ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШИЙ СПОСОБ ВЫЖИВАНИЯ КОМПАНИИ В КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЕ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШИЙ СПОСОБ ВЫЖИВАНИЯ КОМПАНИИ В КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЕ

Рагушина О.Д. 1, Васильченко А.В. 1, Василенко Е.А. 1, Кузина М.А. 1
1Российский университет транспорта РУТ (МИИТ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Инновационной деятельность представляет собой практичное использование инновационно - научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах. Результатом инновационной деятельности являются инновации [2].

Термин «инновация» был введён в оборот в начале двадцатого века американским экономистом Йозефом Шумпетером, известным своими работами в области истории экономических учений. Он рассматривал инновации как посредника между изобретением и его внедрением в экономику.

Понятие «инновации» применяется ко всем новшествам в производственной, а также в организационной, научно-исследовательской, учебной и управленческой сфере.

В настоящее время в научной литературе нет общепринятого определения инновации (нововведений). Поскольку она может быть как материальна (предмет, вещь), так и нематериальна (процесс, идея), наиболее абстрактное, но точное определение инновации – это нечто совершенно – качественно новое применительно к конкретной ситуации, что можно использовать, когда это будет осознано [1].

Несмотря на его абстрактность, это определение включает три важных момента.

  1. инновация – это новая явление для людей;

  2. инновация – осознанное людьми новое явление;

  3. инновация – такое новое явление, которое нужно использовать.

Таким образом, инновация – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и добычи экономического, социального, научно-технического или другого вида эффекта.

Инновация - это результат процесса. Это результат сложного пути от создания, разработки до коммерческого использования. Любая инновация должна закрывать конкретную потребность, и в процессе внедрения приобрести экономическое содержание, стать товаром на рынке.

Таким образом, инновации – это усовершенствования, обеспечивающие экономию ресурсов и создающие условия для увеличения доходов.

Инновационная деятельность компании направлена на использование результатов научных открытий, исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) для получения прибыли за счет расширения и обновления номенклатуры выпускаемой продукции (товаров, услуг), улучшения ее потребительских свойств и качеств, совершенствования технологий и компания производства.

Важной характеристикой этой деятельности является инновационная активность – целенаправленная поддержка высокой восприимчивости персонала компании к нововведениям посредством целенаправленных структур и методов управления. Сама инновационная деятельность характеризуется ускорением темпов создания новшеств, их диффузии, что способствует углублению и расширению структурных сдвигов в экономике, увеличению размеров рынка и удовлетворению существующих и возникающих потребностей [6].

Субъектами инновационной деятельности являются: инновационные компания различных форм собственности и их инвесторы, владельцы интеллектуальной собственности, посредники инновационного процесса, государственные органы и органы местного самоуправления, различные общественные компания [7].

Экономическое достоинство нововведения состоит в том, что выгода от внедрения превышает издержки на его создание. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество, – становится инновацией. Только тогда различные идеи, изобретения, новые виды услуг, продукции получают признание потребителя и уже в новом качестве они становятся инновациями [8]. Т.е. инновационный процесс объединяет процесс создания новшества и его реализацию.

Новизна может быть: относительной, абсолютной и частной (табл. 1).

Таблица 1. – Классификация новизны в компании

Виды новизны

Содержание

Абсолютная новизна

Характеризуется отсутствием аналогов данному новшеству

Относительная новизна

Новшество, которое уже применялось на других предприятиях, но впервые осуществляется на данном предприятии.

Частная новизна

Подразумевает обновление элемента изделия (процесса) или его модификацию

Период времени от зарождения идеи до практического внедрения новшества называют жизненным циклом инноваций. Жизненный цикл инноваций охватывает четыре последовательных взаимосвязанных этапа: фундаментальные научные исследования, прикладные и экспериментальные разработки, опытное производство и коммерциализация новшеств [3].

Инновационная деятельность компании представляется в виде инновационного процесса, объединяющего процесс создания новшества и его реализацию (рис. 1).

