ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ: АНАЛИЗ И ОЦЕНКА - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ: АНАЛИЗ И ОЦЕНКА

Бирина Д.Д. 1
1РЭУ им. Г. В. Плеханова, Ивановский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Инвестиции в современных экономических отношениях определяют базовые процессы становления, роста и развития любой организации, а приток инвестиций в объекты основных, оборотных средств и нематериальных активов с привлечением различных источников отражает конечную эффективность и привлекательность организации для инвесторов. Определяя возможность расширенного воспроизводства основных производственных фондов, инвестиции обеспечивают рост и развитие экономики отрасли, региона и страны в целом. Именно поэтому изучение такой глубокой и важной темы, как инвестиционная привлекательность, следует начинать с базовых понятий и их взаимосвязи.

Само понятие инвестиций многими экономистами определяется по-разному, например:

  1. Вложение капитала субъектом во что-либо для увеличения впоследствии своих доходов [3];

  2. Средства (денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные и иные права, имеющие денежную оценку), вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта [18];

  3. Долгосрочные вложения капитала в различные сферы экономики, инфраструктуру, социальные программы, охрану окружающей среды как внутри страны, так и за рубежом с целью получения дохода в будущем [12];

  4. Процесс, отражающий движение стоимости в ходе воспроизводства основных фондов [10];

  5. Система экономических отношений, связанных с движением стоимости, авансированной в основные фонды от момента мобилизации денежных средств до момента их возмещения [29];

  6. Вложения не только в основные фонды, но и в прирост оборотных средств, поскольку основные фонды не функционируют в отрыве от оборотных средств и, следовательно, прирост прибыли (дохода) является результатом их совместного использования [15];

Исходя из различных подходов в определении инвестиций можно увидеть, что их объединяет: вложение средств в различные субъекты экономики с целью получения прибыли или иного положительного эффекта.

Субъекты инвестиций – все участники инвестиционного процесса. Помимо инвестора (субъекта, выделяющего денежные средства) и реципиента (предприятия, получающего инвестиции), к ним относятся исполнители работ, посреднические организации, органы государственного и местного самоуправления, банковские, консалтинговые, страховые организации. Объекты инвестиций – направления вложения средств: основные и оборотные фонды, ценные бумаги и прочее. [9]

Субъект инвестиционного процесса – участник процесса вложения средств, выполняющий определенную функцию (роль) в инвестиционном процессе, руководствуясь спецификой основного вида своей деятельности. Субъектов инвестиционного процесса в зависимости от роли, которую они играют, можно выделить следующим образом [27]:

    1. Инвестор – физическое или юридическое лицо, осуществляющее вложение средств от своего имени и за свой счет. Под инвестором чаще всего подразумевают внешнее по отношению к организации лицо, обеспечивающее приток инвестиционных ресурсов в организацию. Однако при инвестировании производственного процесса на основе собственных источников (уставного капитала, нераспределенной прибыли, амортизационных отчислений) в качестве инвестора выступает организация, осуществляющая инвестиционную деятельность;

    2. Реципиент – в общем случае организация, получающая инвестиционные ресурсы и направляющая их на реализацию инвестиционного проекта;

    3. Инициатор – лицо, которое берет на себя функции по организации инвестиционного процесса. Инициатор инвестиционного процесса обладает данными о неудовлетворенном спросе или предложении на инвестиционном рынке, а также дополнительной возможностью принимать решения о реализации инвестиционных проектов. Так, роль инициаторов проекта повышается в случае высокой социальной значимости планируемых инвестиций, в результате чего инициаторами инвестиционной деятельности могут выступать государственные органы и органы местного самоуправления;

    4. Прочие представители инвестиционной инфраструктуры (институты) – профессиональные участники финансового рынка, обеспечивающие проведение инвестиционных операций.

Инвестиционную деятельность организации следует рассматривать с двух позиций: привлечение внешних инвесторов и источников инвестиций или использование внутренних (собственных) источников инвестиций.

