Формирование культуры здорового образа жизни у студентов: роль университета и внешней среды - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Формирование культуры здорового образа жизни у студентов: роль университета и внешней среды

Лисицына Е.Ф. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Студенчество представляет собой важный этап в жизни человека, характеризующийся переходом от детства к взрослой жизни. Это время, когда завершается формирование биологической и интеллектуальной основы, необходимой для успешной жизнедеятельности и профессиональной реализации. В возрасте 18-25 лет происходит не только завершение физического развития, но и наступление периода относительной стабилизации организма. В этот важный промежуток времени молодые люди начинают активно развивать свои духовные и физические силы, что способствует их личностному росту и социальному становлению.

Однако, несмотря на все положительные аспекты студенческой жизни, современная молодежь сталкивается с серьезными вызовами в области здоровья. Исследования показывают, что здоровье и здоровый образ жизни не занимают приоритетного места в списке ценностей студентов. Согласно ряду научных работ, многие молодые люди демонстрируют низкий уровень физического и психического здоровья. Они ведут нездоровый образ жизни, страдают от низкой физической активности и подвержены вредным привычкам, что может негативно сказаться как на их текущем состоянии, так и на будущем [4, с. 5].

Здоровый образ жизни

На сегодняшний день существует более 300 вариантов определения понятия «здоровье» [1, с. 13]. Некоторые из этих определений акцентируют внимание на здоровье как на отсутствии болезней, другие рассматривают его как способность организма поддерживать гомеостаз в условиях изменяющейся внешней и внутренней среды, а третьи подчеркивают гармоничное физическое развитие. В настоящее время наиболее признанным является определение здоровья, представленное в уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Согласно этому определению, здоровье представляет собой состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие заболеваний или физических дефектов. Основные факторы, влияющие на здоровье человека, включают:

  • образ жизни;

  • генетические и биологические особенности;

  • влияние внешней среды и природно-климатических условий;

  • доступ к здравоохранению.

В современных исследованиях здоровья человека подчеркивается, что образ жизни является одним из ключевых факторов, определяющих общее состояние здоровья. Согласно приведённым данным, 51,2% всех факторов, влияющих на здоровье, связано именно с образом жизни. Это подчеркивает важность осознанного подхода к различным аспектам повседневной жизни.

Образ жизни включает в себя множество компонентов: например, трудовая деятельность, которая может как положительно, так и отрицательно сказываться на здоровье в зависимости от условий труда, уровня стресса и физической активности. Работа в условиях высокой нагрузки и недостатка отдыха может привести к хроническим заболеваниям, в то время как работа с оптимальными условиями и возможностями для самореализации способствует улучшению психоэмоционального состояния.

Бытовые привычки также играют значительную роль. Качество питания, режим сна и уровень физической активности напрямую влияют на здоровье. Рациональное использование свободного времени и досуга, включая занятия спортом или хобби, помогает не только поддерживать физическую форму, но и улучшает психоэмоциональное состояние, снижая уровень стресса и предотвращая депрессивные состояния.

Участие в общественной жизни и соблюдение норм поведения также являются важными аспектами здорового образа жизни. Социальные связи и поддержка со стороны окружающих способствуют улучшению психологического здоровья и повышают устойчивость к стрессам. Кроме того, нормы и правила поведения формируют общественное мнение о здоровье и могут способствовать распространению здоровых привычек.

Таким образом, понятие «здорового образа жизни» можно рассматривать как комплекс, который включает в себя осознанное управление всеми аспектами жизнедеятельности человека. Это не просто отсутствие болезней, а активное стремление к поддержанию здоровья через оптимизацию биологических и социальных факторов. Здоровый образ жизни обеспечивает формирование и укрепление здоровья, способствует продлению жизни и достижению активного долголетия. Важно отметить, что для достижения этих целей необходимо не только индивидуальное усилие, но и создание благоприятной социальной среды, способствующей здоровому образу жизни [2, с. 115].

Здоровый образ жизни включает в себя множество аспектов, которые взаимосвязаны и влияют на общее состояние здоровья и благополучия человека. Рассмотрим каждый из перечисленных компонентов более подробно.

1. Сбалансированное распределение времени между работой и отдыхом позволяет предотвратить физическое и психическое переутомление. Оптимальный режим включает регулярные перерывы в работе, что способствует повышению продуктивности и снижению стресса.

2. Качественный сон является критически важным для восстановления организма. Рекомендуется соблюдать режим сна, обеспечивая 7-9 часов ночного отдыха. Это способствует улучшению когнитивных функций, эмоционального состояния и общего здоровья.

