Актуальность
За свою долгую историю народ Цян проживал во многих регионах Китая. В древние времена люди Цян часто жили в горах и долинах и вели два образа жизни: кочевое скотоводство и земледелие. В таких жилых районах часто происходит деятельность земной коры, и они подвержены стихийным бедствиям. У народа Цян постепенно развилось политеистическое поклонение «анимизму». Это также самая примитивная религиозная вера народа Цян. В настоящее время они в основном живут в Нгава-Тибетско-Цянский автономный округ и Цянском автономном округе провинции Сычуань, в частности, в Вэньчуань, Маосянь, Лисянь, Сунпань и других уездах. Деревня Цян в Абе является крупнейшим центром народа Цян и единственной народной деревней, которая до сих пор сохраняет язык и обычаи Цян.
Язык цян — это только разговорный язык, письменности на нем нет. Таким образом, после того, как древняя культура Цян имела опыт культурного и экономического с Центральными равнинами Китая, сформировалась современная культура Цян. В конце 1980-х годов китайский комитет по делам этнических групп провинции Сычуань создал ведущую группу по созданию сценария развития Цян для широкого продвижения стандартизированного языка Цян в районах Цян [4, c.68].
Культура Цян по-прежнему сохраняет и наследует ядро своей традиционной культуры в культурных обменах. Общий масштаб современных деревень Цян постоянно расширяется, и жизненный круг семейных и общественных событий продолжает расширяться.
Вышивка Цян — ценное наследие национального ремесленного искусства Цян, имеющее долгую историю и самобытные национальные особенности. В июне 2008 года вышивка Цян была успешно включена во вторую партию списков нематериального культурного наследия, утвержденных Государственным советом Китая после тщательной проверки. Эта награда подчеркивает важную роль вышивки Цян в традиционных китайских ремеслах.
Вышивка Цян славится тонким мастерством исполнения, богатыми узорами и яркими цветовыми сочетаниями. Вышивка Цян изначально широко использовалась в традиционной одежде, предметах первой необходимости и религиозных церемониях народа Цян. Однако с течением времени из-за сложности процесса ее производства ее использование в повседневной жизни постепенно уменьшалось. В наше время вышивка Цян больше используется как символ, представляющий национальную самобытность и культурные особенности Цян в определенных социальных случаях и отличается от другой вышивки в Китае. Сырье, используемое в вышивке Цян, простое и легкодоступное. В основном используется шерсть и сизаль местного производства. Вышивка Цян часто вышивается на однотонных тканях. Основные цвета вышивки Цян — черный, белый, красный, синий и зеленый. Визуальный эффект хороший, контраст между цветами сильный.
Вышивка Цян имеет различные способы вышивания, в том числе: вышивку Тяохуа, вышивку Чжахуа, вышивку Суо, вышивку Чжицзы, вышивка На, вышивку Пьехуа и вышивку Пинхуа (7 типов вышивки), среди которых вышивка Тяохуа является наиболее распространенной благодаря своему нежному и деликатному стилю [5, c.52].
Вышивка Тяохуа, - это вышивка крестиком: плотные крестообразные узоры формируют красочный визуальный образ.
Вышивку Пьехуа еще называют плоской вышивкой. Начальная точка и точка опускания иглы расположены на краю рисунка, а стежки расположены плотно и упорядоченно, что делает поверхность вышивки гладкой.
Вышивка На — это сложный способ вышивки, который показывает наложение рисунков, обычно включающее наложение двух или более слоев рисунков вышивки, тонко подчеркивая глубину и трехмерность рисунка.
Узоры вышивки народа Цян имеют глубокое и богатое значение. Она является отражением поклонения предкам и религиозных верований народа Цян. Вышивка Цян также является выражением эмоций, восхваляющих жизнь и стремящихся к счастью. С точки зрения композиции, узоры вышивки Цян часто имеют симметричную композицию, в которой центральная ось или центральная точка являются основой дизайна. Узор обладает ощущением уравновешенности, торжественности и красоты. Вышивка Цян имеет разные формы и разные темы, а методы комбинирования элементов также богаты и разнообразны.
Судя по носителям применения вышивки Цян, в основном ее используют для украшения платьев, обуви, поясов, бандан, вымпелов, поясов, подтяжек, рукавов, брюк, штанин, верха обуви, наволочек, подола, манжет, носовых платков, саше. По статистике, только в одежде Цян используется более ста рисунков вышивки [3, c.15]. Их условно разделяют на следующие четыре типа: узоры растений, узоры животных, узоры природных пейзажей и геометрические узоры.
Растительные узоры богаты и красочны, каждый из них имеет свое символическое значение. Распространенные растительные узоры имеют следующие значения: пион – символ богатства и счастья, круассан – счастья брака и любви. Цветок граната – надежда на продолжение родословной из поколения в поколение. Хризантема – благословение на лучшую жизнь.
