг напротив друга на цветовом круге, и использование дополнительных цветов в живописи создает сильный контрастный эффект. Этот контраст не только привлекает внимание зрителя, но и усиливает визуальное воздействие работы.

Похожие цвета - это соседние цвета на цветовом круге, которые обычно сочетаются друг с другом для создания гармоничных тонов. Преподаватели могут поощрять студентов использовать похожие цвета в своих работах, чтобы создать гармоничный и единый художественный эффект.

2.3 Цвет и психологические эффекты

Различные цвета могут вызывать у зрителей различные психологические реакции. Психологические исследования показывают, что цвет оказывает значительное влияние на эмоции и поведение человека. Преподаватели могут объяснить студентам психологические эффекты, например, синий цвет улучшает концентрацию, а зеленый расслабляет ум и тело, на конкретных примерах. Эта часть может помочь учащимся более осознанно выбирать цвета в своих творческих работах для достижения определенных эффектов эмоциональной выразительности.

Например, преподаватели могут проанализировать классические картины и обсудить эмоциональные роли, которые играют в них различные цвета, чтобы учащиеся могли лучше применить эти теоретические знания в своих творческих работах.

III. Способы передачи цвета

3.1 Использование цвета в различных техниках живописи

Способ выражения цвета тесно связан с используемой техникой живописи. Ниже приведены несколько распространенных техник рисования и их специфические методы применения цвета:

Акварельная живопись: Акварельная живопись славится своей прозрачностью. Студенты могут регулировать яркость и насыщенность цветов, контролируя количество воды, создавая визуальный эффект насыщенных слоев. Например, используя метод рисования по мокрому, студенты могут передать градацию и смешение цветов через проницаемость акварели.

Масляная живопись: Густые и насыщенные пигменты масляной живописи дают богатое пространство для выражения цвета. В масляной живописи студенты могут исследовать цветовые тона и контрасты, практиковать сочетание толстой и тонкой техники живописи, и таким образом научиться создавать ощущение глубины и пространства в картине.

Акриловая живопись: Акриловые краски быстро сохнут и обладают высокой кроющей способностью, что позволяет использовать их в различных творческих стилях. Во время курса студенты могут попробовать сочетать акрил с другими материалами (например, бумагой, деревянными панелями и т.д.) и изучить эффект наслоения цветов и укрывистости, чтобы создать свой уникальный стиль.

3.2 Использование цвета в классических жанрах искусства

Различные жанры искусства имеют свои уникальные особенности в использовании цвета. Учителя могут помочь ученикам понять выразительную силу цвета в произведениях искусства, проанализировав классические работы.

Импрессионизм: художники-импрессионисты, такие как Моне и Ренуар, были известны своими наблюдениями за естественным светом и изменениями цвета. Их работы подчеркивают быстротечность цвета и изменения света и тени, передавая ощущение момента с помощью свободного использования цвета и быстрых мазков.

Экспрессионизм: художники-экспрессионисты, такие как Фен Паунд и Кирхнер, часто выражали эмоции с помощью сильных цветовых контрастов и преувеличенных форм. В процессе преподавания учителя могут направить учеников на изучение того, как цвет в экспрессионизме передает эмоции и оказывает значительное влияние на темы, передаваемые в работах.

IV. Стратегии преподавания

4.1 Практическое обучение

На уроках рисования в средней школе практика - это ключ к обучению. Учителя могут разрабатывать различные практические занятия, чтобы побудить учеников изучать и использовать цвета на практике.

Создание тем: учителя могут задавать темы ученикам и позволять им выбирать собственные цветовые сочетания и выражения в соответствии с темами, чтобы развивать их мыслительные способности и творческий подход к созданию реальных работ.

Зарисовки: делая зарисовки, ученики могут наблюдать за изменениями цветов в реальной среде, учиться смешивать краски при естественном освещении и ощущать эффекты различных материалов и цветов.

Лаборатория цвета: учителя могут создать «лабораторию цвета», чтобы поощрять учеников экспериментировать с различными цветами и их сочетаниями, помогая им понять теоретические знания о цвете на практике.