Если использование внутренних источников организации представляет перераспределение капитала по различим сферам деятельности и приносит относительно невысокий прирост капитала организации, то привлечение внешних источников определяет привлечение дополнительных средств и более высокий прирост капитала организации. Привлечение внешних инвестиций позволяет в результате оперативной мобилизации и концентрации финансовых ресурсов в требуемый момент реализовать поставленные производственные, финансовые и инвестиционные задачи. [4]

Организация, направляющая инвестиции в производственную и непроизводственную сферы деятельности, способна совмещать роли инвестора, реципиента, инициатора, если осуществляет инвестиции за счет собственных средств. Институт здесь – это банк (кредитная организация), проводящий операции по счетам организации, осуществляющий расчеты с поставщиками и подрядчиками и так далее.

В случае привлечения кредитных ресурсов организация выступает инициатором и реципиентом инвестиций, направляя средства в основном в производственный процесс. Банк (кредитная организация) может совмещать роли инвестора и института. При высоком социальном эффекте, вызванном инвестициями, роль инициатора может взять на себя государство или муниципалитет, тогда реципиентом инвестиций останется организация, а средства будут направляться в одобренный инвестиционный проект.

Также важно знать о внешней и внутренней инвестиционной среде предприятия. Внешняя инвестиционная среда организации – это совокупность взаимоотношений внешних по отношению к организации субъектов инвестиционной деятельности с организацией по поводу привлечения инвестиционных ресурсов с применением внешних источников и инструментов инвестирования. К внешней инвестиционной среде следует относить внешних инвесторов и фондовые институты. Внешняя инвестиционная среда обеспечивает приток инвестиционных ресурсов в организацию и отток в виде премии за их использование, выплачиваемой внешнему инвестору. [30]

Внутренняя инвестиционная среда организации – это совокупность инвестиционных ресурсов, формируемых организацией и направляемых на финансирование производственной (основной и неосновной) деятельности (обновление основных производственных фондов, пополнение оборотных средств, увеличение нематериальных активов). [28]

Основным направлением данной работы является инвестиционная привлекательность. Научные основы инвестиционной привлекательности заложены в самостоятельную экономическую категорию, главным образом характеризующуюся эффективностью использования имущества, способностью к саморазвитию на базе повышения доходности капитала и технико-экономического уровня производства.

Единства в понимании экономической сущности инвестиционной привлекательности среди ученых-экономистов также до сих пор не существует. Одни считают, что инвестиционная привлекательность зависит от системы показателей, характеризующих финансовое состояние, что она формируется благодаря конкурентоспособности продукции (услуг), другие рассматривают инвестиционную привлекательность во взаимосвязи с оценкой эффективности инвестиций. [13]

Некоторые ученые предлагают определение инвестиционной привлекательности субъектов хозяйствования проводить во взаимосвязи с оценкой эффективности инвестиций и инвестиционной деятельности: эффективность инвестиций определяет инвестиционную привлекательность, а инвестиционная привлекательность – инвестиционную деятельность. Чем выше эффективность инвестиций, тем выше уровень инвестиционной привлекательности и масштабнее инвестиционная деятельность, и наоборот [26]. В международной практике под инвестиционной привлекательностью объекта понимается лишь совокупность некоммерческих рисков «вхождения» инвестора. Таким образом, понятие инвестиционная привлекательность означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. Объектом инвестирования может выступать отдельный проект, предприятие в целом, корпорация, город, регион, страна. Нетрудно выделить то общее, что ставит их в один ряд: наличие собственного бюджета и собственной системы финансирования. [11]

Следует рассмотреть и принципы инвестиционной привлекательности [3]:

  1. Принцип постоянства. Важным аспектом является непрерывный мониторинг инвестиционной привлекательности предприятия и поиски пути ее повышения.

  2. Принцип законодательного регулирования. Инвестиционная деятельность регулируется на законодательном уровне.

  3. Принцип системности. Инвестиционная привлекательность образовывается и регулируется системно.

