Делинквентное поведение несовершеннолетних как объект социальной работы - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Делинквентное поведение несовершеннолетних как объект социальной работы

Мозговая П.С. 1, Лабунская В.И. 1
1ИТ (филиал) ДГТУ г. Волгодонска
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Делинквентное поведение несовершеннолетних - это форма отклоняющегося поведения, связанная с совершением противоправных деяний, нарушающих нормы закона и морали. Возраст несовершеннолетних, проявляющих делинквентное поведение, варьируется от 12 до 18 лет. В этот период происходит активное формирование личности, становление ценностей и нравственных ориентиров. Подростки находятся под влиянием множества внешних факторов, таких как семья, школа, друзья и медиа. Именно в этом возрасте они начинают проявлять самостоятельность и стремление к независимости, что может приводить к конфликту с установленными нормами и правилами. [1, с.62]

Данный феномен делает деликвентное поведение сложным объектом социальной работы, требующим комплексного подхода, в основе которого может быть анализ факторов и причин, динамики отклоняющегося поведения, исследования программ и практик профилактики и коррекции делинквентного поведения, представляющего серьезную опасность для общества.

Причины делинквентного поведения могут быть различными и зависят от сочетания внутренних и внешних факторов.

  1. Семейные проблемы: неблагополучная обстановка в семье, отсутствие должного внимания и заботы со стороны родителей, жестокое обращение или пренебрежение могут стать причиной агрессивного и деструктивного поведения подростка.

  2. Социальное окружение: влияние сверстников, особенно в группах риска, может спровоцировать совершение правонарушений. Давление со стороны компании, желание соответствовать ожиданиям и получить признание могут толкнуть подростка на нарушение законов.

  3. Личностные особенности: низкая самооценка, склонность к агрессии, импульсивность и неспособность контролировать эмоции могут привести к делинквентному поведению.

  4. Недостаток образования и занятости: отсутствие интереса к учебе, низкая успеваемость и недостаток перспектив в будущем могут вызывать чувство неудовлетворенности и отчаяния, что также способствует совершению преступлений. [2, с.106]

Формы делинквентного поведения варьируются от мелких нарушений до серьезных преступлений: от хулиганства, курения в неположенных местах, употребления алкоголя и легких наркотиков до краж, грабежей, угона автомобилей, вандализма. К этому ряду следует отнести насилие, изнасилования, убийства, торговля наркотиками.

Последствия делинквентного поведения для самого несовершеннолетнего и общества могут быть весьма серьезными. Судебное преследование, заключение в исправительное учреждение, психологические травмы, снижение самооценки, ограничение возможностей для дальнейшего трудоустройства – все это лишает делинквентов перспективы, полноценного включения в социальную жизнь.

Уголовно наказуемые деяния, совершаемые несовершеннолетними, включают в себя самые различные преступления, начиная от посягательств на жизнь и здоровье граждан и заканчивая безопасностью компьютерных систем. О преступлениях, совершенных несовершеннолетними в Российской Федерации, говорят следующие факты. Почти 29,1 тысяч несовершеннолетних совершили преступления в России в 2022 году, по сравнению с 33,6 тысяч годом ранее. Данные о количестве несовершеннолетних, совершивших преступления в России с 2011 по 2022 годы представлены на рис. 1.

Рис. 1. Динамика изменения количества несовершеннолетних, совершивших преступления в России с 2011 по 2022 годы. [3, с.201]

Как видно из данных, представленных на рис. 1, количество преступников до 18 лет в стране постепенно сокращалось, по сравнению с 72,7 тысяч, зафиксированными в 2011 году. В 2022 году по сравнению с 2011 годом количество несовершеннолетних преступников снизилось на 43836 (29126–72692) или 59,93 %.

