ОЦЕНКА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ТРАНСПОРТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ОЦЕНКА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ТРАНСПОРТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ

Попков Д.С. 1, Карелин А.А. 1, Василенко Е.А. 1, Рагушина О.Д. 1
1Российский университет транспорта РУТ (МИИТ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Железнодорожный комплекс исторически имеет особое стратегическое значение для России [9]. Он является связующим звеном единой экономической системы и самым доступным транспортом для миллионов граждан нашей страны. Без четкой работы железнодорожного транспорта невозможна стабильная деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны [6, 8].

Проблемы на рынке транспортных услуг нашли отражение в трудах Клочкова В.В., Гуськовой М.Ф., Мачерета Д.А., Прокофьевой Т.А., Филиной, Терешиной Н.П., Кузиной Е.Л., Соколова Ю.И. и др.

Железнодорожный транспорт России является одним из самых крупных в мире и имеет компании, которые входят в тройку лидеров на железнодорожном транспорте с огромными объемами грузовых и пассажирских перевозок, обладающими высокими финансовыми рейтингами, квалифицированными специалистами во всех областях железнодорожного транспорта, большой научно-технической базой, проектными и строительными мощностями, значительным опытом международного сотрудничества [5].

Цели деятельности крупной железнодорожной транспортной компании - обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли (рис.1).

Компания перевозит свыше 1,1 млрд. пассажиров и 1,3 млрд. тонн грузов в год. В ней работают свыше 700 тысяч сотрудников.

Рисунок 1 – Стратегические цели транспортной железнодорожной

компании

Компания оказывает различные услуги и выполняет работы следующих видов (таблица 1).

Таблица 1. Виды деятельности компании

Виды деятельности компании

Грузовые перевозки

Предоставление услуг инфраструктуры

Предоставление услуг локомотивной тяги

Пассажирские перевозки в дальнем следовании

Пассажирские перевозки в пригородном сообщении

Ремонт подвижного состава

Строительство объектов инфраструктуры

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

Предоставление услуг социальной сферы

Прочие виды деятельности

Виды деятельности компании:

  1. грузовые перевозки;

  2. пассажирские перевозки в дальнем сообщении;

  3. пассажирские перевозки в пригородном сообщении;

  4. предоставление услуг инфраструктуры;

  5. предоставление услуг локомотивной тяги;

  6. ремонт подвижного состава;

  7. строительство объектов инфраструктуры;

  8. научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

  9. содержание социальной сферы.

Российские железные дороги являются одной из крупнейших транспортных систем мира - эксплуатационная длина – 85,6 тыс. км. Компания занимает первое место в мире по протяженности электрифицированных линий – 44,3 тыс. км., обеспечивает 46% совокупного грузооборота (с учетом трубопроводного транспорта) и свыше 26% пассажирооборота [3].

Миссия компании заключается в эффективном развитии конкурентоспособного на российском и мировом рынках транспортного бизнеса, ядром которого является эффективное выполнение задач национального железнодорожного перевозчика грузов и пассажиров и владельца железнодорожной инфраструктуры общего пользования [1].

В 2022-2023 гг. в Компании наблюдалось постепенное восстановление экономической активности после значительного замедления 2021 года. Спрос на железнодорожные перевозки в 2022 году увеличился, погрузка грузов выросла на 3,2%, а грузооборот - на 3,1 % к уровню 2021 года. Снижение ограничительных мер сильно повлияло и на восстановление пассажирских перевозок. В 2023 году пассажирооборот составил 103,4 млрд пасс. км, что выше уровня 2022 года на 32,4 % и характеризуется отправкой 1 054 млн пассажиров.

Доходы от перевозочных видов деятельности увеличились к уровню 2021 года на 8,4 % и составили 1 751,2 млрд руб. в 2022 году и 1 904 млрд. руб. в 2023 году В части грузовых перевозок доходы составили 1 613,1 млрд руб., увеличение к 2021 году составило 7,9 %. По пассажирским перевозкам доходы составили 31,4 млрд руб. с ростом на 33,6 % к 2021 году. По прочим видам деятельности доходы составили 212,4 млрд руб. с ростом на 7,4 %.

Прирост доходной ставки по грузовым перевозкам составил 4,7 % к 2021 году. Прибыль от продаж увеличилась на 32,2 % и составила 155,0 млрд руб. в 2022 году и 245,0 млрд. руб. в 2024 году

Проводимая Компанией работа по оптимизации расходов и эффективному управлению кредитным портфелем позволила получить в 2022 году и 2023 году чистую прибыль в размере 18,8 млрд руб. и 24,2 млрд. руб. соответственно против 0,3 млрд руб. в 2021 году. Показатель EBITDA компании в 2022 году составил 428,2 млрд руб. против 402,3 млрд руб. годом ранее (+6,4 %). Положительная динамика показателей была обеспечена в основном за счет роста доходов по всем видам деятельности, а также благодаря улучшению финансового результата по курсовым разницам.