  4. Принцип регулируемости. Регулирование инвестиционной привлекательности предприятия возложено на уполномоченные органы.

Также важно рассмотреть составные элементы, из которых формируется инвестиционная привлекательность [3]:

  1. Финансовое положение (ликвидность, платежеспособность, финансовая устойчивость, рентабельность, оборачиваемость);

  2. Производственный потенциал (предметы труда, средства труда, трудовые ресурсы, технологии);

  3. Качество управления бизнес-процессами (престиж и бренд, связи с поставщиками и потребителями);

  4. Рыночная устойчивость (конъюнктура рынка, жизненный цикл предприятия)

Таким образом, Инвестиционная привлекательность является многоаспектным понятием, которое охватывает как финансовые, так и нефинансовые факторы. Она зависит от эффективности использования ресурсов, конкурентоспособности продукции и способности к саморазвитию. Для повышения инвестиционной привлекательности необходимо учитывать как внутренние, так и внешние условия, а также постоянно мониторить и адаптировать стратегии управления. Таким образом, инвестиции играют ключевую роль в развитии организаций и экономике в целом, подчеркивая важность их анализа и оценки.

В первую очередь для оценки и повышения инвестиционной привлекательности следует выявить факторы, которые на нее влияют. Исходя из элементов, составляющих данный экономический показатель, можно сказать, что на инвестиционная привлекательность формируются из следующих факторов: финансовое положения предприятия, производственный потенциал, качество управления бизнес-процессами, рыночная устойчивость.

Также инвестиционная привлекательность предприятия, по мнению некоторых экспертов, определяется целесообразностью вложения в него временно свободных денежных средств.

На уровень инвестиционной привлекательности оказывают влияние различные факторы, однако единая их группировка до настоящего времени не разработана, в связи с этим данный вопрос является предметом дискуссий. Следует отметить, что факторы, влияющие на уровень инвестиционной привлекательности, различаются в зависимости от потенциального объекта инвестирования, а также от экономической, экологической, политической и тому подобных сред, в которых функционирует объект. Однако многие авторы экономической литературы едины во мнении о том, что факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность предприятия, делятся на две категории: внешние и внутренние. А вот трактовки о составе и принадлежности к этим группам уже имеют некоторые расхождения. [5]

К внутренним факторам относятся факторы, зависящие от результата хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому именно внутренние факторы являются основным рычагом влияния на инвестиционную привлекательность предприятия.

Финансовое состояние предприятия поверхностно можно оценить на основе следующих показателей [2]:

  1. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств;

  2. Коэффициент текущей ликвидности;

  3. Коэффициент оборачиваемости активов;

  4. Рентабельность продаж по чистой прибыли;

  5. Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли.

Таким образом, инвестиционная привлекательность коммерческого предприятия представляет собой совокупность факторов, отражающих его финансовое состояние и работу менеджмента.

К внешним факторам инвестиционной привлекательности можно отнести следующее [1]:

  1. Экономикополитическая ситуация в мире (общемировой финансовый кризис и прочее);

  2. Законодательная база в стране (наличие особого законодательства для выбранной отрасли);

  3. Положение на рынке относительно конкурентных предприятий (относительная конкурентоспособность продуктов и услуг, финансовое положение и финансовая стабильность конкурентов, маркетинговые компании и реклама);

  4. Область деятельности конкретного предприятия;

  5. Деловая репутация.

Стоит добавить: в качестве внешних факторов также выступают те факторы, которые не являются результатом деятельности самого предприятия, а образуются во внешней среде, в отличие от внутренних факторов, зависящих от деятельности хозяйствующего субъекта.

