Сегодня российское общество особенно волнует проблема воспитания молодежи в духе патриотизма, и наличие данной проблемы привело к интенсивному поиску путей ее решения. Патриотическое воспитание в современном мире необходимо для становления четкой гражданской позиции, характеризующейся социальной активностью граждан любых возрастов на благо Родине - ее процветанию, развитию и национальной безопасности, служению Отечеству, уважении к своему народу.
Малинкин А.Н. рассматривает патриотизм через философско-социологическое научное познание. Во-первых, как любовь к родине через эмоциональное выражение души и духа, во-вторых, через человеческую свободу и самоопределение личности, и, в-третьих, через понятийный аппарат социальных отношений и институтов патриотическо-идеологической направленности, формирующийся под влиянием исторически конкретного государства [4].
Айвазян А.А. рассматривает патриотизм как эмоциональный и деятельностный аспект. С одной стороны, это особое чувство к Родине, выраженное через любовь к ней, с другой – это стремление действовать во имя ее блага, готовность к самопожертвованию ради ее интересов, т.е. воплощение в поступках человека, в его повседневной деятельности, которая направлена на благо страны, государства, общества [1].
Как указывает С. А. Ханаш, особенностью отечественного патриотизма является сочетание нескольких факторов, обусловивших развитие России: геополитические, историко-политические и духовно-культурные. Развивая данный тезис, можно уточнить, что речь идет о политико-географических факторах, опыте построения внутренних и внешних связях, соотношении материальных и духовных ценностей как основы для постановки целей и их достижении [5].
Патриотизм – это чувство возвышенное, духовное. Патриот – это человек, который любит свою отчизну, свою Родину, дорожит ею, готов защищать и отстаивать ее интересы несмотря ни на что. Такую преданность своему Отечеству необходимо воспитывать как в себе, так и в других людях.
Патриотизм существует как на личностном (микроуровне), так и на макроуровне. На личностном уровне патриотизм представляет собой важнейшую устойчивую характеристику гражданина, которая выражающаяся в его ценностях, стремлениях и желаниях, нормах поведения, мировоззрении и нравственных идеалах. На макроуровне патриотизм проявляется в коллективных настроениях, отношении к государству, своей культуре, истории, своему народу как часть общественного сознания. Субъектом патриотизма является гражданин, соответственно наличие чувства патриотизма – это система качеств и характеристик данного гражданина.
Система патриотических качеств начинает зарождаться на личностном уровне через самый значимый социальный институт – семья, родные и близкие, которые его окружают. С мамой и папой ребенок проводит большую часть своего детства, они являются главными участниками игр. В семье закладываются и сохраняются традиции, которые несут очень важную функцию передачи накопленного опыта, объединения поколений в действиях, в мировосприятии [3]. Далее в ценностном окружении следует собственно «дом»: то место, в котором живет ребенок, в котором находятся его родители, его вещи, игрушки.
Следующим ценностным местом в жизни ребенка является улица, на которой он живет. Улица и двор возле дома – место социализации ребенка. Выходя на прогулку, ребенок знакомится с новыми друзьями, исследует двор, строит планы для игр и шалостей. Современные исследователи определяют этот стихийный институт воздействия на воспитание детей как «соседство», которое, в зависимости от зоны проживания, социального статуса «соседей», может быть и доброжелательным, и толерантным, и воспитывающим, но и рискованным.
Детский сад и школа – еще два важнейших социальных института, оказывающих значительное влияние на подрастающее поколение. Это влияние отличается от внимания улицы целенаправленностью, планомерностью, систематичностью, опорой на основные воспитывающие принципы: природ сообразности, культур сообразности, деятельности, индивидуализации и др. Очевидно, что здесь особое внимание должно уделено воспитанию патриотизма как одному из важнейших направлений работы в формировании будущего гражданина.
Родной город также занимает значимое место в жизни ребенка. В родном городе живут близкие, находятся его дом и улица, где он живет и живут его друзья, его детский сад и другие, значимые для ребенка места. Именно со знакомства с родным городом, с его историей и достопримечательностями начинается уже осознанное знакомство с окружающим миром и родным краем, который выходит за рамки только города. А родной край – это малая родина, одна из частей большой страны, где живет ребенок. Не случайно в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается необходимость организации познавательной деятельности детей, в процессе которой они могут узнать о малой родине и Отечестве, получить представление о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира [6].
