Приоритетом в деятельности строительных предприятий является организация эффективного управления инвестиционными проектами, что предусматривает повышение конкурентоспособности этих проектов и, в конечном итоге, достижение прибыльности при обеспечении устойчивости финансового положения предприятий [3].
Одним из подтипов инвестиционной активности выступает финансирование инвестиционного проекта. Вложения в экономические отрасли активно заинтересовывают государство, которое, стремясь к реализации проектов, создает предпочтительные условия и осуществляет непосредственное включение в этот процесс.
Формирование оптимальных предпосылок для инвестиционной деятельности осуществляется через введение особых налоговых условий, улучшение системы обложения налогами, обеспечение защиты прав инвесторов, предоставление привилегий субъектам на использование земельных участков. Также принимаются меры по созданию информационно-аналитических служб, расширению предложений кредитования для строительных проектов, стимулированию развития лизинговых операций и внедрению антимонопольных регуляций.
Влияние государства в проектах проявляется через капитальные вклады. Характерной чертой государственной политики в сфере инвестиций является то, что ассигнования бюджета распределяются между отраслями и регионами на основе конкурсного отбора, производимого с высокой степенью избирательности. Кроме того, форма ГЧП содействует более эффективному выполнению государством его функций.
Схема, иллюстрирующая процесс управления затратами в рамках инвестиционной деятельности на основе ГЧП представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Схема процесса управления затратами на основе ГЧП 1
Среди участников процесса необходимо выделить государство, которое воздействует на принятие решений, регулирует затраты по проекту на этапе проектирования, взаимодействует с участниками процесса, координирует процесс реализации проекта. На рисунке 2 представлен метод управления затратами на основе ГЧП, в котором основе составляет анализ отклонений и принятие решений. Решение по проекту может заключаться в приостановлении работ по проекту и необходимая корректировка проектных решений с целью выполнения технических условий.
Рис. 2. Схема метода управления затратами проекта на основе ГЧП
Модель ГЧП имеет импликацию в виде снижения прямого контроля государственного аппарата в сфере экономической деятельности, делегируя управляющие функции сектору частных инициатив. Суть такого партнерства заключается в сотрудничестве государства и частной экономики, причем ключевым аспектом является равенство прав и обязанностей обеих сторон в процессе реализации проектов [1]. В то время как ограничение государственного вмешательства присутствует, совсем исключать государственное регулирование нельзя.
Схема регулирования в рамках ГЧП предусматривает использование определенного механизма для финансирования проектов, что несет в себе ряд финансовых преимуществ по сравнению с прямыми бюджетными ассигнованиями.
В рамках реализации проектов через ГЧП, основные издержки по созданию объектов инфраструктуры предстают обязанностью инвестора. Основными факторами, влияющими на успешную реализацию ГЧП являются:
- политическая поддержка;
- нормативно-правовая база;
- эффективные рыночные механизмы предполагают прозрачную процедуру определения подрядной организации для выполнения работ. Правительство РФ может самостоятельно определять единственного поставщика по реализации проекта;
- качественная подготовка проекта подразумевает подготовку бизнес-плана реализации проекта. Целесообразным может быть разбивка одного проекта на несколько этапов и привлечение финансирования под каждый в отдельности. На рисунке 3 показан механизм взаимодействия государства и инвестора.
Перед принятием решения о реализации инфраструктурного проекта необходимо обосновать затраты на строительство объекта. Обоснование затрат на проект содержится в инвестиционной декларации инвестора.
ё
Рис. 3. Механизм взаимодействия государства и инвестора2
Документ позволяет понять целесообразно ли использовать механизм ГЧП и какие стороны данного процесса задействованы. Использование механизма ГЧП является действенным способом модернизации инфраструктуры в таких отраслях как транспорт, хозяйственная деятельность.
В процессе осуществления проекта бизнес предоставляет необходимые производственные ресурсы, демонстрирует скорость и оперативность в процессе принятия решений. Кроме того, проявляется их управленческое мастерство. Следует отметить, что установление и налаживание связей происходит между поставщиками и подрядчиками, что неминуемо способствует усилению запроса на специалистов высшей квалификации.
Государство, в свою очередь, предоставляет гарантии, обеспечивает финансирование и создаёт льготные условия. При этом контроль и оберегание интересов всех участвующих сторон продолжают оставаться ключевыми функциями государственного регулирования проектных активностей.