Как уже упоминалось выше, огромное значение имеет непосредственно вид деятельности предприятия и место его расположения в стране, регионе, особенности институциональной среды, в которой оно существует. Так, авторы экономической литературы в своих работах, изучая предприятия конкретных отраслей – агропромышленной, деревообрабатывающей и так далее – определяют свою систему факторов, складывающихся из разных компонентов микро- и макроэкономических систем, делая направление своего исследования более рациональным и компактным. [5]

Главенствующую роль отвели внешним факторам влияния, обусловленным экономическими процессами в стране, политическим строем и так далее, в своем исследовании М. Ю. Шерешева и Е. В. Бузулукова. Они рассматривают факторы влияния на инвестиционную привлекательность предприятий России в разрезе двух групп: институциональной среды и характеристик самих предприятий. Объектом исследования в их работе является рынок российских предприятий в целом и инвестиционной привлекательности с точки зрения привлечения иностранных инвесторов. По их мнению, в первой группе факторами, способствующими повышению инвестиционной активности иностранных компаний на российском рынке, являются общий потенциал этого рынка, негативная динамика и финансовые кризисы развитых стран, а также работа российского правительства по повышению инвестиционной привлекательности. Ко второй группе факторов относятся недооцененность активов российских предприятий, а также их сложившийся рынок сбыта, что делает их привлекательным объектом для приобретения со стороны транснациональных корпораций. [20]

Имеются, конечно, и другие точки зрения по поводу группировок факторов. Одни ученые предполагают, к примеру, разбивать факторы на три группы: к одной относят все факторы, определяющие инвестиционный потенциал территорий, ко второй – все, что характеризуют региональную экономическую политику в области привлечения инвестиций, а третьей – внутренние показатели финансово-экономической деятельности организаций [6]. Но и эта классификация в конечном итоге сводится к изучению внутренних и внешних факторов.

Общепринятые методики анализа и оценки инвестиционной привлекательности предприятия базируется на определении его финансового состояния.

Также в экономической литературе можно встретить подобную классификацию [8] – деление групп факторов на объективные и субъективные: к объективным относят те факторы, которые не зависят от деятельности и предприятия. К ним можно отнести, например, финансовые кризисы, возникающие время от времени в отдельных государствах или регионах, стихийные бедствия и тому подобное, субъективные факторы полностью зависят от деятельности отдельных субъектов хозяйствования. В их числе можно назвать, например, уровень менеджмента в управлении предприятиями; выбор предприятием научно-технической, инвестиционной и финансовой политики и так далее. Соответственно, из всего вышесказанного следует, что одной из основных целей анализа инвестиционной привлекательности предприятия будет выявление факторов и условий, положительно либо отрицательно влияющих на уровень инвестиционной привлекательности, а одной из основных задач анализа инвестиционной привлекательности предприятия в системе управления предприятием является анализ влияния внутренних и внешних факторов на изменение инвестиционной привлекательности. Методики же самого анализа, в основе которых лежит анализ внешней информации о предприятии и влиянии на него внешних факторов воздействия, относятся к рыночному подходу осуществления диагностики уровня инвестиционной привлекательности, методики, основанные на анализе внутренней информации и внутренних факторов – к бухгалтерскому подходу, и методики, основанные на анализе как внешних, так и внутренних информационных данных и факторов, относят к комбинированному подходу.

Таким образом, Инвестиционная привлекательность предприятий формируется под воздействием множества факторов, как внутренних, так и внешних. Внутренние факторы, такие как финансовое состояние и качество управления, играют ключевую роль, в то время как внешние факторы, включая экономическую и политическую среду, также существенно влияют на привлекательность для инвесторов. Для эффективного анализа инвестиционной привлекательности необходимо учитывать как внутренние, так и внешние условия, а также применять соответствующие методики, что позволит выявить ключевые факторы, влияющие на уровень привлекательности.

Исходя из рассмотренных ранее факторов, для оценки инвестиционной привлекательности предприятия анализируются все показатели, определяющие финансовое состояние, рыночные позиции предприятия, динамику развития, уровень менеджмента и квалификацию персонала. [13]

В ходе оценки краткосрочной финансовой привлекательности многие авторы придерживаются мнения о необходимости анализа риска и доходности применительно ко всей финансово-хозяйственной деятельности организации. Это может быть сделано в ходе анализа финансового состояния организации.