На макроуровне необходимо упомянуть о зарождении и возрождении таких направлений в России как Движение Первых, всероссийское военно-патриотическое движение «Юнармия», Российское движение школьников и др.
Цель создания данных движение – военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Одной из первых задач являлась выработка системы мер, помогающая воспитывать у детей патриотизм, чувство долга перед своей Родиной и готовность защищать в любой момент интересы Отечества.
Для достижения поставленных цели и задач, рекомендуется выполнить следующее:
1. Сформировать систему нормативно-правового обеспечения деятельности в области военно-патриотического воспитания;
2. Организовать работу военно-патриотического клуба и вовлечь в нее подрастающее поколение;
3. Организовать профильные события, направленные на повышение интереса у подрастающего поколения к службе в силовых подразделениях, в том числе военных сборов, военно-спортивных игр, соревнований, акций;
4. Организовать проведение образовательных программ – интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми, Героями нашего государства и ветеранами;
5. Обеспечить координацию военно-патриотической деятельности с общественными объединениями и государственными организациями в рамках социального партнерства.
На примере Российского движении школьников необходимо рассмотреть определяющие принципы, которые являются важным условием реализации целей и задач военно-патриотического направления. К ним относится признание высокой социальной значимости гражданственности, патриотизма и готовности к достойному служению Отечеству, необходимости создания реальных возможностей осуществления целенаправленных усилий для их развития у российской молодежи.
Перечень принципов, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в Российском движении школьников, следующий:
- научность;
- гуманизм;
- демократизм;
- приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
- системность, преемственность и непрерывность в развитии молодежи, с учетом особенностей ее различных категорий;
- многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
- направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
- тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.
Реализация этих принципов призвана обеспечить развитие у молодых людей нового, по-настоящему заинтересованного отношения к понятию Родина, Отечество [2].
Таким образом, патриотическое воспитание является важным аспектом в России. Это процесс формирования военно-патриотической и гражданской идентичности, а также развития понимания ценности службы отечеству. Патриотизм и чувство принадлежности к своей стране могут вдохновлять граждан на защиту и служение своей Родине. Это особенно значимо для России, учитывая ее размеры, геополитическое положение и сложности обороны. Кроме того, патриотическое воспитание способствует формированию у граждан гражданской ответственности, уважения к законам и институтам государства, а также культурных и исторических ценностей нации. Эти ценности и ответственность важны для развития гражданского общества и поддержания устойчивого социального порядка. Патриотическое воспитание также способствует национальному единству и сближению всех слоев общества в России. Оно помогает преодолевать различия и противостояния, формируя единую идентичность и коллективное понимание ценности истории и культуры нации.
Список литературы
1. Айвазян, А. А. Патриотизм: сущность, проявление, риски / А. А. Айвазян, Ю. К. Спицина. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/61315/1/978-5-7741-0327-0_110.pdf (дата обращения 06.01.2025)/
2. Алексеева, А.Ю. Методические рекомендации по военно-патриотическому направлению деятельности Российского движения школьников / А.Ю. Алексеева. – Москва, 2016. – С 8-11.
3. Коротаева, Е.В. Воспитание в формате 3D – детство, дом, духовность: формирование ценностного отношения к малой родине в период детства / Е.В. Коротаева. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.naturalsciences.ru/ru/article/view?id=35632 (дата обращения 06.01.2025)
4. Малинкин, А.Н. Понятие патритизма: эссе по социологии знания / А.Н. Малинкин. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.jour.fnisc.ru/upload/journals/1/articles/592/submission/original/592-1051-1-SM.pdf (дата обращения 06.01.2025).
5. Чикаева, Т.А. Патриотическая идея и патриотическое воспитание в современном обществе / Т.А. Чикаева. – Монография, Москва – 2024. С. 22.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshkstandart-dok.html (дата обращения 06.01.2025).