Мотивация инвестора направлена на получение максимальной выгоды из реализации своего инвестиционного проекта. Переход ГЧП на более высокий уровень зависит от множества экономических и политических внутренних и внешних условий. Текущая тенденция среди инвесторов заключается в выборе проектов с минимальными рисками и стоимостями. Наиболее привлекательными сферами для частных инвестиций сегодня являются транспорт, энергетика, строительство и промышленность.
Взаимодействие между инвестором и государственными структурами осуществляется через несколько форм: аренду имущественных активов, оформление государственных контрактов и предоставление концессий [2].
Множество государств используют концессионные принципы в рамках соглашений для того, чтобы привлечь инвестиции, как это демонстрирует мировой опыт. К таким концессионным соглашениям причисляют условия относительно сроков по разделению производства, подоходных налогов и различных пошлин. Эти механизмы обеспечивают возможность адекватного реагирования на колебания в экономической и политической арене.
Концессия предполагает систему отношений между государством и юридическим или физическим лицом, возникающая в результате предоставления государством концессионеру определенных прав по владению и пользованию объектом за плату или на безвозмездной основе.
Отношения между государством и концессионером оформляются в виде соглашения. Концессия оставляет за собой функции регулирования и контроля деятельности инвестора со стороны государства. В деятельность вовлечены подрядные и субподрядные организации, финансовые и строительные фирмы, государство.
Наибольшую привлекательность в России составляет объекты инфраструктуры, автомобильные и железные дороги, гидротехнические сооружения, связь. Закон о концессиях предусматривает строительство и реконструкцию частным инвестором инженерных сооружений, автомобильной и железнодорожной инфраструктуры (в том числе мосты, тоннели), морские и речные порты, аэродромы и аэропорты. Право собственности остается за государством, концессионеру предоставляется право владения и пользования объектом для извлечения прибыли.
Концессия помогает привлечь частный капитал без потери управления государством над объектом [4]. Среди достоинств концессионной системы можно выделить:
- концессия позволяет привлекать частный капитал;
- концессия устанавливает долгосрочные и юридически оформленные отношения;
- снимается финансовая нагрузка с государства, обязательства принимает концессионер.
Общей чертой всех концессий является то, что расходы несет концессионер. Выбор той или иной формы концессии должен определяться в первую очередь принадлежностью объекта к отрасли.
Оценка эффективности механизма ГЧП определяется в следующей последовательности:
Оценка бюджетной эффективности объекта.
Разработка схемы инвестирования.
Оценка предпринимательской эффективности.
Распределение ролей между участниками инвестиционного процесса.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что бюджетный кодекс Российской Федерации на сегодняшний день позволяет осуществлять бюджетные инвестиции только в объекты капитального строительства.
Среди всех моделей ГЧП выделяется концессия, которая оказывается особенно привлекательной. Преимущественно, этот вид предпочтителен в сфере реализации проектов, связанных с транспортной инфраструктурой на территории России.
Литература
1. Бозин М.М., Кузина Е.Л. Расчет начальной (максимальной) цены государственного контракта на выполнение подрядных работ в градостроительной сфере // В сборнике: Современное состояние, проблемы и перспективы развития отраслевой науки. Материалы V Всероссийской конференции (с международным участием). Под общей редакцией Т.В. Шепитько. Москва, 2020. С. 92-95
2. Гуськова М.Ф. Государственно-частное партнерство как источник устойчивого развития в условиях ограничения частных инвестиций // В книге: Государственно-частное партнерство в сфере транспорта: модели и опыт - 2023. Сборник тезисов докладов конференции. Санкт-Петербург, 2023. С. 39-45
3. Савчук Р.Р. Перспективы развития рынка инноваций в инвестиционно-строительной сфере России // Научный вестник Гуманитарно-социального института. 2024. № 19. С. 27.
4. Савчук Р.Р., Елизаров Е.Р. Опыт поддержки МЧП – проектов в городском округе Подольск Московской области // В книге: Государственно-частное партнерство в сфере транспорта: модели и опыт - 2023. Сборник тезисов докладов конференции. Санкт-Петербург, 2023. С. 81-90
1 Составлено автором
2Составлено автором