ПРАВА ОСУЖДЕННЫХ НА МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В РФ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИКО-САНИТАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ПРАВА ОСУЖДЕННЫХ НА МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В РФ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИКО-САНИТАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Право на медицинское обслуживание и охрану здоровья представляет собой одно из основополагающих прав граждан Российской Федерации, закрепленное в Конституции РФ и развитое в отраслевом законодательстве. Его наличие и реализация определяют гуманистическую направленность государственной политики в сфере здравоохранения, в том числе в отношении лиц, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях. Несмотря на то, что осужденные утрачивают некоторые права и свободы в силу нахождения в местах лишения свободы, их право на медицинскую помощь остается неотъемлемым и гарантированным государством. Это обусловлено необходимостью соблюдения стандартов обращения с заключенными и обеспечения прав человека в условиях лишения свободы.

Организация медицинского обслуживания осужденных в Российской Федерации имеет свои особенности, связанные с замкнутым характером пенитенциарных учреждений, спецификой контингента, отбывающего наказание, а также необходимостью соблюдения санитарно-эпидемиологических норм в местах лишения свободы. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) и ее специализированные медицинские учреждения играют ключевую роль в реализации права осужденных на охрану здоровья.

Как ранее говорилось, основополагающей нормой, закрепляющей право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, является Конституция Российской Федерации, а именно статья 41. В ней указано, что каждому гарантируется право на медицинскую помощь и охрану здоровья. Медицинская помощь оказывается бесплатно в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и иных поступлений [1].

Положения статьи 41 Конституции носят универсальный характер и распространяются на всех граждан Российской Федерации, включая лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Это право не утрачивается в связи с нахождением в пенитенциарных учреждениях и должно реализовываться наравне с другими категориями граждан. При этом обеспечение данного права в отношении осужденных регулируется специальными нормами отраслевого законодательства.

Право осужденных на медицинское обслуживание подробно регламентировано в нескольких нормативно-правовых актах федерального уровня:

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ);

  • Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»;

  • Приказы Министерства юстиции и Министерства здравоохранения Российской Федерации, регулирующие порядок оказания медицинской помощи осужденным.

Так, статья 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ закрепляет право осужденных на получение лечебно-профилактической и санитарно-профилактической помощи в соответствии с установленными стандартами. Осужденные имеют право на получение как первичной медико-санитарной, так и специализированной медицинской помощи в зависимости от состояния их здоровья.

В соответствии с ч. 6 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая:

  • получение первичной медико-санитарной помощи;

  • специализированную медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях [2].

Данное положение сопоставляется с нормами Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в частности со статьей 26, которая регулирует права лиц, отбывающих наказание, на медицинское обслуживание.

В соответствии с п. 3 ст. 26 Федерального закона № 323-ФЗ лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на получение медицинской помощи [3]. В необходимых случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной (муниципальной) системы здравоохранения в соответствии с законодательством РФ.

Право на медицинскую помощь осужденных включает несколько ключевых моментов:

1. Первичная медико-санитарная помощь – предоставляется в медицинских частях и здравпунктах, расположенных в исправительных учреждениях. Она включает:

  • профилактические мероприятия;

  • диагностику заболеваний;

  • лечение наиболее распространенных заболеваний и состояний.

Например, если у осужденного обнаруживается хроническое заболевание, требующее постоянного контроля и лечения, его должны перевести в специализированное медицинское учреждение, где он получит необходимое лечение. Допустим при заболеваниях сердечно-сосудистой системы осужденного могут освободить от физического труда и перевести на облегченный режим. Точно так же, если у осужденного выявлены заболевания, требующие регулярного медицинского наблюдения, ему может быть предоставлена возможность для регулярных консультаций и исследований.

Однако бывает, что для лечения более сложных заболеваний или проведения операции осужденные могут быть направлены в гражданские медицинские учреждения. Это возможно в случаях, когда медицинские учреждения в местах лишения свободы не имеют необходимого оборудования или специалистов для проведения сложных операций. В таких ситуациях осужденные могут быть переведены в больницу за пределами учреждения, где им предоставят квалифицированную помощь.

2. Специализированная медицинская помощь – оказывается в стационарных условиях в медицинских учреждениях, подведомственных ФСИН России, а при необходимости – в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения. Специализированная помощь включает хирургическое, терапевтическое, психиатрическое, инфекционное и иные виды лечения.

3. Экстренная медицинская помощь – предоставляется при угрожающих жизни состояниях. В случаях невозможности оказания такой помощи силами медико-санитарных частей УИС обеспечивается вызов бригад скорой медицинской помощи.

Существуют уязвимые категории осужденных, где особое внимание при оказании медицинской помощи уделяется следующим группам:

  • беременные женщины и женщины в послеродовом периоде;

  • несовершеннолетние осужденные;

  • лица с хроническими заболеваниями;

  • инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья.

