Физическая активность и спорт всегда играли важную роль в жизни человека, но их влияние на когнитивные функции долгое время оставалось недостаточно изученным. В последние десятилетия ученые все больше внимания уделяют исследованию взаимосвязи между физическими упражнениями и умственной деятельностью. Особенно актуальным этот вопрос становится для студенческой среды, где высокий уровень стресса и нагрузки требуют поддержания не только физического здоровья, но и высокого уровня концентрации, памяти и других когнитивных способностей.
Сегодня существует множество научных исследований, подтверждающих положительное воздействие регулярных занятий физической культурой на умственные способности студентов. Одним из ключевых механизмов этого воздействия является улучшение кровообращения мозга. Физические упражнения стимулируют приток крови к мозгу, обеспечивая его кислородом и питательными веществами, необходимыми для нормального функционирования нейронов.
Ключевые аспекты влияния занятий физической культурой на умственную деятельность студентов:
1. Улучшение кровообращения и работы сердечно-сосудистой системы.
2. Повышение концентрации внимания и улучшение памяти.
3. Снижение стресса и улучшение настроения.
4. Выработка эндорфинов – гормонов радости.
5. Улучшение качества сна и борьба с бессонницей.
6. Профилактика различных заболеваний и укрепление иммунной системы.
7. Повышение уровня самооценки и общего физического состояния.
8. Улучшение производительности и концентрации в учебе.
Еще одним важным аспектом является влияние физической активности на память и способность к обучению. Исследования показывают, что регулярные тренировки могут улучшить кратковременную и долговременную память, а также ускорить процесс обучения новым навыкам.
Необходимо отметить, что психоэмоциональное состояние также играет важную роль в успешной учебе. Постоянный стресс, тревога и депрессия могут существенно снижать когнитивные способности и мешать эффективной работе мозга. Физическая активность оказывает успокаивающее действие на нервную систему, уменьшая симптомы тревожности и депрессии. Психоэмоциональное состояние, в свою очередь, оказывает сильное влияние на результативность учебного процесса.
Физическая активность способствует развитию таких качеств, как дисциплина, настойчивость и целеустремлённость. Эти черты характера необходимы для успешного освоения учебного материала и достижения высоких академических результатов. Регулярные тренировки учат студентов ставить перед собой цели и последовательно двигаться к их достижению, что переносится и на учебную деятельность.
Помимо непосредственного влияния на текущие когнитивные способности студентов, физическая активность также играет важную роль в предотвращении возрастных изменений мозга и снижении риска развития нейродегенеративных заболеваний. Исследования показывают, что регулярные физические упражнения могут замедлить процесс старения мозга и уменьшить вероятность возникновения таких состояний, как болезнь Альцгеймера и деменция.
Учитывая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что включение физической культуры в учебный процесс студентов имеет большое значение. Регулярные занятия спортом помогают студентам лучше справляться с учебными нагрузками, повышают их концентрацию и внимание, а также способствуют более эффективному усвоению знаний.Таким образом, занятия физической культурой оказывают значительное влияние на умственную деятельность студентов. Они улучшают кровообращение мозга, способствуют выработке эндорфинов, улучшают память и способность к обучению.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Челнокова Елена Александровна, Слюзнева Ксения Валерьевна, Агаев Натиг Фарман Оглы. Влияние двигательной активности, занятий физической культурой или спортом на умственную деятельность студента и его успеваемость // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-dvigatelnoy-aktivnosti-zanyatiy-fizicheskoy-kulturoy-ili-sportom-na-umstvennuyu-deyatelnost-studenta-i-ego-uspevaemost (дата обращения: 22.12.2024).
Попов Г. Н., Ширенкова Е. В., Серазетдинов О. З. Критерии здоровья: адаптация, социализация, индивидуализация // Вестник ТГПУ. 2007. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-zdorovya-adaptatsiya-sotsializatsiya-individualizatsiya (дата обращения: 22.12.2024)
Куликов, С. И. (2017). Физическая культура и здоровье студентов: влияние на учебную деятельность. Издательство: Москва.
Сидорова, Е. Н., & Мельников, А. А. (2015). Физическая активность как фактор улучшения когнитивных функций у молодежи. Журнал психологии и педагогики, 12(3), 45-58.
Алексеев, В. В. Влияние физической активности на когнитивные функции студентов. – М.: Изд-во РГГУ, 2019. – 250 с.
Баранов, А. П. Психология физической культуры. – СПб.: Питер, 2020. – 300 с.