Социальная работа как целенаправленная профессиональная деятельность вносит заметный вклад в достижение данных результатов. Социальные учреждения, работающие с несовершеннолетними с делинквентным поведением, играют важную роль в предупреждении и коррекции этого типа поведения. Они предлагают широкий спектр услуг, направленных на поддержку и реабилитацию подростков, а также на предотвращение повторных правонарушений. Рассмотрим основные виды таких учреждений и их функции.

1. Центры психолого-педагогической помощи

Центры психолого-педагогической помощи занимаются диагностикой и коррекцией поведения подростков. Специалисты проводят психологическое тестирование, выявляют причины девиантного поведения и разрабатывают индивидуальные программы коррекции.

2. Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних

Социально-реабилитационные центры предназначены для временного пребывания несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Здесь подростки получают комплексную помощь: медицинскую, социальную, педагогическую и психологическую.

3. Кризисные центры для подростков

Кризисные центры работают с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, включая случаи насилия, жестокого обращения, конфликтных ситуаций в семье. Они предлагают временное убежище и профессиональную помощь.

4. Школы-интернаты специального назначения

Специальные школы-интернаты создаются для обучения и воспитания подростков с отклонениями в поведении. В таких учреждениях уделяется особое внимание воспитательной работе и созданию условий для социализации.

5. Комиссии по делам несовершеннолетних

Комиссии по делам несовершеннолетних являются государственными органами, которые занимаются профилактикой правонарушений среди подростков. Они взаимодействуют с различными организациями и службами для оказания комплексной помощи несовершеннолетним. Рассматривают административные дела, проводят профилактические беседы, направляют подростков на реабилитацию или обучение.

6. Общественные организации и НКО

Общественные организации и некоммерческие структуры часто сотрудничают с государственными учреждениями для оказания дополнительной помощи подросткам с делинквентным поведением. Они организуют различные проекты, направленные на поддержку и адаптацию молодежи, привлекают к волонтерской деятельности.

Социальные учреждения демонстрируют разнообразие подходов и методов, используемых для работы с несовершеннолетними с делинквентным поведением.

Программы профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних включает следующие направления работы:

  1. Социально-педагогическая диагностика для выявления детско-родительских отношений и склонности к делинквентному поведению у воспитанников.

  1. Информационно-просветительская работа с воспитанниками и их родителями.

  1. Социально-профилактическая работа с воспитанниками, склонными к делинквентному поведению. [4, с.87]

Программа осуществляется с помощью форм и методов работы с воспитанниками и родителями.

Формы работы: родительские собрания; лекции; диагностика; индивидуальные и групповые консультации, а также применяемые методы - анкетирование; тестирование; наблюдение; беседа; рефлексия; убеждение; метод дилемм (обсуждение ситуации) – позволяют предупреждать отклоняющееся поведение и своевременно обнаруживать признаки делинквентности в поведении подростков. Работа с семьей позволяет укреплять семейные связи, обучать родителей эффективным методам воспитания и взаимодействию с ребенком. Образовательные программы нацелены на развитие образовательных и культурных интересов, направлены на повышение уровня знаний и осознанности поведения подростков. Психологическая помощь осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций с психологами, помогают разрешать внутренние конфликты и улучшать эмоциональное состояния. Юридическая поддержка оказывает правовую помощь несовершеннолетним, столкнувшимся с системой правосудия, и их семьям.

Делинквентное поведение несовершеннолетних - это сложное явление, обусловленное множеством факторов. Для эффективной борьбы с ним необходима комплексная стратегия, включающая раннюю диагностику, работу с семьей, образовательную и психологическую поддержку, а также адекватное юридическое сопровождение. Только такой подход позволит минимизировать риски и обеспечить здоровое развитие подрастающего поколения.

В России существует широкая сеть социальных учреждений, занимающихся проблемами делинквентного поведения подростков. Одним из таких примеров является ГБУСОН РО «Социально реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Волгодонска». Основное назначение подобных социальных учреждений – это предупреждение делинквентности подростков, склонных к отклоняющемуся поведению, работа с семьей и личностью подростка, формирование социальных форм поведения.