Одной из методик комплексной оценки финансового состояния организаций является методика финансового состояния.

С этой целью необходимо проанализировать динамику оценочных показателей, структуру статей баланса, качество активов, основные направления хозяйственно-финансовой политики предприятия. Для этого используются следующие показатели:

  1. Ликвидность баланса [7]:

  1. Разность наиболее ликвидных активов и наиболее срочных обязательств. Отражает соотношение текущих платежей и поступлений. Рекомендованное значение больше либо равно 0.

  2. Разность быстрореализуемых активов и краткосрочных обязательств. Отражает соотношение текущих платежей и поступлений. Рекомендованное значение больше либо равно 0.

  3. Разность медленнореализуемых активов и долгосрочных обязательств. Показывает тенденцию увеличения или уменьшения текущей ликвидности в недалеком будущем. Рекомендованное значение больше либо равно 0.

  4. Разность труднореализуемых активов и постоянных пассивы. Означает, что собственных средств должно быть достаточно для покрытия потребности во внеоборотных активах. Рекомендованное значение больше либо равно 0.

  1. Финансовая устойчивость [25]:

  1. Коэффициент финансовой устойчивости (коэффициент долгосрочной финансовой независимости) (соотношение суммы собственного капитала и долгосрочных обязательств и валюты баланса) показывает долю собственных средств в общей сумме источников финансирования. Рекомендуемое значение 0,8 - 0.9, тревожно ниже 0,75.

  2. Коэффициент финансовой зависимости характеризует, в какой степени организация зависит от внешних источников финансирования, т.е. сколько заемных средств привлекла организация на 1 руб. собственного капитала. Показывает также меру способности организации, ликвидировав свои активы, полностью погасить кредиторскую задолженность. Рекомендуемое значение должно быть меньше 0,7. Превышение означает зависимость от внешних источников средств.

  3. Коэффициент финансовой независимости в части формирования запасов - соотношение разницы между собственным капиталом и внеоборотными активами и суммы запасов и НДС. Рекомендуемое значение больше 1.

  4. Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования характеризует наличие собственных оборотных средств, необходимых для финансовой устойчивости организации. Рекомендуемое значение больше 0,6 - 0,8.

  5. Коэффициент капитализации (соотношение заемного и собственного капитала) (плечо финансового рычага) показывает, сколько заемных средств привлекло предприятие на 1 руб.вложенных в активы собственных средств. Рекомендуемое значение меньше 1, выше при высокой оборачиваемости капитала.

  6. Коэффициент маневренности собственных оборотных средств характеризует, какую долю занимает собственный капитал, инвестированный в оборотные средства, в общей сумме собственного капитала организации. Рекомендуемое значение 0,2 - 0,5. Чем ближе к верхней границе, тем больше маневра.

  7. Коэффициент финансирования (отношение собственного капитала к заемным средствам) показывает, какая часть деятельности финансируется за счет собственных средств, а какая за счет заемных. Рекомендуемое значение больше либо равно 1.

  8. Коэффициент соотношения собственных и заемных средств показывает наличие собственных средств по сравнению с заемными средствами.

  1. Платежеспособность [24]:

  1. Общий показатель платежеспособности позволяет провести оценку изменения финансовой ситуации в организации с точки зрения ликвидности. Позволяет выбрать надежного партнера для бизнеса. Рекомендуемое значение больше либо равно 1.

  2. Коэффициент абсолютной платежеспособности характеризует, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена имеющимися денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями. Рекомендуемое значение от 0,2 до 0,5.

  3. Коэффициент обеспеченности запасов оборотным капиталом показывает, насколько запасы компании могут быть покрыты ее оборотным капиталом.

  4. Коэффициент обеспеченности собственными средствами показывает, насколько собственные средства компании могут покрыть ее активы.

  5. Чистые активы характеризуют наличие активов, не обремененных обязательств.