В условиях пенитенциарных учреждений медицинское обслуживание имеет свои особенности, поскольку заключенные находятся в ограниченных условиях, и доступ к высококвалифицированной помощи может быть затруднен.

Важной частью этого права является обеспечение экстренной медицинской помощи. В случае внезапного ухудшения состояния здоровья осужденный должен быть немедленно доставлен в медицинское учреждение для оказания первой помощи. Этапы этого процесса включают диагностику, лечение и возможную госпитализацию в случае необходимости. Нередко в практике встречаются случаи, когда осужденные нуждаются в неотложной помощи при травмах, инфекционных заболеваниях или других угрожающих жизни состояниях.

Медицинское обслуживание в местах лишения свободы требует особого внимания и к санитарно-эпидемиологическим вопросам. Высокая плотность населения, ограниченные возможности для личной гигиены и тесное взаимодействие между заключенными способствуют распространению инфекционных заболеваний.

В связи с этим должны проводиться меры по обеспечению заключенных средствами личной гигиены, а также отслеживание состояний помещений, в которых они содержатся. В эти меры также входит регулярная уборка, санитарная обработка, проветривание помещений и соблюдение норм по утилизации отходов. Проводятся регулярные проверки воды и пищи, чтобы исключить вероятность заражения инфекциями.

Помимо этого, в пенитенциарных учреждениях существует профилактика инфекционных заболеваний в виде вакцинаций, которые имеют большое значение для защиты осужденных от таких опасных заболеваний, как туберкулез, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие. Дополнительно в учреждениях разрабатываются и внедряются меры по борьбе с эпидемиями, если они случаются.

Одним из важнейших правил медицинского обслуживания является сохранение конфиденциальности информации о здоровье осужденных. Врачи и медицинский персонал обязаны соблюдать конфиденциальность относительно диагноза, состояния здоровья и лечения. Такой подход так же распространяется на осужденных и гарантируется нормами, которые требуют, чтобы информация о состоянии здоровья заключенных не подлежала раскрытию без их согласия, за исключением случаев, когда это необходимо для соблюдения закона, например, в случае судебного разбирательства.

Реализация прав на медицинскую помощь – это обязанности государства и администрации учреждений [4].

Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья осужденных. В обязанности администрации входит:

  • организация медицинского обслуживания осужденных;

  • обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологических норм;

  • создание условий для профилактики и лечения заболеваний;

  • своевременное направление осужденных на медицинское обследование и лечение.

Согласно п. 2 Приказа Министерства юстиции РФ от 28 декабря 2017 года № 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы», медицинская помощь лицам, заключенным под стражу или осужденным, осуществляется структурными подразделениями медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, включая филиалы и медицинские части, расположенные в следственных изоляторах (СИЗО), исправительных учреждениях (ИУ), лечебно-профилактических учреждениях и специализированных больницах. В случае невозможности оказания необходимой медицинской помощи в медицинских организациях УИС, осужденные имеют право на лечение в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения [5].

По данным Федеральной службы исполнения наказаний, в структуре данной службы функционируют:

  • медико-санитарные части;

  • больницы различного профиля (общесоматические, туберкулезные, психиатрические);

  • фельдшерские и врачебные здравпункты;

  • центры медицинской и социальной реабилитации;

  • дома ребенка для содержания детей, рожденных осужденными женщинами.

Таким образом, Приказ № 285 закрепляет двухуровневую систему оказания медицинской помощи:

1. Основная медицинская помощь предоставляется в специализированных подразделениях медицинских организаций, подведомственных ФСИН России.

2. В случае невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях УИС осужденные могут быть направлены в государственные и муниципальные медицинские организации.

Дополнительно, п. 3 Приказа Министерства юстиции РФ от 28 декабря 2017 года № 285 устанавливает порядок ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в учреждениях уголовно-исполнительной системы, который возложен на ФСИН России. Этот контроль направлен на обеспечение соблюдения стандартов медицинской помощи, предотвращение нарушений прав осужденных на своевременное и качественное медицинское обслуживание, а также защиту их здоровья и жизни.

Список используемой литературы

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 24.12.2024).

  2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ (ред. от 25.10.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.12.2024) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12940/ (дата обращения 24.12.2024).

  3. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 08.08.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения 24.12.2024).

  4. Голощапов, Д.С. К вопросу о правовом положении прокуратуры в Российской Федерации / Д.С. Голощапов // Молодой ученый. – 2020. - № 7. – С. 129.

  5. Приказа Министерства юстиции РФ от 28 декабря 2017 года № 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы» (ред. от 05.12.2024) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_290541/ (дата обращения 24.12.2024).

4

Просмотров работы: 140