В 2023 году на социальном обслуживании у специалистов по социальной работе состояло 103 семьи. Из них на социальном сопровождении 48 семей и 55 семей, состоявших на учете в едином областном банке данных семей, находящихся в социально опасном положении. Сняты с социального сопровождения в течение года 37 семей, из них с положительной динамикой в преодолении трудной жизненной ситуации 17 семей, из них 7 семей по причине выезда за пределы муниципального образования «Город Волгодонск», 2 семьи в связи с отказом от социального сопровождения, 9 семей по причине ухудшения ситуации в семье и постановкой на учет в единый областной банк данных семей, находящихся в социально опасном положении. С профилактического учета единого областного банка данных семей, находящихся в социально опасном положении, снято 16 семей, из них с положительным результатом 11 семей, 5 семей по причине выезда [5].

Специалистами Центра проводится комплексная работа, направленная на социализацию несовершеннолетних и членов их семей. Специалистами отделения социальной диагностики и психолого-педагогической помощи семьям с детьми в 2023 году предоставлялись следующие виды помощи:

- содействие в получении консультаций по оформлению мер социальной поддержки получили – 103 семьи;

- содействие в оформлении адресной социальной помощи – 62 семьям;

- содействие в оформлении социальных выплат и льгот - 84 семьи;

- содействие в организации отдыха и оздоровления – 12 несовершеннолетним;

- содействие в трудоустройстве - 15 родителям;

- содействие в оформлении документов (паспорта, медицинские документы) 11 семьям;

- содействие в организации консультации и лечения у врача нарколога – 7 семьям, из них 2 человека прошли стационарное лечение [5].

Основные направления работы ГБУСОН РО «Социально реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Волгодонска»:

- психолого-педагогическая диагностика: оценка личностных характеристик и поведенческих особенностей подростков;

- индивидуальный подход: разработка планов коррекции для каждого воспитанника с учетом его потребностей и проблем;

- образовательные программы: продолжение обучения в школе или прохождение курсов профессиональной подготовки.

Социальная адаптация: возвращение подростков в семью или устройство в приемные семьи, детские дома, в целом же работает на предупреждение делинквентности. [6, с.61]

Делинквентное поведение несовершеннолетних является сложным объектом социальной работы. Опыт работы ГБУСОН РО «Социально реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Волгодонска» по профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних показывает, что успех достигается через технологизацию процессов воздействия, комплексный подход, включающий психологическую, образовательную и социальную поддержку. Раннее выявление проблем, индивидуальный подход и интеграция семьи в процесс профилактики являются ключевыми факторами эффективности программ. Важно продолжать разработку и внедрение инновационных методов, чтобы обеспечить наилучшую возможную помощь подросткам, сталкивающимся с трудностями в поведении.

Список литературы

  1. Федорова Г.Г. Делинквентное поведение несовершеннолетних и пути его профилактики // Социальная педагогика. – 2017. - №4-5. – С. 61-69.

  2. Фатеев И.В. Причины возникновения делинквентного поведения // Общество: политика. Экономика. Право. – 2009. - №4. – С. 105-107.

  3. Лукьянова А.В. Современное состояние преступности несовершеннолетних/ А.В. Лукьянова. // Молодой ученый. 2023. № 41 (488). с. 201-203.

  4. Тимофеева В.В. Социально-профилактическая работа с несовершеннолетними делинквентного поведения (на примере общеобразовательных учреждений) // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2018. - №82. – С. 86-89.

  5. Ежегодный отчет о деятельности ГБУСОН РО «СРЦ г. Волгодонска». Электронный документ. Режим доступа: https://aistenok61.ru/ezhegodnyj-otchet-o-deyatelnosti-uchrezhdeniya (дата обращения: 07.01.2025)

  6. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения : учебное пособие. – Москва: Наука-пресс, 2022. 184 с.

Просмотров работы: 44