3. Сбалансированное питание должно включать все необходимые макро- и микроэлементы. Заботящемуся о здоровье человеку необходимо избегать избыточного потребления сахара, соли и насыщенных жиров, а также включать в рацион больше овощей, фруктов и цельнозерновых продуктов.

4. Регулярная физическая активность помогает поддерживать оптимальный вес, укрепляет сердечно-сосудистую систему, нормализует обмен веществ и способствует выработке эндорфинов, улучшающих настроение и общее состояние.

5. Соблюдение санитарных норм и правил гигиены помогает предотвратить распространение инфекционных заболеваний.

6. Поддержание личной гигиены (мытье рук, чистка зубов и т.д.) является основой профилактики заболеваний. Закаливание, включая контрастный душ и занятия спортом на свежем воздухе, помогает укрепить иммунитет.

7. Избегание курения, чрезмерного употребления алкоголя и наркотиков существенно снижает риск развития хронических заболеваний.

8. Эмоциональное здоровье во многом зависит от качества социальных связей. Умение общаться, разрешать конфликты и поддерживать отношения с окружающими способствует снижению уровня стресса и повышению удовлетворенности жизнью.

9. Разнообразные оздоровительные практики (медитация, йога или дыхательные упражнения) помогают управлять стрессом и эмоциями, способствуя улучшению психоэмоционального состояния.

10. Ответственное отношение к сексуальному поведению включает в себя понимание важности безопасного секса, уважение к партнеру и осознание последствий сексуальных отношений для здоровья [6, с. 15].

Формирование культуры здорового образа жизни у студентов

Формирование здорового образа жизни у молодежи является сложным и многофакторным процессом, который в значительной степени определяется культурными контекстами. Культура, в свою очередь, формирует наши мысли, взгляды и убеждения, что непосредственно влияет на восприятие здоровья и благополучия.

1. Законодательство играет ключевую роль в формировании культуры здоровья. Например, законы, регулирующие продажу табачных изделий и алкогольных напитков, могут существенно снизить их доступность для молодежи, что, в свою очередь, может привести к уменьшению потребления этих веществ. Эффективные рекламные ограничения также могут способствовать формированию негативного отношения к курению и алкоголизму среди молодежи.

2. Уровень жизни семьи напрямую влияет на доступ молодежи к качественным продуктам питания и спортивным услугам. Социальное неравенство может ограничивать возможности для занятий спортом и ведения активного образа жизни. Программы, направленные на сокращение этого неравенства, могут создать более благоприятные условия для формирования культуры здоровья.

3. Образовательные учреждения играют важную роль в формировании представлений о здоровье. Внедрение учебных программ, направленных на пропаганду здорового образа жизни и развитие духовных ценностей, может помочь молодежи осознать важность заботы о собственном здоровье.

4. Доступ к качественной медицинской помощи является критически важным для поддержания здоровья молодежи. Программы профилактики заболеваний и регулярные медицинские осмотры способствуют более высокому уровню осведомленности о здоровье и формированию ответственного отношения к своему организму.

5. Экологическая обстановка также оказывает значительное влияние на здоровье. Загрязнение воздуха и воды может приводить к различным заболеваниям, что подчеркивает необходимость защиты окружающей среды как составляющей культуры здоровья. Образование молодежи о значимости экологического здоровья также способствует формированию ответственного отношения к окружающей среде.

Тем самым, программы по сохранению и укреплению здоровья у молодого поколения должны учитывать все вышеперечисленные факторы и стремиться к созданию условий, которые способствуют формированию культуры здоровья в молодежной среде.

Для формирования культуры здорового образа жизни среди молодежи необходимо учитывать множество факторов, связанных с психолого-педагогическими особенностями их возраста и физического развития. В данной концепции можно выделить несколько приоритетных направлений, которые помогут достичь этой цели:

1. Анализ текущего состояния здоровья молодежи:

  • Проведение комплексных исследований, включающих оценку физического состояния (уровень физической активности, наличие хронических заболеваний, индексы массы тела) и психологического здоровья (уровень стресса, депрессии, самооценка).

  • Сбор данных о привычках питания (рацион, частота приемов пищи, потребление фастфуда) и распространенности вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики) с целью выявления проблемных областей.

2. Оценка факторов влияния:

  • Исследование роли семьи, образовательных учреждений, социокультурной среды и медиа в формировании представлений о здоровье.

  • Анализ влияния социального окружения (друзья, сверстники) на выбор образа жизни и привычек молодежи.

3. Исследование мотивации:

  • Проведение опросов и интервью для понимания мотивационных факторов, способствующих или препятствующих стремлению молодежи к здоровому образу жизни.

  • Выявление внутренних (личные цели, интересы) и внешних (социальное одобрение, доступность ресурсов) факторов мотивации.