  1. Ликвидность [14]:

  1. Коэффициент текущей ликвидности характеризует, в какой степени все краткосрочные обязательства обеспечены оборотными активами. Рекомендуемое значение от 1 до 2. Нижняя граница обусловлена тем, что предприятию должно быть достаточно оборотных средств, чтобы покрыть свои краткосрочные обязательства. Превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами более чем в 2 раза считается нежелательным, поскольку свидетельствует о нерациональном вложении предприятием своих средств и неэффективном их использовании.

  2. Коэффициент промежуточной ликвидности измеряет способность компании покрывать свои краткосрочные обязательства за счет своих краткосрочных активов.

  3. Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена имеющимися денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями. Рекомендуемое значение от 0,2 до 0,5.

  4. Коэффициент быстрой ликвидности оценивает способность компании покрывать свои краткосрочные обязательства исключительно за счет высоколиквидных активов, исключая запасы.

  5. Коэффициент срочной ликвидности характеризует прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами. Рекомендуемое значение от 1 и выше. Низкие значения указывают на необходимость постоянной работы с дебиторами, чтобы обеспечить предприятию возможность обращения части оборотных средств в денежную форму для расчетов со своими поставщиками.

  6. Коэффициент ликвидности при мобилизации средств характеризует степень зависимости платежеспособности предприятия от запасов при мобилизации средств от их конверсии в деньги для покрытия краткосрочных обязательств. Рекомендуемое значение от 0,5 до 0,7.

  1. Рентабельность [14]:

  1. Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции.

  2. Рентабельность деятельности предприятия (чистая рентабельность) отражает конечную (чистую) эффективность всей деятельности клиента и позволяет планировать получение итогового финансового результата.

  3. Рентабельность собственного капитала определяет эффективность использования средств собственников, вложенных в бизнес, позволяет сравнить эффективность собственного капитала с возможным доходом от альтернативных вложений в другие активы.

  4. Рентабельность совокупного капитала показывает, сколько прибыли зарабатывает предприятие на рубль совокупного капитала, вложенного в его активы.

  5. Рентабельность внеоборотного капитала отражает эффективность использования внеоборотного капитала организации. Определяет величину прибыли, приходящейся на 1 руб. вложенный во внеоборотные активы. При расчете и анализе данного показателя следует оценить реальную стоимость внеоборотных активов, имеющихся на балансе организации (так как их оценка может быть занижена), и долю активной части основных средств, участвующих в производственном процессе и приносящих прибыль.

  6. Рентабельность оборотного капитала отражает эффективность и прибыльность использования оборотного капитала. Определяет величину прибыли, приходящейся на 1 руб., вложенный в оборотные активы.

  7. Рентабельность перманентного капитала показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок.

  8. Коэффициент затратоотдачи показывает, сколько прибыли от продажи приходится на 1 руб. затрат.

  1. Оборачиваемость [25]:

  1. Оборачиваемость активов показывает оборачиваемость средств, вложенных в активы, и показывает, эффективно ли используются активы для получения дохода и прибыли.

  2. Ресурсоотдача показывает оборачиваемость средств, вложенных в активы, и показывает, эффективно ли используются активы для получения дохода и прибыли.

  3. Оборачиваемость оборотного капитала показывает скорость оборота всех оборотных ресурсов организации, то есть сколько выручки приносит один рубль оборотных активов.

  4. Оборачиваемость собственного капитала показывает скорость оборота собственного капитала, его активность, т.е. сколько рублей выручки приходится на 1 рубль вложенного собственного капитала.

  5. Оборачиваемость заемного капитала показывает, сколько требуется оборотов для оплаты всей задолженности.

  6. Оборачиваемость кредиторской задолженности характеризует расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого организации.

  7. Оборачиваемость запасов показывает, какова скорость реализации запасов.

  8. Оборачиваемость дебиторской задолженности показывает, сколько раз в год взыскивается дебиторская задолженность в отчетном периоде.

  9. Оборачиваемость денежных средств показывает, сколько оборотов совершили денежные средства за анализируемый период.