4.2 Развитие творческих способностей учащихся

Развитие креативности учащихся в творческом процессе - важная задача в художественном образовании. Преподаватели могут стимулировать творчество учащихся следующими способами:

Поощрение индивидуального стиля: учителя могут направлять учеников на изучение их личного художественного стиля и экспериментировать с различными техниками рисования и выбором цвета, тем самым способствуя формированию их уникального самовыражения.

Межпредметные связи: сочетание преподавания цвета с другими дисциплинами, например, с принципами оптики в естественных науках, жанрами живописи в истории и т. д., расширяет знания учащихся и укрепляет их общие качества.

Обратная связь и обсуждение: Регулярно устраивайте презентации и обсуждения работ студентов, чтобы они могли поделиться своими творческими идеями и дать друг другу обратную связь. В ходе обсуждений учащиеся не только понимают разнообразие цветов, но и вдохновляются творческими идеями благодаря взглядам и опыту других.

V. Экспериментальное исследование

Для дальнейшего изучения влияния цвета на творческие способности студентов необходимо провести экспериментальное исследование.

5.1 Дизайн исследования

Целью данного исследования было изучение влияния использования цвета на качество картин студентов. Были выбраны две группы студентов: экспериментальная и контрольная:

Экспериментальная группа: использование разнообразных цветовых сочетаний в творческом процессе и поощрение студентов к выражению своих эмоций через цвет.

Контрольная группа: использовала ограниченное количество цветов в творческом процессе и полагалась в основном на цветовые сочетания, представленные в учебниках.

В исследовании будет оцениваться влияние использования цвета путем анализа визуального воздействия, эмоциональной выразительности и отзывов аудитории на итоговые работы студентов обеих групп.

5.2 Анализ данных

Анализируя данные экспертной оценки картин и отзывы аудитории, мы сможем прояснить влияние использования цвета в художественных работах студентов. Предварительные результаты показывают, что работы с богатыми цветовыми сочетаниями лучше с точки зрения эмоциональной выразительности и сопереживания аудитории, что говорит о том, что использование разнообразных цветов чрезвычайно важно для повышения творческого потенциала студентов.

Заключение

Цвет играет незаменимую роль в курсах живописи в средней школе. Исследуя важность цвета, теоретические знания, методы выражения и стратегии обучения, мы надеемся помочь преподавателям направить студентов на более эффективное использование цвета в их творческой работе. Это не только повысит художественную выразительность, креативность и эмоциональную экспрессию учащихся, но и будет способствовать исследованию и пониманию их собственного внутреннего мира.

Будущие исследования могут распространиться на использование цвета в других видах искусства, а также на влияние цвета на эмоции и принятие решений в повседневной жизни. Хочется надеяться, что данная статья может стать полезным источником информации и идей для преподавания цвета в средней школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[1] Чжу Чживэнь, Исследование и анализ преподавания цвета в средней школе искусств в новую эпоху 2020 (ISSN) 71-72.

[2] Чжан Цзиньхань, Цвет наброска и субъективный цвет в преподавании искусства в средней школе 2002 (4) 77-78.

[3] Лю Шаоминь. Исследование развития способности к восприятию цвета в преподавании искусства в средней школе[J]. Популярный Цвет, 2023(6)..

[4] Чжан Руи. Реструктуризация и деконструкция цвета в преподавании искусства в младших классах средней школы[J]. Популярный цвет, 2023(4)..

[5] ФАНЬ Гуанчэнь. Эффективные стратегии преподавания цвета в художественном классе младшей школы[J]. Эффективные стратегии преподавания цвета в художественных классах младших классов средней школы[J].Китайский журнал мультимедиа и сетевого обучения (нижнее десятилетие),2023(4).

[6] Чжэн Гуанцинь. Методы и практика преподавания теории цвета в младших классах художественной школы[J]. Цвет Colour, 2023(11).

[7] Чжан Юпин. Как улучшить эффект от преподавания цвета в младших классах художественной школы с точки зрения базовой грамотности[J]. Streaming Бегущий цвет, 2022(10).

Просмотров работы: 3