Долг по кредитам и займам на конец 2022 года составил 1 551,1 млрд руб. против 1 531,7 млрд руб. на конец 2021 года. Благодаря диверсификации источников и инструментов финансирования инвестиционной программы, а также укреплению курса рубля прирост кредитного портфеля по итогам 2022 года составил всего 19,4 млрд руб.

По итогам 2022 года объем инвестиционной программы сохраняется на уровне 2021 года, в котором был достигнут максимальный объем инвестиций с момента создания Компании [7].

В 2022 году были реализованы меры поддержки, позволившие сохранить финансовую устойчивость на высоком уровне. К данным мерам относятся [4]:

  1. налоговая политика в отношении Компании, позволяющая в соответствии с принятым Федеральным законом от 2 июля 2022 года № 305-ФЗ применять ставку налога на имущество в размере 1,6 % вместо 2,2 %;

  2. получение средств резервного фонда Правительства Российской Федерации на погашение задолженности Федерального агентства железнодорожного транспорта за услуги инфраструктуры в размере 47,8 млрд руб.;

  3. предоставление взносов в уставный капитал в размере 149,6 млрд руб., что позволило снизить долговую нагрузку Компании за счет погашения кредитов на соответствующую сумму.

В целом, деятельность компании сосредоточена на достижении целевых объемных и финансово-экономических параметров, заложенных в утвержденную Правительством Российской Федерации Программу долгосрочного развития компании до 2025 года [2]. Компания в полном объеме выполнила обязательства перед федеральным, региональными и местными бюджетами, внебюджетными фондами по уплате налогов и сборов, страховых взносов за предшествующий период. Поэтому из вышесказанного можно сделать вывод, что компания продолжает оказывать значительную поддержку своим дочерним обществам, клиентам и партнерам и имеет широкие возможности для реализации стратегии транспортного обеспечения в железнодорожной отрасли России.

Литература

1. Распоряжение ОАО «РЖД» от 8 декабря 2015 г. N 2855р "Об утверждении Стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге "РЖД".

2. Азаров В.Н., Гудков Ю.И., Кабанов А.С. Проблемы и перспективы обеспечения безопасности в транспортной сфере и транспортной инфраструктуре // Качество. Инновации. Образование. 2020. № 3 (167). С. 88-100.

3. Василенко Е.А., Кузина Е.Л., Стифеева В.О. Системный подход к оценке финансово-хозяйственной деятельности коммерческих предприятий // Сборник: Модернизация экономики россии: отраслевой и региональный аспекТ. материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. Ростов-на-Дону, 2020. С. 197-200.

4. Василенко М.А., Кузина Е.Л., Прокопчук В.Ю. Управление качеством и конкурентоспособностью транспортных предприятий под влиянием // Транспорт: проблемы, цели, перспективы (transport 2021): Материалы II Всероссийской научно-технической конференции с международным участием, Пермь, 12 февраля 2021 года / Под редакцией Е.В. Чабановой. – Пермь: Пермский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Волжский государственный университет водного транспорта", 2021. – с. 339-346

5. Горынина О. А. Итоги диспансеризации работников основных профессий Горьковской железной дороги // Журнал МедиАль. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/itogi-dispanserizatsii-rabotnikov-osnovnyh-professiy-gorkovskoy-zheleznoy-dorogi (дата обращения: 02.01.2025).

6. Елисеев А.Н., Оленич А.А., Рогов А.А. Формирование сметной стоимости строительства объектов железнодорожного транспорта // Научный вестник Гуманитарно-социального института. 2024. № 19. С. 15 - 19

7. Кузина Е.Л., Стифеева В.О., Василенко М.А. Подходы к оценке конкурентоспособности транспортной услуги // Современное состояние, проблемы и перспективы развития отраслевой науки: Материалы Всероссийской конференции (с международным участием). Москва, Российский университет транспорта, – М.: Издательство «Перо», 2020.- С.136-141

8. Кузина М.А., Рахаев В.А., Василенко М.А., Василенко Е.А., Кузина Е.Л. Организационные основы пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте // Современное состояние, проблемы и перспективы развития отраслевой науки: материалы VIII Всероссийской конференции с международным участием. Москва, 23–24 ноября 2023 г., Российский университет транспорта – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2023. – с. 302-305

9. Хорошко А. М. Железнодорожный транспорт – основа для осуществления перемещения грузов в России и на Дальнем Востоке: перспективы развития // Актуальные вопросы экономических наук. 2009. №6-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zheleznodorozhnyy-transport-osnova-dlya-osuschestvleniya-peremescheniya-gruzov-v-rossii-i-na-dalnem-vostoke-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 02.01.2025).

Просмотров работы: 5