При анализе финансовой привлекательности предприятия инвестору важно учитывать перспективы хозяйствующего субъекта. Количественно оценить их позволяет модель гибкого развития предприятия. Гибкость развития можно рассматривать, как его способность получать необходимый результат, позволяющий использовать все возможные источники инвестиций для постоянного обновления основных средств. При оценке гибкости развития предприятия следует использовать следующие коэффициенты: коэффициент устойчивости к обновлению основных средств; коэффициент изменения продуктивности; коэффициент инвестиционной активности. [21]

Коэффициент изменения продуктивности – это отношение продуктивности отчетного периода к продуктивности базисного периода. Чем больше значение данного коэффициента, тем выше степень гибкости и инвестиционная привлекательность хозяйствующего субъекта. Это связано с тем, что продуктивность – это основной фактор, влияющий на объем производства и реализации продукции животноводства. [23]

Определение инвестиционной привлекательности предприятия – необходимый элемент в принятии решений по вложению средств в его развитие.

Весь анализ инвестиционной привлекательности организации можно разбить на следующие составляющие [23]:

  1. Финансовый анализ – изучение финансовой устойчивости предприятия, прогнозирование развитие предприятия на основе имеющихся данных;

  2. Рыночный анализ – оценка предприятия по сравнению с конкурентами в данной отрасли.

  3. Технологический анализ – исследование технико-экономических альтернатив проекта, различных вариантов использования имеющихся технологий, поиск оптимального для данного инвестиционного проекта технологического решения;

  4. Управленческий анализ – оценка организационной и административной политики на предприятии, а также выработка рекомендаций в части, организационной структуры, организации деятельности, комплектования и обучения персонала;

Все перечисленные выше методики оценки инвестиционной привлекательности предприятии в основном предназначены для стратегических инвесторов, целью которых является не краткосрочное вложение капитала и получение дохода, а управление им и его операционной деятельностью. Спекулятивные инвесторы для оценки инвестиционной привлекательности теории портфельных инвестиций проводят фундаментальный и технический анализы.

Список использованных источников

1. Балдин, К. В. Управление рисками в инновационно-инвестиционной деятельности предприятия : учебное пособие / К. В. Балдин, И. И. Передеряев, Р. С. Голов. - 6-е изд., стер. - Москва : Дашков и К, 2023. - 418 с.

2. Басовский, Л. Е. Экономическая оценка инвестиций : учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 241 с.

3. Бондаренко, Т. Г. Инвестиции : учебное пособие / Т.Г. Бондаренко, Н.А. Проданова. — Москва : ИНФРА-М, 2024. — 157 с.

4. Бронникова, Т. С. Разработка бизнес-плана проекта : учебное пособие / Т.С. Бронникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2024. — 215 с. + Доп. материалы

5. Видищева, Р. С. Развитие методических основ инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта на базе финансового анализа : учебное пособие / Р. С. Видищева. - 2-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА, 2019. - 99 с

6. Виссема, Х. Стратегический менеджмент и предпринима тельство : возможности для будущего процветания : пер. с англ. / Ханс Виссема. – М. : Финпресс, 2022. – 272 с. – (Маркетинг и ме неджмент в России и за рубежом )

7. Головина, Н. А. Основы бухгалтерского учета : учебное пособие / Н. А. Головина, О. А. Халтурина ; Новосиб. гос. ун-т экономики и управления. - Новосибирск : НГУЭУ, 2023. - 212 с.

8. Голубкова, Е. Н. Оценка эффективности работы персонала компании / Е. Н. Голубкова, О. З. Михайлов, В. В. Юрашев // Марке тинг. – 2021. – № 2. – С. 116-125.

9. Зайцев, Н. Л. Краткий словарь экономиста : словарь / Н.Л. Зайцева. — 4-е изд., доп. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 224 с. — (Библиотека малых словарей «ИНФРА-М»).

10. Игонина, Л. Л. Инвестиции : учебник / Л. Л. Игонина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2021. — 752 с.