4. Разработка педагогических методик:

  • Создание и внедрение программ обучения, направленных на формирование навыков здорового образа жизни.

  • Использование интерактивных методов обучения (игры, тренинги) для повышения вовлеченности молодежи.

5. Изучение эффективности мероприятий:

  • Оценка результатов реализованных программ и мероприятий через количественные и качественные методы (опросы, фокус-группы), чтобы определить их влияние на здоровье молодежи.

  • Постоянный мониторинг изменений в состоянии здоровья и уровне осведомленности о здоровье среди молодежи.

6. Исследование явления инволюции в контексте здоровья:

  • Анализ влияния современных технологий (включая социальные сети и гаджеты) на физическую активность и психическое здоровье молодежи.

  • Изучение взаимосвязи между образом жизни, потреблением информации и состоянием здоровья.

7. Сотрудничество с образовательными учреждениями:

  • Разработка совместных инициатив с учебными заведениями для интеграции вопросов здоровья в учебные программы.

  • Создание программ по повышению осведомленности среди студентов о важности здорового образа жизни и предоставление ресурсов для его поддержания [3, с. 103-105].

Университеты не только передают знания студентам, но и формируют культуру, в том числе культуру здорового образа жизни.

Для более четкого понимания и структурирования программы формирования культуры здорового образа жизни у студентов в вузе, можно выделить следующие ключевые аспекты:

  1. Создание системы, которая обеспечивает доступность и разнообразие спортивных мероприятий. Это подразумевает, что студенты могут выбирать виды спорта, которые им нравятся, что способствует их вовлеченности и удовлетворению потребностей в физическом самосовершенствовании. Важно, чтобы эта система была гибкой и ориентированной на интересы студентов, что предполагает активное участие студентов в организации спортивных мероприятий.

  2. Проведение регулярных соревнований внутри вуза не только способствует физическому развитию студентов, но и помогает формировать важные личностные качества: командная работа, лидерство, стрессоустойчивость и целеустремленность. Эти качества являются необходимыми для будущей профессиональной деятельности и социальной адаптации.

  3. Программа должна учитывать индивидуальные интересы студентов и предлагать разнообразные системы физической подготовки. Это включает в себя как традиционные виды спорта, так и альтернативные формы активности (йога или фитнес), которые могут способствовать улучшению физического состояния и психоэмоционального фона.

  4. Важным аспектом программы является информирование студентов о возможностях их организма и важности поддержания здоровья. Оно может включать лекции, семинары и мастер-классы, посвященные вопросам физического, психологического и духовного здоровья, а также методам достижения гармонии между этими аспектами.

  5. Создание устойчивой системы коммуникации, направленной на мотивацию студентов к ведению здорового образа жизни, что включает использование социальных сетей, информационных бюллетеней и других медиаформатов для распространения информации о здоровье, спортивных событиях и успехах студентов [5, с. 67-68].

Заключение

Таким образом, молодежь – наиболее динамичная, активная социальная группа, база и потенциал будущего развития страны и общества. Главной задачей государства и общества должна стать активная пропаганда здорового образа жизни в молодежной среде.

Формирование культуры здорового образа жизни у студентов является очень тяжелым трудом, требующим активной пропаганды не только в университетах, но и в общественных местах - парки, кафе и рестораны, кинотеатры и другие заведения.

Список использованной литературы

  1. Виленский, М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента : учебное пособие / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. – Москва : КноРус, 2021. – 239 с. – Текст : непосредственный.

  2. Колбанов, В. В. Валеология : Основные понятия, термины и определения / В. В. Колбанов. – 2-е изд. – Санкт-Петербург : Деан, 2000. – 256 с. – Текст : непосредственный.

  3. Лакаева, Э. А. Формирование культуры здоровья в молодежной среде: психолого-педагогическое исследование / Э. А. Лакаева. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 103-105.

  4. Осипова, Н. Г. Здоровье современной российской молодёжи в электронно-цифровую эпоху глазами профессионального сообщества и в государственных программных документах : научная монография / Н. Г. Осипова, А. В. Лядова, А. А. Белов. – Москва : АНО ЦЭМИ Архонт, 2024. – 766 с. – Текст : непосредственный.

  5. Сидоров, Д. Г. Социальные аспекты формирования здорового образа жизни студенческой молодежи : учеб.-метод. пособие / Д. Г. Сидоров, С. А. Овчинников ; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород : ННГАСУ, 2023. – 88 с. – Текст : непосредственный.

  6. Физическая культура студента : учебник / под ред. В. И. Ильинича. – Москва : Гардарики, 2007. — 448 с. – Текст : непосредственный.

Просмотров работы: 22