Современное общество предъявляет высокие требования к социально-психологическим компетенциям подрастающего поколения. Умение общаться, взаимодействовать с окружающими, понимать и выражать свои эмоции — неотъемлемые условия успешной социализации. Важнейшим фактором, способствующим формированию этих навыков, является родительско-детское взаимодействие. Оно не только задает тон в воспитании, но и служит основой для эмоционального и социального развития детей.
Родительско-детское взаимодействие формирует уникальную среду, в которой ребенок получает не только эмоциональную поддержку, но и знания о социальных нормах, ценностях и правилах поведения. Активное и положительное взаимодействие способствует созданию безопасного пространства для экспериментов и саморазвития ребенка.
Таким образом, дети, почувствовавшие поддержку со стороны родителей, более уверены в своих силах и активнее взаимодействуют с окружением. Такой эмоциональный климат позволяет им открыто выражать свои мысли и чувства, что является основой для формирования социально-психологической компетентности.
Социально-психологическая компетентность включает в себя несколько ключевых компонентов: эмоциональный интеллект - способность осознавать и регулировать свои эмоции, а также понимать эмоции других людей; коммуникативные навыки - умение выражать свои мысли и чувства, а также слушать и понимать других; способность к сотрудничеству - умение работать в команде, находить компромиссы и достигать совместных целей.
Стоит обратить внимание на то, что родители выступают образцом ролевых моделей, показывая, как строить отношения с другими людьми. Дети, наблюдая за поведением своих родителей, учатся конструктивным способам взаимодействия, решению конфликтов, сотрудничеству и эмпатии.
Когда ребенок достигает младшего школьного возраста, ему необходимо вступить в новый социальный институт – школу, где ему требуется регулярно демонстрировать свои навыки взаимодействия с окружающими людьми. В этот период семье в развитии социально-психологической компетентности ребёнка начинает содействовать система образования. Согласно Федеральному закону от 29 октября 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.2 п.11, общее образование направлено на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе.
Так как учебное учреждение и семья имеют единую цель по развитию социальных навыков ребёнка, родители могут тесно взаимодействовать с работниками школы. А именно обращаться к классному руководителю ребёнка для организации совместной деятельности во внеурочное время, а также обращаться за консультациями к школьному психологу.
Классный руководитель и школьный психолог играют ключевую роль в организации и поддержке детско-родительского взаимодействия, направленного на развитие социально-психологической компетентности ребенка. Их сотрудничество с родителями может значительно улучшить качество взаимодействия и создать благоприятные условия для эмоционального и социального развития ребенка. Ниже представлены некоторые пути, которыми школьные работники могут помочь родителям в этом процессе.
Классный руководитель может организовывать совместные внеурочные мероприятия для родителей и детей.
Школьный психолог может предложить родителям индивидуальные консультации, на которых они смогут обсудить конкретные проблемы или ситуации, связанные с взаимодействием с детьми. Он может помочь родителям разобраться в своих чувствах и реакциях, научить их быть более чуткими к потребностям ребенка; предоставить практические советы по организации совместной деятельности, созданию доверительных отношений и пониманию эмоционального состояния ребенка; проводить диагностики и мониторинга успешности взаимодействия родителей и детей может помочь в выработке стратегий по его улучшению и т.д.
Таким образом, совместные усилия школы и семьи младшего школьника должны благотворно влиять на развитие его социальных навыков и личности в целом.
Родительско-детское взаимодействие играет ключевую роль в развитии социально-психологической компетентности младших школьников. Эмоциональная поддержка, положительные модели поведения и активное сотрудничество создают основу для формирования необходимых навыков, обеспечивающих успешную социализацию ребенка. Понимание и применение эффективных методик взаимодействия между родителями и детьми могут значительно повысить уровень социальной адаптации и эмоционального интеллекта подрастающего поколения, что, безусловно, станет важным шагом к их успешному будущему. Классный руководитель и школьный психолог имеют значительное влияние на организацию детско-родительского взаимодействия.
Список используемой литературы:
Лаптева, С.А. Человек – существо социальное. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/05/10/chelovek-sushchestvo-sotsialnoe (дата обращения: 09.12.2024)
Демченко, Е. Н. Влияние стиля родительского воспитания на ребенка дошкольного возраста / Е. Н. Демченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 38 (537). — С. 232-233. — URL: https://moluch.ru/archive/537/117707/ (дата обращения: 10.12.2024).
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=475437 (дата обращения: 09.12.2024)