Инновационной деятельность представляет собой практичное использование инновационно - научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах. Результатом инновационной деятельности являются инновации [2].
Термин «инновация» был введён в оборот в начале двадцатого века американским экономистом Йозефом Шумпетером, известным своими работами в области истории экономических учений. Он рассматривал инновации как посредника между изобретением и его внедрением в экономику.
Понятие «инновации» применяется ко всем новшествам в производственной, а также в организационной, научно-исследовательской, учебной и управленческой сфере.
В настоящее время в научной литературе нет общепринятого определения инновации (нововведений). Поскольку она может быть как материальна (предмет, вещь), так и нематериальна (процесс, идея), наиболее абстрактное, но точное определение инновации – это нечто совершенно – качественно новое применительно к конкретной ситуации, что можно использовать, когда это будет осознано [1].
Несмотря на его абстрактность, это определение включает три важных момента.
инновация – это новая явление для людей;
инновация – осознанное людьми новое явление;
инновация – такое новое явление, которое нужно использовать.
Таким образом, инновация – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и добычи экономического, социального, научно-технического или другого вида эффекта.
Инновация - это результат процесса. Это результат сложного пути от создания, разработки до коммерческого использования. Любая инновация должна закрывать конкретную потребность, и в процессе внедрения приобрести экономическое содержание, стать товаром на рынке.
Таким образом, инновации – это усовершенствования, обеспечивающие экономию ресурсов и создающие условия для увеличения доходов.
Инновационная деятельность компании направлена на использование результатов научных открытий, исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) для получения прибыли за счет расширения и обновления номенклатуры выпускаемой продукции (товаров, услуг), улучшения ее потребительских свойств и качеств, совершенствования технологий и компания производства.
Важной характеристикой этой деятельности является инновационная активность – целенаправленная поддержка высокой восприимчивости персонала компании к нововведениям посредством целенаправленных структур и методов управления. Сама инновационная деятельность характеризуется ускорением темпов создания новшеств, их диффузии, что способствует углублению и расширению структурных сдвигов в экономике, увеличению размеров рынка и удовлетворению существующих и возникающих потребностей [6].
Субъектами инновационной деятельности являются: инновационные компания различных форм собственности и их инвесторы, владельцы интеллектуальной собственности, посредники инновационного процесса, государственные органы и органы местного самоуправления, различные общественные компания [7].
Экономическое достоинство нововведения состоит в том, что выгода от внедрения превышает издержки на его создание. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество, – становится инновацией. Только тогда различные идеи, изобретения, новые виды услуг, продукции получают признание потребителя и уже в новом качестве они становятся инновациями [8]. Т.е. инновационный процесс объединяет процесс создания новшества и его реализацию.
Новизна может быть: относительной, абсолютной и частной (табл. 1).
Таблица 1. – Классификация новизны в компании
Виды новизны |
Содержание |
Абсолютная новизна |
Характеризуется отсутствием аналогов данному новшеству |
Относительная новизна |
Новшество, которое уже применялось на других предприятиях, но впервые осуществляется на данном предприятии. |
Частная новизна |
Подразумевает обновление элемента изделия (процесса) или его модификацию |
Период времени от зарождения идеи до практического внедрения новшества называют жизненным циклом инноваций. Жизненный цикл инноваций охватывает четыре последовательных взаимосвязанных этапа: фундаментальные научные исследования, прикладные и экспериментальные разработки, опытное производство и коммерциализация новшеств [3].
Инновационная деятельность компании представляется в виде инновационного процесса, объединяющего процесс создания новшества и его реализацию (рис. 1).
