Скороговорки— это явление, которое существует практически в каждом языке [5, c.645]. Помимо того, что скороговорки являются серьёзным предметом исследований, они так же несут огромную практическую пользу при обучении английскому языку. Скороговорка—это неофициальный термин, обозначающий группу труднопроизносимых слов [2, c.50]. Они могут использоваться как разновидность устной (или песенной) словесной игры, а также в качестве упражнений для улучшения произношения и беглости речи. Скороговорки как средство совершенствования фонетической компетенции обучающихся способны помочь в преодолении трудностей с произношением конкретных звуков, совершенствуют беглость речи и вносят игровой компонент в структуру занятия.
При внедрении англоязычных скороговорок в структуру занятия, еще на этапе отбора материала, учителя могут столкнуться с рядом проблем: 1) отсутствие скороговорок для отработки конкретных звуков/групп звуков английского языка; 2) неактуальность содержания скороговорок; 3) отсутствие интереса обучающихся к скороговоркам.
В решении данных проблем педагогу способно помочь внедрение искусственного интеллекта и нейросетей в процесс обучения. Искусственный интеллект — область компьютерной науки, нацеленная на создание систем и программ, способных выполнять задачи, обычно требующие человеческого интеллекта. Нейросеть, в свою очередь, это подразделение искусственного интеллекта, которое моделирует работу человеческого мозга [6]. На сегодняшний день, использование искусственного интеллекта в обучении английскому языку способно существенно усовершенствовать и оптимизировать процесс обучения. Работа с нейросетями позволяет персонализировать учебный материал, сделать процесс обучения более увлекательным, при этом не лишая его эффективности.
Для анализа в нашем исследовании мы постарались подобрать нейросети, которые не только обладают необходимым функционалом для генерации скороговорок, но при этом просты и понятны в использовании для учителей и преподавателей. Значимым критерием при выборе так же являлась доступность нейросетей в РФ. Для создания и работой с англоязычными скороговорками учителем иностранного языка могут быть использованы такие нейросети как:
ChatGPT 4.0.Данная нейросеть способна подобрать или сгенерировать скороговорку исходя из любого запроса (отработка конкретного звука, тематика, сложность и т.д.). Нейросеть доступна в России, бесплатна. Язык интерфейса: английский (но при этом запрос можно выполнить на любом языке)[1].
Мы попросили нейросеть придумать англоязычную скороговорку для 4 класса, указали уровень владения и желаемые звуки для отработки /f/,/v/. Нейросетьсгенерироваласледующуюскороговорку:Five funny foxes flew from a farm, while a very brave wolf vowed to follow.В скороговорке присутствует повторение и чередование фонем /f/, /v/, вокабуляр для уровня владения А1, а так же краткость оптимальная для учеников 4 класса.
Как мы уже говорили ранее, ChatGPT4.0 способен сгенерировать скороговорку в соответствии с заданной темой. Мы попросили придумать скороговорку на тему TikTok (были так же заданы параметры для обучающихся: 11 класс, уровень владения языком B1, отработка фонем /tʃ,/, /dʒ/ ). Мыполучилиследующийрезультат: The catchy tunes on TikTok make the children jump and jive, but the teachers are trying to teach, and they’re saying, “This is just a bunch of chatter and cheap tricks!”. В данной скороговорке мы наблюдаем повторение и чередование фонем /tʃ,/, /dʒ/, вокабуляр для уровня B1 и соответствие заданной тематике. Как мы видим, ChatGPT4.0 способен сгенерировать скороговорку исходя из любого запроса и благодаря этому способен стать незаменимым помощником для учителя в любом другом вопросе.
YandexART (Шедеврум). Другая нейросеть, которая скорее является полезным дополнением к ChatGPT4.0 – проект Яндекса (YandexArt. Шедеврум), которая способна сгенерировать изображение под любой запрос. Нейросеть бесплатна, доступна в России, язык интерфейса: русский, присутствует ограничение на генерацию не более 70 изображений в день)[4].
В Шедевруме получаются красочные иллюстрации, которые способны стать отличным дополнением к скороговоркам и обеспечить наглядность при изучении материала. Мы так же можем попросить обучающихся воспроизвести ранее изученную скороговорку по изображению или сопоставить скороговорки с иллюстрациями. Так же, в Шедевруме можно сгенерировать случайную иллюстрацию и попросить ChatGPT4.0 придумать для нее скороговорку.
SUNO. Еще одна нейросеть, функционал которой позволит учителю работать с англоязычными скороговорками–Suno. Нейросеть специализируется на сознании песен, но при четко сформулированном запросе, может создать скороговорку и озвучить ее в формате песни любого жанра. Нейросеть бесплатна, доступна в России, язык интерфейса: английский[1].
Мы попросили Suno создать песню-скороговорку для 4 класса, на тему детских увлечений и отработку фонем /k/, /g/. Нам был предложен следующий результат:
Kenny'skiteintheglowingnight.
Kids keeping still with all their might.
Gary gathers gifts piled high.
Goodness gracious how they fly!
Получившаяся скороговорка может быть озвучена нейросетью в формате песни, что способно сделать привычный способ работы со скороговорками на уроке более увлекательным и вызвать отклик у обучающихся.
Таким образом, внедрение скороговорок в структуру урока английского языка до сих пор остаётся одним из самых эффективных способов совершенствования фонетической компетенции обучающихся. Рассмотренные нами нейросети способны помочь учителю сгенерировать скороговорки исходя из особенностей определенного урока, а также эффективно работать с ними в процессе урока, совершенствуя фонетическую компетенцию обучающихся.
Списоклитературы
ChatGPT 4.0[Электронный ресурс]. URL: https://chatgptchatapp.com/ (дата обращения: 03.01.25)
JuniartiN.T. Using tongue twister technique to improve students’ pronunciation ability. Inspiring: //English Education Journal. Parepare (Indonesia): State of Islamic Institute (IAIN) of Parepare. – 2020. – P. 49–57.
Suno. [Электронный ресурс]. URL: https://suno.com/ (дата обращения: 03.01.25)
YandexART.Шедеврум. [Электронный ресурс]. URL: https://shedevrum.ai/?ysclid=m3g3ywov9z732905651 (дата обращения: 03.01.25)
Гридина T. A. Языковая игра: стереотип и творчество. – Екатеринбург: Изд-во УГПУ. – 1996. – 214 с.
Кудяков В. Чем отличаются Искусственный Интеллект и Нейросети? [Электронный ресурс]. URL: https://proza.ru/2024/01/07/1829 (дата обращения: 03.12.24)