Обычные модели животных включают овец, коров, обезьян, рыб, мотыльков, бабочек, львов. Среди них древние люди Цян поклонялись овцам и использовали овец в качестве своего национального тотема. Узоры вышивки часто включают узоры «цветок бараньего рога», символизирующие удачу и урожай. Такие узоры, как «сиянхуджуту» (изображение четырех овец, защищающих хризантемы) и «сиянхубаоту» (изображение четырех овец, охраняющих сокровища) означают удачу, защиту и богатство.
Образцы природных пейзажей включают в себя: солнце, луну, звезды, золото, дерево, воду, огонь, землю, горы, камни и деревья. Основываясь на примитивном поклонении «анимизму» древнего народа Цян, природные пейзажи эквивалентны богам в узорах вышивки, и они верят, что естественные узоры могут принести удачу.
Геометрические узоры включают символы Ван, символы Шоу, муаровые узоры, узоры Куй и другие узоры. Эти геометрические узоры дополняют многослойность вышивки Цян. Ученый Лян Чжисюнь считает, что ремесленные изделия этнических меньшинств имеют отличительные национальные стили и национальные особенности и даже стали символами и важными культурными символами нации [2, c.105].
Схемы вышивки Цян изготавливаются из широкого спектра материалов, имеют строгую композицию и полноценные узоры. Люди Цян часто используют преувеличенные и деформированные узоры, чтобы выразить характеристики вещей. Узоры народа Цян отражают духовное стремление людей к богатству, прибыли и удаче.
В современном обществе сценарии применения вышивки Цян более разнообразны, и она используется в современном домашнем декоре, художественном творчестве и продуктах культурного туризма. Эта трансформация не только отражает новую функцию вышивки Цян в современном обществе, но также отражает бережное отношение народа Цян к наследию традиционной культуры.
Кроме того, метод наследования вышивки Цян также постепенно меняется. В прошлом навыки вышивания Цян в основном передавались по семейному наследству и по наследству от мастера к ученику. Теперь, с популяризацией образования и развитием информационных технологий, навыки вышивки Цян начали проникать в кампусы и распространяться в Интернете посредством курсов, выставок, онлайн-обучения, все больше людей имеют возможность изучить и унаследовать этот навык.
Правительство собрало и создало цифровые архивы и базы данных, связанные с вышивкой Цян, и продемонстрировало вышивку Цян через такие платформы, как Интернет-музей нематериального культурного наследия Вэньчуань, совокупная аудитория которого составляет более 81 000 человек. В июне 2008 года правительство округа Вэньчуань сформулировало «Меры по управлению нематериальным культурным наследием округа Вэньчуань».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Культура Цян имеет уникальный национальный стиль, обусловленный влиянием географической среды, поклонением множеству богов, сосуществованием с кочевым сельским хозяйством и наследованием обычаев. При поддержке и поощрении правительства вышивальная промышленность Цян также активно развивалась. Префектура Аба активно развивают бренды вышивки Цян и способствуют индустриализации вышивки Цян. Это не только придаёт новую жизнь местному экономическому развитию, но также обеспечивает надежную гарантию для наследования и развития вышивки Цян.
Ученый Ву Цифу считает, что взаимодействие центра и периферии формируется в этническом туризме. Центр активно проникает в край, а край пассивно поглощается центром. Важными средствами их взаимодействия являются туризм и массовая культура [1, c.136]. Поскольку современный туризм получил широкое развитие в регионе Аба, он стал важной силой в возрождении культуры Цян. Побудите народ Цян переосмыслить и беречь свою культуру. В этот период культура Цян претерпела трансформацию от традиции к современности. Культура Цян сыграла положительную роль в культурном наследии, экономическом развитии и укреплении национальной идентичности. В то же время ремесленное искусство с его богатыми и разнообразными формами, изысканными и уникальными навыками демонстрирует глубокое культурное наследие и национальные особенности народа Цян.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ву Цифу / Этнический туризм и культурная идентичность - на примере народа Цян // Этнические исследования Гуйчжоу — 2009. — № 1. 136с.
Лян Чжисюнь / Практичность и особенности декоративно-прикладного искусства этнических меньшинств Китая – Пекин: Университет Миньцзу, 2011. 105 с.
Чжун Хуэй, Гэн Вэй, Чжоу Цзюнь / Характеристика одежды Цян и ее применение в современном дизайне одежды // Журнал Чэндунского текстильного колледжа — 2009. — № 26. 15с.
Чжэн Жуйтао / Наследование и эволюция культуры Цян – Пекин: Университет Миньцзу, 2010. 68 с.
Шэнь Лэй, Сюй Цзин / Анализ тем узоров вышивки Цян и национальных культурных коннотаций. // СТО ШКОЛ ИСКУССТВ — 2011. — № 8. 52с.