Все стадии инновационного процесса взаимосвязаны, и необходимо продумать осуществление всех последующих стадии уже на первой. В настоящее время эффективность инновационной деятельности компании определяется, прежде всего, наличием отлаженной системы инвестирования, кредитования, налогообложения [4]. По инновационному потенциалу в зависимости от предметного содержания и темпа реализации новшества различают следующие виды нововведений:

- радикальные (базовые), когда применяют принципиально новые изобретения;

- технологические, характеризующиеся разработкой и внедрением новых высокоэффективных технологических процессов, нового технологического оборудования, которые позволяют резко повысить производительность труда, качество выпускаемой продукции;

- модифицирующие (рядовые), имеющие направленность на совершенствование, обновление конструкций и форм новшеств (небольшие изобретения, рационализаторские предложения).

Рисунок 1. Основные элементы инновационного процесса

Стадии инновационного процесса представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. - Стадии инновационного процесса

Инновационным является такая компания, которая внедряет продуктовые или процессные инновации, независимо от того, кто был автором инновации - работники данной компания или внешние агенты (внешние собственники, банки, представители федеральных и местных органов власти, научно-исследовательские компания и провайдеры технологий, и другие компании).

Инновационная деятельность компании направлена прежде всего на повышение конкурентоспособности выпускаемого товара (рис.3.), что позволяет более выгодно продавать свои товары на рынке, который наполнен аналогичными товарами или услугами [5].

 

Рисунок 3. – Влияние инновационной деятельности на конкурентоспособность компании

Таким образом, инновации помогает повышать конкурентоспособность, улучшают свойства товара или услуг как по степени соответствия конкретным потребностям, так и по затратам на их удовлетворение, что в конечном итоге способствует повышению прибыли и эффективности работы компании.

Литература

1. Бозин М.М., Кузина Е.Л. Расчет начальной (максимальной) цены государственного контракта на выполнение подрядных работ в градостроительной сфере // В сборнике: Современное состояние, проблемы и перспективы развития отраслевой науки. Материалы V Всероссийской конференции (с международным участием). Под общей редакцией Т.В. Шепитько. Москва, 2020. С. 92-95.

2. Василенко Е.А., Кузина Е.Л., Шереметьева Н.А. Формирование политики управления прибылью коммерческого предприятия // В сборнике: Экономические проблемы россии и региона. Ученые записки. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; Ростовский государственный экономически университет (РИНХ). Ростов-на-Дону, 2020. С. 208-213

3. Василенко Е.А., Кузина Е.Л., Стифеева В.О. Системный подход к оценке финансово-хозяйственной деятельности коммерческих предприятий // В сборнике: Модернизация экономики России: отраслевой и региональный аспект. Материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. Ростов-на-Дону, 2020. С. 197-200

4. Давыденко Г.Ю., Савчук Р.Р. Цифровизация как фактор повышения эффективности управления инвестиционно-строительными проектами // В сборнике: Современное состояние, проблемы и перспективы развития отраслевой науки. Материалы VIII Всероссийской конференции с международным участием. Москва, 2023. С. 480-484

5. Гуськова М.Ф., Стерликов П.Ф., Стерликов Ф.П., Стерликов Ф.Ф. К вопросу поиска современных эффективных форм хозяйствования // В сборнике: актуальные проблемы социально-гуманитарного знания. сборник статей. Образовательное частное учреждение высшего образования «Гуманитарно-социальный институт». Москва, 2023. С. 41-49.

6. Калинина Ю.А., Попова А.В., Синицина А.М., Солод А.Р., Азаров В.Н. Трансформация предприятий строительной отрасли за счёт применения современных ИТ-технологий "Индустрии 4.0" // Качество. Инновации. Образование. 2020. № 4 (168). С. 86-94.

7. Стифеева В.О., Василенко Е.А., Кузина Е.Л., Системный подход к оценке финансово-хозяйственной деятельности коммерческих предприятий // В сборнике: Модернизация экономики России: отраслевой и региональный аспект. материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. Ростов-на-Дону, 2020. С. 197-200

8. Савчук Р.Р., Щуров А.Д., Чистяков С.Е. Повышение инвестиционной привлекательности как фактор социально-экономического развития территории // В сборнике: Балтийский морской форум. Материалы XI Международного Балтийского морского форума. В 8-ми томах. Калининград, 2023. С. 281-287.

Просмотров работы: 12