11. Инвестиции : учебник / Л. И. Юзвович, Е. Г Князева, Е. А. Разумовская [и др.] ; под. ред. Л. И. Юзвович. - 3-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2020. - 612 с.

12. Инвестиции : учебное пособие / М. Ю. Архипова, В. Е. Афонина, Н. Т. Васильцова [и др.] ; под. ред. В. Е. Афониной. - Москва : Издательство «Аспект Пресс», 2022. - 408 с.

13. Инвестиции и инвестиционная деятельность : учебник / Л. И. Юзвович, М. С. Марамыгин, Е. Г. Князева [и др.] ; под общ. ред. Л. И. Юзвович. - 2-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2022. - 498 с. - ISBN 978-5-9765-5069-8 (ФЛИНТА)

14. Камысовская, С. В. Бухгалтерская финансовая отчетность: формирование и анализ показателей : учебное пособие / С.В. Камысовская, Т.В. Захарова. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 432 с. + Доп. материалы

15. Кобелева, И. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций : учебное пособие / И.В. Кобелева, Н.С. Ивашина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2024. — 292 с.

16. Королев, В. И. Основы менеджмента : учебное пособие / под ред. д-ра экон. наук, проф. В.И. Королева. — Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2023. — 624 с.

17. Косов, Н. С. Микроэкономика : учебное пособие / Н.С. Косов, Г.И. Терехова, Н.И. Саталкина ; под ред. д-ра экон. наук, проф. Н.С. Косова. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 247 c. + Доп. материалы

18. Лукасевич, И. Я. Инвестиции : учебник / И.Я. Лукасевич. — Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2024. — 413 с.

19. Мищенко, А. В. Оптимизационные модели управления финансовыми ресурсами предприятия : монография / А. В. Мищенко, Е. В. Виноградова. — Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2019. — 337 с.

20. Мищенко, И. К. Основы экономики организации : учебное пособие / И.К. Мищенко, О.А. Поволоцкая, Т.Е. Фасенко. — Москва : ИНФРА-М, 2022.

21. Москвин, В. А. Кредитование инвестиционных проектов: рекомендации для предприятий и коммерческих банков : практическое руководство / В. А. Москвин. - Москва : Финансы и Статистика, 2021. - 239 с.

22. Полякова, Э. И. Экономический и маркетинговый анализ : учебное пособие / Э. И. Полякова. - Москва ; Вологда : Инфра-Инженерия, 2023. - 308 с.

23. Проблемы анализа, экономической безопасности и аудита в современной России : материалы Международной научно-практической конференции студентов и преподавателей (27-30 октября 2021 года, 09-12 ноября 2021 года. 14-17 марта 2022 года) / под ред. Н.Н. Карзаевой, Ю.Н. Каткова. - 2-е изд., стереотип. - Москва : Научный консультант, 2024. - 236 с.

24. Родионова, В. Н. Стратегический менеджмент : учебное пособие / В. Н. Родионова. — 3-е изд., испр. и перераб. — Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2020. — 106 с.

25. Савицкая, Г. В. Экономический анализ : учебник / Г.В. Савицкая. — 15-е изд., испр. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2024. — 587 с.

26. Сергеев И. В., Веретенникова И. И., Яновский В. В. Организация и финансирование инвестиций : учеб. пособие. М. : Финансы и статистика, 2020. С. 37.

27. Сироткин, С.А. Экономическая оценка инвестиционных проектов: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Экономика и управление на предприятиях (по отраслям)» / С.А. Сироткин, Н.Р. Кельчевская. — 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 311 с.

28. Управление инвестиционной привлекательностью организации : учебник / Г.Д. Антонов, О.П. Иванова, В.М. Тумин, И.С. Антонова. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 223 с.

29. Экономическая оценка инвестиций : учебное пособие / под общ. ред. Н.Г. Гаджиева. — Москва : ИНФРА-М, 2024. — 211 с.

30. Яковлев, Г. А. Организация предпринимательской деятельности : учебное пособие / Г. А. Яковлев. — 2-е изд. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 313 с.

Просмотров работы: 29