Все стадии инновационного процесса взаимосвязаны, и необходимо продумать осуществление всех последующих стадии уже на первой. В настоящее время эффективность инновационной деятельности компании определяется, прежде всего, наличием отлаженной системы инвестирования, кредитования, налогообложения [4]. По инновационному потенциалу в зависимости от предметного содержания и темпа реализации новшества различают следующие виды нововведений:
- радикальные (базовые), когда применяют принципиально новые изобретения;
- технологические, характеризующиеся разработкой и внедрением новых высокоэффективных технологических процессов, нового технологического оборудования, которые позволяют резко повысить производительность труда, качество выпускаемой продукции;
- модифицирующие (рядовые), имеющие направленность на совершенствование, обновление конструкций и форм новшеств (небольшие изобретения, рационализаторские предложения).
Рисунок 1. Основные элементы инновационного процесса
Стадии инновационного процесса представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. - Стадии инновационного процесса
Инновационным является такая компания, которая внедряет продуктовые или процессные инновации, независимо от того, кто был автором инновации - работники данной компания или внешние агенты (внешние собственники, банки, представители федеральных и местных органов власти, научно-исследовательские компания и провайдеры технологий, и другие компании).
Инновационная деятельность компании направлена прежде всего на повышение конкурентоспособности выпускаемого товара (рис.3.), что позволяет более выгодно продавать свои товары на рынке, который наполнен аналогичными товарами или услугами [5].
Рисунок 3. – Влияние инновационной деятельности на конкурентоспособность компании
Таким образом, инновации помогает повышать конкурентоспособность, улучшают свойства товара или услуг как по степени соответствия конкретным потребностям, так и по затратам на их удовлетворение, что в конечном итоге способствует повышению прибыли и эффективности работы компании.
Литература
1. Бозин М.М., Кузина Е.Л. Расчет начальной (максимальной) цены государственного контракта на выполнение подрядных работ в градостроительной сфере // В сборнике: Современное состояние, проблемы и перспективы развития отраслевой науки. Материалы V Всероссийской конференции (с международным участием). Под общей редакцией Т.В. Шепитько. Москва, 2020. С. 92-95.
2. Василенко Е.А., Кузина Е.Л., Шереметьева Н.А. Формирование политики управления прибылью коммерческого предприятия // В сборнике: Экономические проблемы россии и региона. Ученые записки. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; Ростовский государственный экономически университет (РИНХ). Ростов-на-Дону, 2020. С. 208-213
3. Василенко Е.А., Кузина Е.Л., Стифеева В.О. Системный подход к оценке финансово-хозяйственной деятельности коммерческих предприятий // В сборнике: Модернизация экономики России: отраслевой и региональный аспект. Материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. Ростов-на-Дону, 2020. С. 197-200
4. Давыденко Г.Ю., Савчук Р.Р. Цифровизация как фактор повышения эффективности управления инвестиционно-строительными проектами // В сборнике: Современное состояние, проблемы и перспективы развития отраслевой науки. Материалы VIII Всероссийской конференции с международным участием. Москва, 2023. С. 480-484
5. Гуськова М.Ф., Стерликов П.Ф., Стерликов Ф.П., Стерликов Ф.Ф. К вопросу поиска современных эффективных форм хозяйствования // В сборнике: актуальные проблемы социально-гуманитарного знания. сборник статей. Образовательное частное учреждение высшего образования «Гуманитарно-социальный институт». Москва, 2023. С. 41-49.
6. Калинина Ю.А., Попова А.В., Синицина А.М., Солод А.Р., Азаров В.Н. Трансформация предприятий строительной отрасли за счёт применения современных ИТ-технологий "Индустрии 4.0" // Качество. Инновации. Образование. 2020. № 4 (168). С. 86-94.
7. Стифеева В.О., Василенко Е.А., Кузина Е.Л., Системный подход к оценке финансово-хозяйственной деятельности коммерческих предприятий // В сборнике: Модернизация экономики России: отраслевой и региональный аспект. материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. Ростов-на-Дону, 2020. С. 197-200
8. Савчук Р.Р., Щуров А.Д., Чистяков С.Е. Повышение инвестиционной привлекательности как фактор социально-экономического развития территории // В сборнике: Балтийский морской форум. Материалы XI Международного Балтийского морского форума. В 8-ми томах. Калининград, 2023. С. 281-287.